Проблемы налогообложения предприятий и пути их решения(тезисы выступления)Беличенко А.Ф.,Андрюхина В.А.Материалы 5 Всеукраинской студенческой научной конференции "Актуальные вопросы менеджмента в современных условиях" г. Донецк,4-6 апреля 2006г.Одной из главных функций государства и правительства любой страны является обеспечение эффективного развития общественного производства. Путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития. Поэтому основной задачей правительства является разработать и внедрить такую налоговую политику, которая бы способствовала экономическому росту страны и повышению благосостояния народа. Можно заметить, что налоговая система и налоговая политика каждого государства существенно влияют на функциональную и деловую активность субъектов предпринимательской деятельности. Формирование эффективной налоговой системы и политика ее реализации для Украины - наиболее важная экономическая проблема общегосударственного значения. Налоги обеспечивают почти 80% от объемов доходов государственных бюджетов развитых стран мира. Эти средства используются правительствами для поддержания социальной сферы и социальной защиты населения (здравоохранение, образование, развитие культуры, выплаты пенсий, пособий), финансирования научно-исследовательских разработок, обеспечения обороны и безопасности государства, на содержание государственного аппарата, для участия государства в международных проектах и членства в международных организациях. В Украине существует закон «О системе налогообложения», который предполагает общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. Для предприятий в этом законе предусмотрены: налог на прибыль предприятия, налоги на собственность, платежи за использование ресурсов, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенная пошлина. Проводимая в Украине реформа налоговой системы направлена на повышение конкурентной способности национальной экономики, уменьшение ее «тенезации» за счет уменьшения налогового бремени, увеличения реального дохода граждан. Качественные преобразования в экономике, обусловившие повышение благосостояния граждан - отличительная черта последних лет. Увеличены размеры пенсий, стипендий, денежного обеспечения военнослужащих. Возросла в целом по стране на 23% заработная плата. Задолженность по заработной плате в корпоративном секторе уменьшена на 15%, а в бюджетной сфере - полностью погашена. Правительственная стратегия развития Украины направлена на обеспечение системной модернизации производства, создание новых секторов экономики, повышение уровня жизни населения. Однако для внедрения в жизнь этой стратегии необходимо иметь достаточно средств в государственном бюджете. В прошлом и текущем годах налоговики проверили в регионах почти 74 тыс. предприятий. В результате в государственную казну дополнительно поступило 6,4 млрд. грн. Дополнительно в бюджет поступило 135 млн. грн. от реализации алкогольных напитков и 130 млн. грн.- от продажи табачных изделий. Проведено 119 документальных проверок, по результатам которых доначислено 1,1 млн. грн., уменьшено бюджетное возмещение НДС на 207, 3 тыс. грн. В Украине также действует практика системы предоставления льгот, т.е. полного или частичного освобождения от уплаты налогов отдельных плательщиков или частей объекта налогообложения. Анализ льготной политики в сфере налогообложения юридических лиц показал, что в 2005 году было зарегистрировано 769210 плательщиков, из которых подали отчет про суммы полученных льгот 27,8% от общего количества зарегистрированных, в то время как в 2004 г.- 30,3%. Суммы налогов, которые не были уплачены благодаря получению льгот, с каждым годом увеличиваются. Так, в 2005 году эта величина достигла 56,3 млрд. грн., что в 1,1 раз больше, чем в прошлом году и в 2,85 раза – чем в 1998 г. Сегодня разделяют два вида льгот: Предоставляемые льготы по назначению делятся на три группы: наиболее весомой является группа, которая обеспечивает поддержку отдельных отраслей народного хозяйства (74,4%), вторая группа (15,2%) – это льготы социального характера, и третья - льготы, которые способствуют рыночным преобразованиям (9,4%). Предоставленные льготы финансируются за счет Государственного бюджета на 86,3%. Проведенные исследования показали, что в 2005 г. самую большую долю налоговых льгот имели г. Киев (26,67%), Днепропетровская область (21,5%) и Донецкая область (14,8%). 1 грн. налоговых платежей в этих областях соответствовали льготы соответственно 4,76; 3,26; 3,12., когда по Украине в целом такое соотношение составляло 3,87 грн/ 1 грн. Анализ структуры предоставленных льгот в разрезе налогов в 2005 году в отношении предприятий свидетельствует: Из приведенных данных можно сделать вывод, что за счет увеличения объемов льгот уровень налогового давления на предпринимателей снизился. Но по целому ряду налоговых платежей существует значительное превышение льгот над поступлениями, что является следствием постоянного корректирования налогового законодательства. Изменения в законодательстве, введение различных нормативных актов существенно влияют, а иногда и ломают долгосрочную стратегию предприятий, что, в конце концов, сказывается на результатах их деятельности, а таким образом, и на объемах налоговых поступлений. Итак, на сегодняшний день необходимо не только реформировать систему налогообложения, а и систему предоставления льгот. Можно сделать вывод, что на пути развития предпринимательства в Украине стоит действующий порядок налогообложения предприятий. Формально в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь прибыль предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в рыночной экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений прибыли. Но это — лишь обманчивая видимость. Предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в различные фонды (их пять), которые, в сущности, являются частью добавленной стоимости. Тем самым уровень издержек существенно завышается, а прибыль соответственно сокращается. Такой порядок налогообложения содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Оно предполагает отсутствие конкурентной среды, монопольное положение субъектов рыночной экономики, их способность устанавливать цены на затратной основе, то есть, в сущности,— появление неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных условиях, в которых цены устанавливаются не на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности — прибыль. В реальных экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько разоряет действующие предприятия, сколько препятствует созданию новых и, что особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням цен. Принятая в Украине система налогообложения прибыли и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направления. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в торгово-посредническую деятельность. Показательно, что в эту же сферу преимущественно устремилась и зарегистрированная индивидуальная трудовая деятельность, значительная часть которой имеет в своей основе вояжи так называемых “челноков”. Даже несмотря на льготы в налогообложении, которые растут с каждым годом, налоговое бремя все равно существенно давит на предпринимателя. Почему-то не предусмотрено никаких льгот в налогообложении новых, молодых предприятий, которые с первых же дней оказываются буквально задушены налогами. В современной рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Украине же эти рычаги, в сущности, практически не используются ни для развития предпринимательства, ни для регулирования его направлений. Поэтому считаю необходимым: |