RUS | UKR | ENG | ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ | Реферат | Ссылки | Библиотека | Отчет о поиске | Военно-полевая миниатюра
Актуальность. Мировой рост цен на нефтепродукты обусловил повышение интереса к углю как приоритетному теплоносителю и сырью в химической и других отраслях промышленности. Вместе с тем, для передачи больших количеств угля на значительные расстояния наиболее выгоден гидротранспорт [2, 9].
Магистральная гидротранспортная система угля включает:
Flash-анимация, Macromedia Flash Basic 8, 16 кадров, 22 КБ.
1. Главный терминал – начало системы, где уголь дробится, измельчается, готовится гидросмесь и загружается в линию. К главному терминалу также относится главная насосная станция.
2. Трубопроводная магистраль с насосными станциями, которые размещаются на линии для создания необходимого напора и перемещения продукта по трубопроводу, и аппаратурой блокирования для защиты трубопровода.
3. Приемный терминал – комплекс для обезвоживания и последующего использования продукта.
Основные характеристики крупных гидротранспортных систем приведены в таблице [3]. Из таблицы видно, что длина работающих трубопроводов достигает 440 км, а размер максимального куска материала не превышает 3 мм. Наиболее известной системой являлась Блэк Меса - Мохейв, закрытая из-за проблем с водоснабжением [6, 7].
Система |
Длина, км |
Диаметр, мм |
Производительность за год, млн. т |
Количество насосных станций |
Макс. диаметр зерен, мм |
Уровень внедрения |
Кадис -- Ист-Лейк |
174 |
254 |
1,3 |
4 |
4,4 |
Работал в 1957-1963 гг. |
Блек-Меса -- Мохейв |
440 |
457 |
4,4 |
3 |
1,2 |
Работал в 1970-2006 гг. |
Белово -- Новосибирск |
252 |
500 |
3,0 |
- |
2,0 |
Работал в 1990-1994 гг. |
Фрейлинг -- Эмиль |
9 |
386 |
2,5 - 3,0 |
- |
2,0 |
Находится в эксплуатации с 1952 г. |
Порто-Торрес |
4 |
406 |
3,5 - 4,1 |
- |
3,0 |
Находится в эксплуатации |
Магистральный гидротранспорт угля обладает рядом преимуществ [1]: минимальными удельными экономическими затратами и потерями продукта; малыми сроками строительства трубопроводов; повышенной надежностью; возможностью полной автоматизации; экологической чистотой; независимостью от погодных условий. Однако исследования и практика эксплуатации гидротранспортных установок выявили ряд технических и технологических проблем, возникающих при гидравлическом транспорте угля:
1. трудности с обезвоживанием угля. В существовавших гидротранспортных системах было предусмотрено многооперационное обезвоживание, которое включало термическую сушку – дорогой и пожароопасный процесс, загрязняющий атмосферу;
2. при дальнем гидротранспорте коксующихся углей имеет место ухудшение их спекающих свойств;
3. повышенная деструкция слабометаморфизированных углей, а также размокание сопутствующих породных фракций, резко усложняющих процесс обезвоживания.
Задачей настоящей работы является разработка технологических основ эффективного обезвоживания углей, передаваемых гидротранспортом на далекие расстояния (200-500 км и более). Для этого предлагается совмещение процессов гидротранспортирования и масляной грануляции с целью получения новой высокоэффективной технологии для использования в конечном итоге в промышленных гидротранспортных системах.
Научная новизна. В области теоретических исследований был произведен анализ тонкодисперсного угля как объекта обезвоживания с применением масляной агрегации, рассмотрены теоретические основы механизма получения углемасляных агрегатов в условиях сниженных затрат реагента-связующего, адгезионного контакта «уголь – масло» и элементарного акта углемасляной агрегации.
Разработанная нами феноменологическая модель обезвоживания угля масляной агрегацией включает ряд субпроцессов [4], последовательное рассмотрение которых даёт возможность глубже понять механизм происходящих явлений и выявить его закономерности.
Рис 1. Феноменологическая модель обезвоживания (ист. 4, стр. 39)
Были рассмотрены основные субпроцессы модели обезвоживания и проанализирован механизм физико-химических процессов, имеющих место при их протекании. На субпроцесс сближения и встречи объектов (угольное зерно и капли реагента) в водной среде оказывают влияние гидродинамические факторы, основными из которых являются близкое и дальнее гидродинамическое взаимодействие частиц. Близкое гидродинамическое взаимодействие определяется свойствами тонких поверхностных слоёв воды. Дальнее гидродинамическое взаимодействие состоит в том, что крупное зерно (3-6 мм) или большая капля связующего искривляют линии течения воды и изменяют траекторию движения малых частиц. На взаимодействие твердых объектов в воде также влияет и форма зерен. Так как толщина аномального слоя воды на гранях и ребрах утончается, то вероятность захвата агрегатами «угловатых» гидрофобных зерен увеличивается.
Процесс адгезии определяет взаимодействие угля с аполярными реагентами [5]. Вытеснение маслом водной пленки с угольной поверхности зависит от природы адгезионной связи «уголь – связующее» и площади граничного слоя связующего на поверхности частиц. Экспериментальные данные, полученные методами молекулярной спектроскопии, показывают, что адгезионные контакты в межфазной зоне «уголь – связующее» обусловлены не только адсорбцией, но и проявлением сил химической природы – смена интенсивности пиков поглощения при 3460 и в области 3200-3100 см-1 подтверждает наличие водородной связи. Это способствует возникновению на угольной поверхности адсорбционно-сольватного полислоя – граничной пленки масла-связующего, что и является первой стадией обезвоживания.
