Объектами исследований в
настоящей работе явились проходческие комбайны стреловидного типа, оснащенные
аксиальными фрезерными исполнительными органами, при реализации современных
технологических схем обработки забоя на основе доминирующих поворотных
перемещений стрелы в горизонтальной плоскости.
Основными управляемыми при изменении свойств разрушаемых массивов режимными
параметрами для проходческих комбайнов стреловидного типа могут быть:
Для бесступенчатого или
многоступенчатого изменения скорости Vn используется дроссельное или объемное
регулирование гидропередачи «насос -исполнительные гидроцилиндры». При этом
более совершенным, безусловно, является объемное регулирование на основе насосов
с регулируемой подачей, т.к. дроссельный вариант характеризуется низким КПД и
существенным нагревом рабочей жидкости.
При
обработке забоя с крепкими породами и использовании известного алгоритма
автоматизированного управления скоростью Vn, обеспечивающего стабилизацию на
заданном уровне среднего значения мощности Рр асинхронного с короткозамкнутым
ротором электродвигателя подсистемы ПИО при Vp = const, может проявляться
недостаток этого варианта, когда из-за необходимости регулирования толщин
стружки на резцах (h = var) имеют место потери теоретической производительности
(Q = var).
Альтернативный вариант
однопараметрического бесступенчатого или многоступенчатого автоматизированного
управления скоростью Vp может быть реализован при построении подсистем ПИО на
базе современных частотно-регулируемых асинхронных электродвигателей с
короткозамкнутым ротором, что представляется особенно актуальным для выемки
крепких пород. В этом случае целесообразно использовать алгоритм управления,
соответствующий стабилизации среднего уровня момента на валу исполнительного
органа (ИО) Мр = const при h = var, Pp = var, Vn = const, Q = const (известные
изменения Vn и Q (порядка до 10 - 20 %) при поворотных перемещениях стрелы,
обусловленные кинематикой подсистемы ППО, в настоящей работе, носящей
концептуальный характер, в первом приближении не рассматриваются). При таком
построении подсистемы ПИО появляется возможность значительно повысить
технико-экономический уровень тяжело нагруженного редуктора привода ИО на основе
упрощения его конструкции и улучшения параметров надежности.
Вариант двухпараметрического регулирования (Vn =
var, Vp = var), соответствующий стабилизации толщин стружки на резцах (h =
const) при Мр = var, Рр = const и Q = var, по нашему мнению, представляется
весьма технически сложным и требует целенаправленных исследований и обоснования
его технико-экономической целесообразности.
Рассмотрим предлагаемую концепцию проектирования подсистем ПИО проходческих
комбайнов на базе частотно-регулируемого асинхронного электропривода с
короткозамкнутым ротором с бесступенчатым или многоступенчатым управлением
режимным параметром Vp в соответствии с приведенным выше алгоритмом.
Известно [1], что работоспособными такие подсистемы
могут быть только на базе автоматизированного управления. Поэтому при их
проектировании должен обеспечиваться мехатронический подход, т.е.
рассматриваемые подсистемы должны создаваться как органически целостные
электро-механо-электронные системы, включающие в качестве изначально одинаково
важных, технически равноправных не только электрические и механические
структурные единицы, но и аппаратуру автоматизации.
Рассмотрим отличительные особенности нетрадиционных этапов итерационного
характера при проектировании мехатронических подсистем ПИО исполнений
проходческих комбайнов, предназначенных для обработки забоев с крепкими
породами.
I. Установление исходных данных для
проектирования. Для этой цели на основе требований заказчика и учета
ограничивающих факторов с использованием метода экспертных оценок задаются:
1. требуемым максимальным значением предела прочности
разрушаемых пород при одноосном сжатии асжв;
2. оценками значений минимально допускаемой теоретической
производительности QH и максимально допускаемых удельных энергозатрат
при резании WаBB, которые можно считать приемлемыми при разрушении
пород;
3. исходным (первым) пакетом значений параметров,
обеспечивающих достижение QH: величины заглубления ИО в массив Bз1,
толщины разрушаемого слоя Нс1 (эти параметры также относятся к управляемым
режимным) и рабочей скорости подачи Vnp1;
4. максимальным при автоматизированном регулировании
значением скорости резания Vpв; при этом необходимо иметь ввиду, что в
соответствии с результатами исследований Донгипроуглемаша [2] целесообразно
отдавать предпочтение диапазону Vp примерно до 2 м/с, т.к. при выемке крепких и
абразивных пород при более высоких значениях Vp резко интенсифицируется износ
резцов.
II. Определение значения
скорости подачи Vn1, соответствующего обеспечению заданных в качестве исходных
данных удельных энергозатрат WBB при реализации асжв и
Vpв.
Для этого:
1. при выбранных значениях асжв, Bз1 и Hc1 на
базе ОСТ 12.44.197- 81 (или других методик при их наличии) выполняется
построение оценочных зависимостей момента на валу ИО Mв1 = Mв1 (h) и удельных
энергозатрат Wв1 = Wв1 (h) от толщин стружки h, см. рисунок;
2.
