НАЗАД В БИБИЛИОТЕКУ


   Источник: В.Р. Бежок, Б.Н. Чайка Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок. М., Недра, 1982 г., 391 с.

РЕВИЗИЯ И НАЛАДКА ТОРМОЗОВ С ПРУЖИННО-ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ПРИВОДАМИ

Привод тормоза

     При подаче сжатого воздуха в цилиндр предохранительного торможения цилиндр рабочего торможения смещается вверх, поднимая грузы до упора шайбы в резиновый буфер. При этом верхний опорный диск, связанный с цилиндром тягами, закрепленными в крышке, занимает крайнее верхнее положение. Пружины, зажатые между верхним и нижним опорными дисками, стремятся разжаться, опуская поршень вниз при отсутствии сжатого воздуха в цилиндре. При этом через палец и тягу усилие пружинного блока передается исполнительному органу тормоза. Сжатый воздух к цилиндру рабочего торможения подводится шлангом через регулятор давления и электропневматические клапаны. Впуская сжатый воздух в цилиндр рабочего торможения, поднимают поршень, сжимая при этом пружины и растормаживая машину. Изменением давления воздуха в цилиндре рабочего торможения регулируют величину тормозного момента.

    Величина затяжки пружинного блока регулируется гайками на тягах.

    Регулируемые выхлопные устройства необходимо настроить так, чтобы при предохранительном торможении воздух из цилиндра рабочего торможения выходил быстрее, чем из цилиндра предохранительного торможения. При такой настройке вначале создается тормозной момент пружинным блоком – первая ступень.

    Вторая ступень предохранительного торможения создается тормозными грузами. При выходе сжатого воздуха из цилиндра предохранительного торможения цилиндр рабочего торможения под действием грузов опускается, дополнительно через верхний опорный диск, сжимая пружины и увеличивая тормозной момент.

    Пружинно-пневматический привод тормоза имеет пружинный блок и цилиндр рабочего торможения, закрепленный на раме машины. По конструкции он почти не отличается от пружинно-гидравлического привода тормоза.

    Ревизию и наладку пружинно-грузового пневматического привода тормоза выполняют в следующем порядке:

    внешний осмотр;

    разборка пружинного блока (в случае необходимости);

    разборка тормозных цилиндров и их внутренний осмотр;

    сборка привода, проверка его работы и регулировка;

    настройка блокировочных выключателей.

    При внешнем осмотре привода необходимо проверить:

    • состояние пружин и их опорных стаканов. Они не должны иметь трещин, сколов и других дефектов;

    • состояние тяг. Резьба тяг должна быть исправной. Не допускается погнутость тяг и затирание тягами краев отверстий в нижнем опорном и промежуточных дисках;

    • свободу перемещения штока поршня в крышке;

    • крепление привода к раме машины, отсутствие перекосов;

    • состояние шарнирных соединений. Палец не должен иметь видимого люфта при растормаживании и затормаживании машины. Густая смазка должна свободно продавливаться пресс-масленкой в шарнирное соединение;

    • отсутствие утечек воздуха через уплотнения;

    • поступление смазки на рабочие поверхности цилиндров и штоков;

    • состояние и крепление тормозных грузов. Все шарнирные валики подвески грузов должны быть смазаны, надежно застопорены, не должны иметь люфтов. Наборные плиты тормозных грузов должны быть надежно скреплены между собой стяжными шпильками. Грузы при опускании не должны задевать за стенки фундамента или за конструкции копра, а расстояние от грузов до стенок или металлоконструкций должно быть не менее 25 мм. Допускается уменьшение этого расстояния до 10 мм при обшивке стен металлическим листом или облицовочной плиткой, либо когда металлоконструкции копра не имеют выступающих частей, которые могут вызвать зависание грузов. При нижнем положении тормозных грузов расстояние по вертикали от грузов до помоста или до дна колодца должно быть не менее 300 мм. Масса тормозных грузов должна соответствовать расчетной. На каждой тяге одного привода должно быть одинаковое количество грузов;

