Потенциал угля в стране велик, но его надо разумно и эффективно использовать. Мировые тенденции указывают на непрерывное укрепление приоритета угля. В еще большей степени этот вывод относится к Украине, где на долю угля приходится 95,4% всех ресурсов органического топлива котороые находится в недрах земли.
Уголь - основной продукт, технологическое сырье для производства и использования в металлургическом производстве, химической промышленности и энергетике.
Важное место в промышленности занимает транспорт от которого зависит не только себестоимость продукции, но и время через которое готовый продукт будет доставлен потребителю. Всё большее применение находят машины непрерывного действия, среди которых особое место занимают ленточные конвейеры. Наиболее дорогим и вместе с тем наименее долговечным элементом ленточного конвейера является конвейерная лента, стоимость которой составляет свыше половины стоимости конвейерной установки [1].
2 Актуальность.
Цель и задачи работы
C появлением более новых и мощных конвейеров возникает проблема навески ленты на эти конвейеры, в основном, особенно это касается конвейеров с резинотросовой лентой. Проведение монтажа ленты на такие конвейеры требует применения специализированного оборудования и разработки схемы навески. Решение этого вопроса приведет к более рациональному подбору оборудования для навески, сократит простои предприятий и обеспечит безопасное ведение работ.
Целью данной работы является: обосновать рациональную схему навески ленты на конвейер с наименьшими трудовыми и экономическими затратами.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить схемы монтажа конвейерной ленты.
2. Выполнить расчет процесса движения лены и каната при протягивании ленты по всему ставу.
3. Выполнить расчет процесса движения лены и каната при расположении лебедки вверху.
4. Выполнить расчет процесса движения лены и каната при расположении лебедки внизу.
5. Выполнить выбор каната для проведения монтажа ленты для разных схем.
3 Обзор существующих
схем навески
Существует три способа навески ленты: навеска новой ленты с помощью лебедок, навеска новой ленты с помощью лебедок и привода конвейера, навеска новой ленты с использованием старой (замена ленты).
Рулон ленты 1 устанавливается за приводной станцией по оси конвейера (рис. 3.1). Натяжной (концевой) барабан перемещают в крайнее переднее положение. К свободному концу ленты прикрепляют зажим 2, соединяющий ленту канатом 3 с монтажной лебедкой 4, и разматывают ленту по нижним роликам с запасом, достаточным для огибания приводных барабанов [2].
После заводки ленты в приводные барабаны вновь закрепляют зажим и нижнюю ветвь ленты с помощью привода и лебедки 4, создающей предварительное натяжение ленты, растягивают по роликам нижней ветви.
Конец ленты нижней ветви выпускают за концевой барабан, прикрепляют к ленте зажим, соединяющий ленту с монтажной лебедкой 5. Лентой огибают концевой барабан и лебедкой 5 затягивают верхнюю ветвь ленты [2].
Навеска нижней ветви при больших углах наклона (свыше 6°) может быть осуществлена без монтажной лебедки 4. В этом случае после заводки ленты в приводные барабаны к свободному концу ее прикрепляют зажим, соединяющийся с заправочными салазками 6, масса которых достаточна для создания предварительного натяжения у привода конвейера. Разматывание ленты в этом случае на длину, необходимую для огибания приводных барабанов, может быть осуществлено лебедкой 5 с применением обводного блока, закрепленного за приводной станцией [2].
При остановке конвейера лента в обоих случаях должна быть закреплена с помощью зажима 7, установленного перед приводом.
Рисунок 3.1 Навеска ленты при поступлении рулонов к верхней (приводной) части конвейера: а – протягивание ленты по нижней ветви приводом конвейера и монтажной лебедкой; б – протягивание ленты по верхней ветви; в – протягивание ленты по нижней ветви приводом конвейера и заправочными салазками
Замена с помощью старой ленты и привода конвейера (рис. 3.2,а). Заменяемая лента разрезается у натяжного барабана 1, который подвинут в переднее крайнее положение, а над рамой конвейера устанавливают бухту 2 с новой лентой. К свободному концу 3 новой ленты снизу подсоединяют передний конец заменяемой ленты 4, а сверху - задний конец 5. Периодическими включениями привода конвейера новую ленту протягивают через приводной барабан 6, после этого отсоединяют задний конец заменяемой ленты и наматывают ее на барабан специальной лебедки 7 (рис. 3.2,б). В случае невозможности размещения лебедки у конвейера свободный конец заменяемой ленты выводят из помещения и закрепляют на большегрузном автомобиле или тракторе. При этом необходимо соблюдать соответствие скоростей привода конвейера и автомобиля. После полной протяжки новой ленты ее концы стыкуются, а старая лента полностью удаляется с конвейера (рис. 3.2,в,г) [3].
Рисунок 3.2 Навеска ленты с помощью заменяемой
4 Расчет процесса навески ленты на
конвейер
В данном разделе приведены расчетные схемы и формулы по которым рассчитываются усилия в ленте и канате при навеске ленты на конвейер. Проводится проверка и выбор каната для монтажной лебедки применяемой в процессе монтажа ленты. Также рассчитывается сопротивление вращению бухты с лентой по мере ее разматывания с барабана.