2. определяется наименьшее при автоматизированном
управлении значение толщины стружки hн1, соответствующее заданному значению
WBB;
3. находится оценочное значение скорости подачи Vn1,
соответствующее реализации параметров hн1 и Vpв (m - число резцов в линиях
резания):
III. Установление параметров,
обеспечивающих достижение заданных значений QH, WBB при
реализации aсжв:
1. если выполняется соотношение Vn1 >= Vnp1, то
требование второго подэтапа I этапа выполнены и можно переходить к выполнению
этапа IV;
2. если Vnl < Vnp1, тo:
o
формируется второй пакет значений параметров Вз2,
Нс2, Vnp2, обеспечивающих достижение заданного значения QH;
o
по схеме, изложенной в содержании этапа II, для
указанного выше пакета выполняется построение зависимостей Мв2 = Мв2 (h) и WB2 =
WB2 (h), находятся значения hH2 и Vn2;
3. работа, содержание которой изложено в подэтапе 2 III
этапа, повторяется до тех пор, пока в результате i-й итерационной процедуры не
будет достигнуто соотношение Vni >= Vnpi; после этого можно переходить к
выполнению этапа IV;
4. или все же не удается обеспечить выполнение условия Vni
> Vnpi, то необходимо вернуться к этапу I и на базе соответствующих
компромиссов смягчить требования к QH, WBB или даже к
асжв.
Следует иметь ввиду, что
реализация значений рабочей Vnp (методика определения приведена выше) и
маневровой Vnм (для быстрых перегонов ИО) скоростей подачи может быть обеспечена
путем подключения к исполнительным гидроцилиндрам разного числа нерегулируемых
насосов или секций нерегулируемого насоса, что соответствует самому простому
исполнению подсистем ППО.
IV. Выполнение эскизного
проекта редуктора и выбор электродвигателя подсистемы ПИО:
1. определяют требуемый средний уровень момента на валу
исполнительного органа Мр как ординату точки А, см. рисунок;
2. эскизное проектирование редуктора должно осуществляться
на базе следующих подходов: - ось электродвигателя должна быть параллельна оси
ИО, что позволяет избавиться от конических зубчатых колес, обладающих рядом
весьма существенных недостатков, такими как: пониженная несущая способность,
необходимость регулировки при сборке положения колес конической пары с целью
получения требуемого пятна контакта зубьев, повышенная чувствительность к
перекосам валов, наличие осевых усилий и необходимость установки осевых
подшипников, воспринимающих эти усилия, усложненная конструкция валов в сборе,
которые в своей совокупности значительно ухудшают показатели надежности
редуктора; - стремятся к проектированию наиболее короткой кинематической цепи в
пределах компоновочных и габаритных возможностей на основе цилиндрических
зубчатых передач с минимальным количеством силовых элементов и минимально
возможным передаточным числом Ир; - при формировании на ИО момента Мр
соответствующими конструкторскими и технологическими решениями должны быть
обеспечены требуемые прочностные запасы наименее жизнестойких структурных
элементов (зубчатых колес, валов, подшипников и др.);
3. реализация момента Мр должна соответствовать области
устойчивой работы выбранного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым
ротором, т.е. должно выполняться условие:
4. в случае, если габаритные ограничения являются столь
жесткими, что не позволяют добиться необходимых прочностных запасов деталей
редуктора или установить электродвигатель с требуемыми силовыми параметрами, то
следует вернуться к этапу I для смягчения требований к соответствующим исходным
данным на основе компромиссного подхода.
V. Установление нижнего значения предела прочности
разрушаемых пород при одноосном сжатии aсжн, обеспечиваемого
рассматриваемым исполнением подсистемы ПИО:
1. исходя из ограничения по вылету резцов, определяется
наибольшая при автоматизированном управлении толщина стружки hB и
соответствующая ей скорость резания Vpн (значение Vпp установлено ранее);
2. путем построения промежуточных зависимостей Mп1 =
Мп1(h), Мп2 = Мп2(h) и т.д. при понижающихся значениях aсж1 <
aсжв, aсж2 < aсж1 и т.д. находят
aсжн, соответствующее оценочной прямой Мн = Мн(h), проходящий через
точку В, см. рисунок.
То, окончательно устанавливается
область применения исполнения проходческого комбайна с мехатронической
подсистемой ПИО по пределу прочности разрушаемых пород aсж е
[aсжн; aсжв]. Одновременно находится требуемый диапазон
автоматизированного регулирования частоты вращения ИО nоб e [nобн; nобв],
соответствующий диапазону изменения скорости резания Vp e [Vpн;Vpв].
Рассмотрим предлагаемые принципы формирования
искусственных статических механических характеристик асинхронных
электродвигателей мехатронических подсистем ПИО на основе регулируемого по
частоте f и величине действующего значения U напряжения питания электропривода.
Преобразовательная станция должна обеспечивать
реализацию управляющего алгоритма в соответствии с правилом М.П.Костенко:
При этом регулирование f и U
должно осуществляться вниз от номинальных значений этих параметров, т.е f <
fc и U < Uн, где fc = 50 Гц и Uн - номинальные значения рассматриваемых
параметров.
Указанный алгоритм управления скоростью
Vp обеспечивает практическую стабилизацию:
а)
среднего уровня момента на валу электродвигателя Мр (Ир, ?р)-1 в
диапазоне частот вращения ротора электродвигателя w e [wн;
wв], соответствующем диапазону частот вращения ИО nоб e [nобн; nобв]
;
б) перегрузочной способности электродвигателя по
отношению к реализуемому на ИО моменту Мр, т.к. оценочно.