    • видимую часть корпуса цилиндра рабочего торможения при снятом ограждающем стакане (если он имеется). На внешней поверхности цилиндра не должно быть рисок, ржавчины, раковин и др. дефектов. Мелкие дефекты устранить шабером или мелкой наждачной шкуркой. При наличии серьезных дефектов цилиндр подлежит замене;

    • состояние пружинного блока. Если в результате осмотра пружинного блока дефектов не обнаружено и имеется полная уверенность в его исправности и достоверности данных о высоте пружинного блока в свободном состоянии, разборку блока можно не производить. При обнаружении дефектов необходимо пружинный блок разобрать для более тщательного осмотра, ремонта или замены дефектных деталей. В течение первых пяти лет эксплуатации машины необходимо ежегодно освобождать пружинный блок или производить его полную разборку для замера высоты блока в свободном состоянии, так как пружины в процессе эксплуатации (особенно в начальный период) могут дать усадку. В дальнейшем эту операцию производить один раз в 5 лет.

    После освобождения пружинного блока измерить его высоту в свободном состоянии Нсв от верхней кромки нижнего опорного диска до верхней кромки верхнего опорного диска. В случае полной разборки пружинного блока измерить высоту каждой пружины. Сравнить эти величины с заводскими данными, приведенными в паспорте машины или на чертеже. В дальнейшем при затяжке пружинного блока на требуемую величину пользоваться фактической измеренной высотой пружинного блока в свободном состоянии Нсв. Пружины, давшие в результате эксплуатации значительную усадку, резко отличающуюся от усадки остальных пружин, а также лопнувшие пружины заменить. При подборе пружины из резерва для замены следует иметь в виду, что в одной секции блока допускается применять пружины, отличающиеся по высоте не более чем на 2 мм.

    При сборке пружинного блока необходимо соблюдать маркировку и расположение пружин по секциям, для чего во время разборки они должны быть уложены в определенном порядке.

    Разборку цилиндров для внутреннего осмотра осуществить одним из трех способов:

    1. Одновременно с разборкой пружинного блока;

    2. Без разборки пружинного блока с применением подъемных средств;

    3. Без разборки пружинного блока и без применения подъемных средств.

    Разборка цилиндров первым способом производится после разборки пружинного блока в следующей последовательности:

    • закрыть вентиль подачи сжатого воздуха и полностью выпустить воздух из тормозной системы;• снять тормозные грузы, детали подвески грузов и шайбу;

    • отсоединить гибкий шланг от цилиндра рабочего торможения;

    • зацепить монтажным краном за шток поршня, слегка подняв его, снять нагрузку с шарнирного соединения тяги с угловым рычагом исполнительного органа тормоза; отсоединить тягу от исполнительного органа тормоза;

    • поднимая монтажным краном шток поршня далее, вынуть цилиндр рабочего торможения из предохранительного цилиндра;

    • снять крышку цилиндра рабочего торможения;

    • монтажным краном вынуть поршень из цилиндра рабочего торможения.

    Второй и третий способы применяют, когда нет необходимости в разборке пружинного блока.

    Второй способ отличается от первого тем, что пружинный блок фиксируется при расторможенной машине стяжными шпильками, затем выпускается воздух из цилиндров рабочего и предохранительного торможения. Остальные операции – те же, что и при первом способе.

    Третий способ заключается в следующем:

    • разгрузить подъемные сосуды и зафиксировать орган навивки стопором;

    • демонтировать стойку с блокировочными выключателями;

    • отпустить контргайки на горизонтальной тяге исполнительного органа тормоза;

    • растормозить машину и зафиксировать пружинный блок в сжатом состоянии при помощи распорок, установленных между нижним опорным диском и крышкой, скрепить распорки между собой (в качестве распорок можно применить разрезанный вдоль отрезок трубы требуемых размеров);

    • снять тормозные грузы и демонтировать детали подвески грузов;

    • установить распорки между верхним фланцем цилиндра рабочего торможения и верхним срезом цилиндра предохранительного торможения;

    • закрыть вентиль подачи сжатого воздуха и полностью выпустить воздух из тормозной системы;

    • отсоединить гибкий шланг от цилиндра рабочего торможения;