Рисунок 4.1. Принципиальная схема навески ленты. Рисунок анимирован: gif-анимация, число кадров - 9, число циколв - 5, размер 71 кБ
4.1 Расчет сопротивления движению
каната и ленты при протягивании его по всему ставу конвейера
Рисунок 4.2 Расчетная схема
l1 = l2 = 10м. L = 600м. β = 18°. Принимаем канат диаметром d=15мм. Разрывное усилие 113,5 кН. Масса 1м каната qк = 0,86 кг/м. Расчет выполняется по известной методике расчета ленточного конвейера обхода по контуру конвейера.
,
,
.
Во избежание большой стрелы провеса ленты на участке l1 натяжение в точке S1 должно быть не менее 2000Н, тогда
Тогда сопротивление движению каната на участке (3-4) составит:
.
Расчет сопротивления движению ленты при протягивании по всему ставу конвейера
Исходные данные: Лента ТК-200 с 5 – ю тканевими прокладками. Разрывная прочность ленты Sр = 108888,8 Н. Масса 1м ленты qл = 16,2 кг/м.
Сопротивление ленты на участке l1 и l2:
.
.
Сопротивление движению ленты на участке холостой ветви конвейера:
По груженой ветви конвейера:
Натяжение ленты в точке сбегания с барабана должно быть не менее 2000Н тогда:
Тогда сопротивление движению ленты на участке (3-4) составит:
.
По этим же формулам рассчитаем натяжение в канате и ленте для следующих схем: при расположении лебедки вверху и при расположении лебедки внизу.
Рисунок 4.3 Расчетная схема
Рисунок 4.4 Расчетная схема
4.2 Расчет сопротивления вращению
бухты с лентой
Сопротивление вращению бухты будем рассчитывать по формуле
,
где
G – вес ленты в бухте;
- масса вращающихся частей бобины, 250кг;
g – 9,81м/с2;
ω – коэффициент сопротивления вращению барабана бухты равный 0,3.
Сопротивление вращению бобины без ленты составит:
.
В зависимости от количества ленты в бухте будет изменятся сопротивление вращению бухты:
.
При присоединении новой бухты изменение натяжения ленты будет повторятся по такой же зависимости.
Проведем расчет изменения массы ленты в бухте через каждые 10м по приведеннрй выше формуле.
4.3 Выбор каната для проведения
монтажа конвейерной ленты
Проверяем предварительно принятый канат на прочность для всех рассчитанных возможных вариантов:
,
где - разрывное усилие каната, Н;
- запас прочности каната, (=3).
Таблица 4.1 – Максимальные усилия в ленте и канате при навеске ленты по разным схемам.
Схемы навески ленты |
Максимальное усилие в ленте, Н |
Максимальное усилие в канате, Н |
|
Рисунок 6.2 |
38331 |
4130 |
|
Рисунок 6.3 |
На груженой ветви конвейера |
39674 |
4581 |
На порожней ветви конвейера |
37747 |
||
Рисунок 6.4 |
На груженой ветви конвейера |
19734 |
1445 |
На порожней ветви конвейера |
22061 |
1. Существует три способа навески ленты: навеска новой ленты с помощью лебедок, навеска новой ленты с помощью лебедок и привода конвейера, навеска новой ленты с использованием старой (замена ленты).
3. После проведения расчета для схемы рис 4.2 были получены следующие результаты. При протягивании ленты по всему ставу конвейера максимальное натяжение каната и ленты было в точке 4 и составило , .
4. После проведения расчета для схемы рис 4.3 были получены следующие результаты. При протягивании ленты в начале по порожней ветви конвейера, а затем по груженой и лебедкой расположенной в верху максимальное натяжение каната было в точке 4 и составило , а натяжение ленты на порожней ветви составило , на груженой ветви .
5. После проведения расчета для схемы рис 4.4 были получены следующие результаты. При протягивании ленты в начале по порожней ветви конвейера, а затем по груженой и лебедкой расположенной в низу максимальное натяжение каната было в точке 4 и составило , а натяжение ленты на порожней ветви составило , на груженой ветви .
6. Также был выполнен выбор каната для схем показанных на рисунках 4.2 и 4.3 необходим канат диаметром d=18мм. Разрывное усилие 197 кН. Масса 1м каната qк = 1,245 кг/м, а для схемы показанной на рисунке 4.4 необходим канат диаметром d=15мм. Разрывное усилие 113,5 кН. Масса 1м каната qк = 0,86 кг/м.
Список использованной литературы
1. Карбасов О.Г. и Цоглин А.Н. Монтаж, эксплуатация и ремонт конвейерных лент. М. Недра 1967г.81с.
2. Правила эксплуатации подземных ленточных конвейеров и пластинчатых конвейеров на угольных и сланцевых шахтах. Министерство угольной промышленности СССР. М. «Недра», 1983г. 164с
3. Калиниченко Ю.П. Монтаж, эксплуатация и ремонт транспортных машин горнорудных шахт. М.: Недра, 1992г. 319с.