ДонНТУ| Портал магистров ДонНТУ


Магистр ДонНТУ Пономарева Наталья Ильинична

Пономарева Наталья Ильинична

Тема выпускной работы: Производство и применение железофлюсов для повышения эколого-экономических показателей кислородно-конвертерного производства стали

Главная страница | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Электронная библиотека

Пономарева Н.И. РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО"

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей [1,21].

1 РИТОРИКА КАК НАУКА

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…». Автором же первого учебника называют сици-лийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах. Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования [1,15-16].

1.1 Внешний облик оратора. Манеры

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Группа слушателей - нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием. Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное - официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль - оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой [2,28].

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело - наладить с ними контакт [2,29].

2 ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ТЕМУ: «ПРОИЗВОДСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОФЛЮСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КИСЛОРОДНО-КОНВЕРТЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ»

Свое выступление я начала с того, что поприветствовала всех слушателей, членов жюри и гостей. Чтобы доклад был качественным, интересным и коротким, необходимо провести долгую работу над подбором самого интересного, нужного материала. Доклад необходимо провести в таком стиле, чтобы человек, который совершенно далек от этого, смог отчетливо понять о чем идет речь, смог бы почерпнуть для себя интересное. Человек способен запомнить только тогда, когда он способен понять.

Проблема экологизации в черной металлургии, которой я занимаюсь, для меня является очень интересной и актуальной, но считают ли также другие? Моей целью на выступлении является рассказать кратко, но предельно ясно и понятно о том, что я хочу сделать, и, что это повлечет за собой. Главное - это рассказывать очень эмоционально, восторженно, с гордостью о том, что я хочу внедрить, как я хочу улучшить создавшуюся ситуацию. Рассказывая именно таким образом, я смогу добиться того, чтобы слушающие меня люди прониклись в мой рассказ, чтобы вместе со мной искали пути решения стоящих перед нами проблем, чтобы вместе со мной сопереживали, задавали вопросы, высказывали свои мысли, давали советы.

Я разбила свой доклад на три части: вводная, основная и заключительная. Для каждой из частей подготовила тезисы с основными определениями и понятиями в такой форме, чтобы всем было понятно. Например, вводная часть:

Одним из направлений ресурсосберегающей технологии конвертерного производства стали является производство огнеупоров и усовершенствованное производство железофлюса. Самым главным в направлении этой технологии является:

- снижение потребления первичных ресурсов и более экономное их использование;

- использование отходов конвертерного и прокатного производств;

- увеличение стойкости футеровки, снижение расхода огнеупоров путем усовершенствования их качества;

- увеличение качества конвертерной стали, снижение содержания в ней вредных примесей.

Я представила кратко и понятно основные рассматриваемые мною вопросы.

Также для зрительного восприятия я подготовила слайды по моим материалам. Мне очень понравилось то, что выступать возможно не только за кафедрой в аудитории, но можно свободно передвигаться к доске при демонстрации своего материала. Ключевые слова я выделяла голосом. Познакомить слушателей со своей темой гораздо легче, чем раскрыть ее смысл во всех мельчайших подробностях.

Заключительная часть моего выступления:

Черная металлургия - это очень важная область промышленности, но также и область, которая также сильно загрязняет окружающую среду. Очень тяжело внедрить какую-либо технологию, особенно требующую переоснащение технологического процесса и (или) оборудования, так как это ведет и к огромным материальным затратам. Моя ресурсосберегающая технология позволит повысить производительность металлургического агрегата (конвертера), увеличив количество плавок, а также позволит экономить потребление первичных ресурсов и уменьшить вредное воздействие на окружающую природную среду. Я подвела итог своего выступления и поблагодарила всех слушателей за внимание, ответила на все вопросы.

ВЫВОДЫ

Искусство ораторствовать могут постичь лишь не многие. Это великий талант, который нужно иметь либо с рождения, либо развивать постоянно. Только люди, обладающие красноречием, способны заинтересовать слушателя, вызвать в нем ряд бурных эмоций, заставить слушателя пережить какой-то момент и прочуствовать его очень «остро». Заинтересовать слушателя можно не только тем, что доклад чрезвычайно интересный. Многое зависит от самого выступающего. Человек, который одет элегантно, обладает мягким, приятным голосом, хорошо воспитан и обладает хорошими манерами, всегда вызывает к себе симпатию. Необходимо помнить при любом выступлении, что оратор – это не «робот», читающий доклад, а интересный, приятный, живой человек.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Д. Н. Риторика. — М, 1999.-360 с.

2. Михайличенко Н. А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманит. проф. — М: Спектр, 1993. — 96 с.

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

Главная страница | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание
© ДонНТУ 2008 Пономарева Н.И.