    • укорачивая горизонтальную тягу исполнительного органа тормоза, извлечь поршень из цилиндра предохранительного торможения на высоту, достаточную для осмотра или замены манжеты;

    • опустить поршень на место горизонтальной тягой исполнительного органа тормоза, произвести сборку цилиндра рабочего торможения;

    • демонтировать серьгу подвески грузов и шайбу;

    • вновь укорачивая горизонтальную тягу исполнительного органа тормоза извлечь цилиндр рабочего торможения из цилиндра предохранительного торможения и поднять его на высоту, достаточную для осмотра или замены манжет.

    При внутреннем осмотре цилиндров необходимо проверить:

    1. Состояние рабочих поверхностей цилиндров и поршней, на которых не должно быть ржавчины, царапин, раковин и других дефектов. Мелкие дефекты устранить шабером или мелкой наждачной шкуркой. При серьезных дефектах поверхности цилиндра подлежат замене;

    2. Отсутствие посторонних предметов, грязи; промыть цилиндры;

    3. Состояние манжет, поршня и его крепление со штоком. При необходимости заменить манжеты.

    Сборку цилиндров произвести в обратной последовательности. Поршни должны свободно под действием собственного веса перемещаться в цилиндрах. После сборки необходимо проверить поступление смазки ко всем смазываемым точкам.

    Ревизия пружинно-пневматических приводов тормоза производится в той же последовательности, что и пружинно-грузовых приводов, за исключением всех пунктов, касающихся грузовой части тормоза.

    После окончания сборки привода тормоза необходимо проверить:

    • регулировку исполнительного органа тормоза в соответствии с требованиями.

    Перед регулировкой затяжки пружинных блоков убедиться, что в расторможенном положении зазоры между фрикционными накладками и ободом равны 1 мм на сторону.

    При одинаковой затяжке левого и правого пружинных блоков разница ходов поршней не должна превышать 5 мм. В противном случае вновь проверить и отрегулировать зазоры между фрикционными накладками и ободом, после чего повторно подрегулировать затяжку пружинных блоков. Величины Нсв и Нзат измеряются от верхнего среза верхнего опорного диска до верхнего среза нижнего опорного диска (т.е. без учета толщины нижнего опорного диска). При регулировке не допускать перекоса верхнего опорного диска относительно нижнего. Отсутствие перекоса контролируется измерением высоты блока против каждой тяги;

    • фактическую величину давления воздуха в тормозных цилиндрах, при которой происходит полное оттормаживание машины. Эта величина не должна отличаться от расчетной более чем на 10%. Возможные причины отклонения и способы проверки такие же, как для пружинно-гидравлических приводов тормозов.

    • блокировочные конечные выключатели. Установить на место стойку с блокировочными конечными выключателями. Произвести ревизию выключателей. Отрегулировать выключатели.

    Конечный выключатель, контролирующий положение поршня цилиндра предохранительного торможения, и воздействующий на него нажим отрегулировать так, чтобы контакты выключателя замыкались при верхнем положении тормозного груза.

    Аналогичным образом регулируют конечный выключатель, контролирующий полное растормаживание машины: его контакты должны замкнуться при положении нижнего опорного диска примерно на 5 мм ниже его крайнего верхнего положения.

    Выключатель износа тормозных колодок и воздействующий на него нажим отрегулировать из условия уменьшения тормозного момента на 5% аналогично пружинно-гидравлическому приводу тормоза.

    • величину опускания тормозных грузов при предохранительном торможении, которая зависит от разности тормозных моментов, создаваемых пружинной и грузовой частями тормоза. При равенстве моментов тормозные грузы либо совсем не опускаются, либо опускаются незначительно (5-7 мм).

Панель тормоза

    Панель тормоза содержит аппараты управления рабочим и предохранительным торможением, а у двухбарабанных машин – также аппарат управления механизмом перестановки.

    В панелях тормоза нормального исполнения установлен регулятор давления типа РДБВ или РДУ-1 и электромагнитные клапаны нормального исполнения, а в панелях, предназначенных для установки во взрывобезопасной среде – регуляторы давления типа РДВП и электромагнитные клапаны взрывозащищенного исполнения.

