Крепость как инструмент защиты.

До XI в. доминировали обычные четырехугольные в плане каменные башни (донжоны), которые в дополнение к высокому входу еще и обносились крепостной стеной с наиболее уязвимой стороны. Но и эти первые крепости к началу XII в. утратили свое значение в качестве оборонных сооружений.

Началась эпоха классических средневековых крепостей, укрепленных замков, которые возводились в соответствии с определенным планом и были приспособлены к потребностям владельцев и топографическим особенностям той или иной земли. Каждый укрепленный замок состоял из защитных сооружений, хозяйственных построек и жилого дома.

Эффективная оборона начиналась с выбора места для возведения крепости: по возможности их строили на труднодоступных горах или даже скалах. Крепость, таким образом, была почти неприступна, а также видна издалека, свидетельствуя о том. что в этом районе есть правитель, претендующий на господство. Строили крепости и в низинах, и на равнинах. На равнинах защитой для них служили рвы, крепостные стены и собственно стены замка, а также естественные водоемы и рвы, заполненные водой, как, например, у замка Ресфельд.

Отличительным признаком средневекового укрепленного замка являлась центральная (главная) башня, в крупных замках их было даже две. Эта главная башня служила для обозрения близлежащих территорий и последним оплотом, но не для жилья, так как жилых помещений в ней не было, в крайнем случае - помещение для стражников с камином и уборной. К высоко расположенному входу в крепость можно было попасть по приставной лестнице или сходням, реже по каменной лестнице, что создавало препятствия врагу при вторжении в замок. Такие башни строились из бутового камня или грубо отесанных булыжников (квадров или рустов) либо в самом незащищенном месте крепости, либо в ее центре. Толщина стены башни в среднем была от 1,5 до 3 м.

            

Высокая, толстая окружная стена защищала всю территорию замка, часто ее дополнительно укрепляли сторожевыми башнями. Их задачей была защита уязвимых участков стены, например ворот, а также удобных для осады мест. Башни у ворот имели сообщение с воротами и часто были оборудованы специальными отверстиями - варницами или машикулями, через которые на головы осаждавших сбрасывали камни, лили горячий вар, кипяток и смолу, а также воду, если враг поджигал ворота. Большинство сторожевых башен у ворот соединялись ходом по внутренней стороне стены. Крепости часто окружали рвом, заполненным водой, или каменной насыпью, а подъемный мост служил дополнительной мерой предосторожности.

Если крепости, расположенные высоко или на равнинной территории, строились так, чтобы основной защитой им служили внешние стены замка, то замки, расположенные в низинах, почти всегда обносились крепостной стеной. Почти на всей протяженности стены были каменные зубцы, защищавшие обороняющихся по самую грудь, или ходы для защиты верхней части стены. Во многих случаях присутствовало и то, и другое. В большинстве крепостей между зубцами были установлены деревянные ставни, закрывавшиеся в случае опасности, которые не позволяли нападавшим заглянуть внутрь и защищавшие от случайных выстрелов. Кроме того, для защиты в стенах и башнях были сделаны бойницы. Форма и размер этих отверстий зависели от типа используемого оружия. Это могли быть луки, арбалеты, аркебузы или пушки. Хозяйственные постройки редко строили из камней такого же размера, что и стены, башни и жилые помещения. Чаще использовали меньший по размеру бутовый камень, булыжник, гальку или облегчающие нагрузки на стены фахверковые конструкции. Это было проще и дешевле.

Очень большое значение для обеспечения жизни и безопасности жителей замка имел надежный источник воды, доступный и в дни осады. Если источника воды в замке не было, то воду наливали в специальные бочки. Разумеется, в замке были и склады, конюшни, рабочие помещения и, конечно, кухня, которая могла располагаться как в замке, так и занимать отдельное здание, в зависимости от того, сколько людей ей приходилось обеспечивать пищей. В центре крепости строили дом для жилья, который в зависимости от размеров, а также от времени постройки представлял собой донжон или дворец. Донжоном называли башню, которую также использовали в оборонительных целях, но в которой, в отличие от главной башни замка, постоянно жили. Эта башня была более просторна и удобна для жизни. В отличие от дворца, это более ранний и более скромный вариант жилого помещения в замке.

На нижнем этаже размещались склады для съестных припасов, а вход, как и в главной башне, из соображений безопасности располагался выше, на втором этаже. Там же находилось и отапливаемое помещение с нишами для сидения, вырубленными в стене. Часто здесь же или этажом выше располагалась капелла или часовня. Неотапливаемые спальные помещения находились еще выше. Романтический ореол вокруг крепостей и замков заставляет нас забывать о том, как холодно было зимой в непрогреваемых толстых стенах.

Высшее дворянство обычно строило свои укрепленные замки с жилым или зальным зданием, с так называемым дворцом, который, как правило, не обладал защитной функцией и был значительно просторнее, чем донжон. Нo и здесь было так же холодно, как в донжоне, так как толщина стен была не меньше - от 1,5 до 3 и. Зато выходящие на внутренний двор стены были украшены арочными окнами и наружной лестницей, которая вела к входу на втором этаже. Там располагался просторный, отапливаемый зал, служивший для приема гостей, а также в качестве трапезной для хозяина и домочадцев. В цокольном этаже обычно располагались складские помещения, часто также кухня и конюшни. Во многих крепостях с дворцами были также и капеллы, вынесенные в отдельные здания, часто отдельное здание было и для жилых и спальных помещении.

Укрепленные замки редко строились сразу целиком, большинство из них постепенно достраивали, придерживаясь обычной планировки замков. Владельцы замков, упрочившие свое влияние, перестраивали и расширяли свои замки, приводя их в соответствие со своим новым положением, или возводили новые крепости на землях, полученных ими в ленное владение.

В XIII в. были изобретены новые метательные машины, которые могли метать большие камни и валуны. Они пробивали бреши в крепостных стенах, давая нападавшим возможность вторгнуться в замок через проломы в стене. Во избежание этого замки стали обносить вторым кольцом стены, так что между первой и второй стеной образовывалось небольшое пространство - цвингер. Если нападавшим и удавалось преодолеть первую стену, то при штурме внутренней стены они оказывались под градом выстрелов защитников замка. Ширина цвингера со временем увеличилась с нескольких до 30 м. В мирное время между крепостными стенами устраивали турниры, пасли скот, разбивали огороды.

В XIV в., когда все большее распространение получило огнестрельное оружие, перед стенами замка стали строить укрепления, бастионы, круглые площадки или шанцы, земляные укрепления, на которых устанавливались тяжелые пушки.

Это позволяло также одновременно защищать замок с флангов. Часто расширению замков и оборонительных укреплений начинали мешать старые сторожевые башни, которые приходилось сносить. Этот процесс особенно хорошо виден в истории бельгийского замка Буйон.

Чтобы иметь возможность применять самые разные варианты защиты, уже существующие замки расширяли и перестраивали. Очень редко правитель для защиты своих владений строил на стратегически важных участках укрепления в чистом виде. Самым характерным различием между укреплением и крепостью было то, что укрепления служили только для защиты. Солдаты могли проводить там какое-то время, но условий для комфортабельной жизни там не было. В мирное время они были сравнительно бесполезны, а их содержание обходилось дорого. Строительство фортификационных укреплений с развитием военной техники выделилось в отдельную область архитектуры, где главной целью было создать сооружение, обладающее максимальными защитными качествами.