Рис 2. ИЧ-спектры (ист. 4, стр. 81)
а) уголь марки К ш. Карагандинская;
б) мазут М100;
в) агрегат "мазут - уголь";
г) МОШ;
д) агрегат "МОШ - уголь";
е) полимер бензольного производства Авдеевского КХЗ;
ж) агрегат "полимер - уголь"
При транспортировании и одновременном перемешивании суспензии в трубопроводе протекает процесс образования структур «ядро – оболочка». Концентрация водной фазы в суспензии значительно превышает концентрацию масляной фазы, поэтому при агитации сначала возникает эмульсия вида «масло в воде». Начальный этап получения эмульсии сопровождается уменьшением диаметра эмульсионных капель и большой скоростью диспергирования. Процесс завершается при достижении динамического равновесия системы.
Рис 3. Углемасляные грануляты (ист. 4, стр. 64)
а, б) конгломерационный комплекс, х65;
в, г) комплексы типа «ядро – оболочка», х55;
д, е) микрогранулят, х100
Аутогезионные контакты угольных зерен покрытых слоем связующего осуществляются аналогично адгезионным контактам. Хронологическая последовательность фаз контакта такова: встреча – сближение – прорыв водной пленки – сцепление зерен. Первичный углемасляный агрегат объединяет несколько зерен и имеет радиус, значительно превышающих радиусы его отдельных составляющих, поэтому встреча с ним еще несвязанных зерен возможна по диффузионному и инерционному механизмам. Полидисперсность твердой агрегатообразующей фазы гидротранспортных систем обуславливает разную вероятность встречи для пар зерен различных радиусов [10]. Структура первичных и вторичных агрегатов также зависит от соотношения этих вероятностей.
Обезвоживание агрегатированного угля центрифугированием в сравнении с неагрегатированным существенно эффективней. Таким образом, применение специального процесса обезвоживания и обогащения тонкодисперсных углей – масляной агрегации, в сочетании с гидротранспортом позволяет, во-первых, радикально снизить влажность кека центрифуг (с 34 до 17 %) во-вторых, существенно уменьшить потерю органической массы угля с фугатом и увеличить зольность твердого компонента в фугате до 79-85%; в-третьих, сохранить коксующиеся свойства гидравлически транспортируемого угля.
Характеристики получаемых продуктов |
Без масляной агрегации |
При масляной агрегации |
Влажность кека при факторе Фруда = 2000, % |
34 |
17 |
Зольность отходов, % |
50 - 55 |
79 - 85 |
Массовая концентрация гидросмеси, % |
50 |
50 |
Относительные гидравлические потери напора в трубопроводе, д.ед. |
1 |
0,85 - 0,9 |
Содержание остаточного масла в отходах, % |
- |
следы -- до 5-10 мг/л |
Литература
1. Белецкий В.С. Технологические основы рационального использования масляной агломерации для обезвоживания и облагораживания гидравлически транспортируемых углей / Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. – Донецк, 1986. – 230 с.
2. Смолдырев А.Е. Гидро- и пневмотранспорт в металлургии (техника и технология, инженерные расчеты) – М., “Металлургия”, 1985. – 280 c.
3. Дуд Т. Дж. Обзор гидротрубопроводных систем, построенных в мире за последнее время – 20-я Международная техническая конференция по утилизации угля и топливным системам, Клиэрустэр, шт. Флорида, США, 20-23 марта 1995 г.
4. Білецький В.С., Сергєєв П.В., Папушин Ю.Л. “Теорія і практика селективної масляної агрегації вугілля” – Донецьк, 1996. – 264 c.
5. Білецький В.С. Розробка наукових основ і способів селективної масляної агрегації вугілля та вуглевміщаючих продуктів. – Дисертація на здобуття вченого ступеня докт. техн. наук. – Донецьк, 1994, 452 с.
6. Klein A.D. Black Mesa and Kayenta Mines, Life-of-Mine Plans and Water Supply Project [Federal Register: December 1, 2004 (Volume 69, Number 230)]
7. 3-year progress report of Capsule Pipeline Research Center – University of Missuri-Columbia, 1995. – 162 p.
8. Овчинников Ю.В., Луценко С.В. Искусственное композиционное жидкое топливо из угля и эффективность его использования - доклад на конференции «Перспективные энергосберегающие технологии и способы сжигания твердого топлива в котлах малой и средней мощности», 15-18 ноября 2005, г. Кемерово.
9. Кириченко Е.А., Чеберячко И.М. Определение проектных параметров гидротранспортной установки на базе экономико-математической модели / Межведомственный сборник научных трудов, выпуск 62 – Днепропетровск, 2006 – c. 77-83.
10. Назимко Е.И., Папушин Ю.Л. Исследование свойств поровой среды тонкодисперсных материалов с целью интенсификации их обработки. – Донецк, 2005 – 140 с.
ДонНТУ © Дмитрий Павлов
ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ | Реферат | Ссылки | Библиотека | Отчет о поиске | Военно-полевая миниатюра