    При ревизии и наладке панели тормоза необходимо проверить:

    1) состояние трубопроводов, отсутствие утечек сжатого воздуха. При необходимости заменить уплотнения.

    При монтаже подъемных машин до подачи сжатого воздуха в тормозную систему все трубопроводы от компрессоров до воздухосборника, от воздухосборника до панели тормоза и от панели тормоза до тормозных приводов должны быть очищены от ржавчины и окалины травлением 20-ти процентным раствором соляной или серной кислоты, промыты известковым раствором и горячей водой. После промывки трубы просушить и смазать маслом;

    2) отсутствие механических повреждений элементов панели тормоза, правильность трубной разводки и ее соответствие пневматической схеме тормоза. Направление стрелок на маслораспылителе и фильтре должно соответствовать направлению воздушного потока. Панель тормоза должна быть очищена от грязи;

    3) состояние регулятора давления, электромагнитных клапанов и произвести их ревизию и наладку.

    Поскольку при пружинно-пневматическом приводе тормоза не используется электромагнит первой ступени торможения регуляторов давления РДБВ и РДУ-1, то его рекомендуется демонтировать, либо демонтировать его якорь.

    4) правильность сборки электрических цепей управления и измерить сопротивление изоляции отдельных аппаратов и схемы в целом, которое должно быть не менее 0,5 МОм;

    5) величину омического сопротивления обмоток регулятора давления и электромагнитных клапанов и сравнить с паспортными данными. Величины сопротивления не должны отличаться от данных, приведенных в технических характеристиках или нанесенных непосредственно на катушках, более чем на ;

    6) состояние маслораспылителя, который предназначен для подачи в сжатый воздух тонкораспыленного масла для смазки трущихся поверхностей тормозных устройств, и произвести его ревизию и наладку.

    На подъемных машинах, находящихся в эксплуатации, маслораспылитель можно не разбирать, если он работает нормально. При работе маслораспылителя проверить отсутствие утечек. При наличии утечек следует подтянуть винты, соединяющие корпус с фланцем, гайку или пробки для заливки масла. Ели это не устранит утечек, осмотреть уплотнения и заменить их в случае необходимости. При просачивании воздуха через дроссель осмотреть его уплотнения, в случае необходимости заменить;

    7) состояние воздушного фильтра (влагоотделителя) и провести его ревизию. Фильтр предназначен для отделения твердых частиц величиной до 0,05 мм, частиц воды и компресорного масла, находящихся в сжатом воздухе, поступающем в пневмоусилители электромагнитных клапанов. Воздушный фильтр (влагоотделитель) необходимо разобрать, осмотреть и промыть металлокерамический фильтр и другие детали. При работе фильтра проверить отсутствие утечек воздуха. При появлении утечек по стыку корпуса и стакана проверить состояние уплотняющего кольца и в случае необходимости заменить его. При появлении утечек через кран необходимо проверить поверхность клапана и его седла;

    8) состояние тормозного командаппарата и провести его ревизию и наладку. Затем снять характеристику регулятора давления (зависимость давления в тормозных цилиндрах от токов управления в обмотке от нуля до величины, при которой прекращается увеличение давления, и при уменьшении тока до нуля). Необходимо снять две характеристики: при минимальном и максимальном давлении воздуха в воздухосборнике. Количество устойчивых ступеней в зоне регулирования должно быть не менее 25. Снятие характеристики произвести после наладки исполнительного органа и привода тормоза;

    9) состояние регулируемых выхлопных устройств, если имеется необходимость двухступенчатого предохранительного торможения, и произвести их ревизию и наладку. Регулируемое выхлопное устройство предназначено для регулирования скорости выхода воздуха из тормозных цилиндров при предохранительном торможении машины или стопорении ее в автоматическом режиме. Сжатый воздух из тормозных цилиндров, пройдя электромагнитный клапан, попадает в выхлопное устройство и по нему устремляется вверх через регулирующий клапан и вниз через дроссельную шайбу.