БИОГРАФИЯ
 АВТОРЕФЕРАТ
 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
 КАТАЛОГ ССЫЛОК
 ОТЧЕТ О ПОИСКЕ
 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ТИПОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ

Артюх Е.Д., Колганова Л.Н.
Донецкий национальный технический университет

«Отцы и дети» - это вечная проблема взаимопонимания поколений и она приняла во второй половине ХХ века особое звучание. Первые серьезные неприятности с «детьми» застали «отцов» врасплох и проявились первоначально в США, Япония и охватила всю Западную Европу. В итоге проблема взаимоотношений плавно перешла в образование неформальных объединений. Служат этому как социальные так и психологические предпосылки. Социальными причинами можно полагать: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр. Стремление преодолеть односторонность, ущербность «одномерного» или «модульного» человека приводит к взаимодействию личности с другими людьми с целью удовлетворения ее многообразных социальных потребностей.

Развитие неформальных течений в СССР, в частности в Украине, можно разделить на несколько периодов. Первый период (конец 60-х – 1982) характеризовался усвоением «продвинутых» идеалов западных «хиппи» . Днем рождения движения «хиппи» в СССР считается 1 июня 1972 года, когда состоялась первая тусовка на Пушкинской площади в Москве. В 1976-1977гг. появились первые «панки. Наряду с ними выделялись «попперы» . А в 1977г. распространились криминальные формирования. Второй период (1983-1987) характеризовался спадом их активности и общей кризисной ситуацией, имеющей определенный интеллектуальный уровень. Пришли пионеры (ученики ПТУ, средних классов школ), которые не могли усвоить философские и эстетические концепции. Третий период (1987-1992) характеризовался постоянными конфликтами между консервативно настроенной молодежью и «продвинутыми неформалами». В четвертый период (1992-1995) наблюдался возврат в формальный социум. В 1991 году комсомола не стало, и деление молодежи на формальную и неформальную потеряло смысл. Обретение Украиной независимости актуализировал новую систему ценностей, в которой уже не было места нетерпимости к необычному, неформальному. Пятый период (с 1996) выделялся двумя противоположными тенденциями. С одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня молодежи, с другой стороны – полный отказ от него. Одновременно идет рост музыкальных молодежных объединений. Особая популярность принадлежит «рейверам» и «реперам». С распространением ПК и сети Интернет все активнее заявляют о себе «хакеры», и можно уверенно говорит о рождении в Украине широкомасштабного движения «детей информационного века».

Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные (противостоящие обществу и представляющие для него опасность - криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.).

Так, например «хиппи» , представители которых объединялись в коммуны, пытались зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. По внешнему виду их можно было отличить по ботинкам «Скороход», обтрепанным клешам или юбке типа цыганской. Наличием всяких сумочек, котомочек, расшитых бисером и украшенных бахромой, а также различных бус, веревочек, шнурочков и фенечек. На голове – обычно сальные, длинные волосы, перетянутые тоненькой ленточкой в цветочках. Опыт показал, что в большинстве случаев из таких «неформалов» сформировались впоследствии вполне благополучные и законопослушные граждане. Возникшие в 60-е «рокеры» (группировки подростков-мотоциклистов, в 90-е гг. они стали называться "байкерами"), в 70- 80-е гг. - "попперы" (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться) были опасны лишь мелкими хулиганскими выходками. "Панки" (увлекавшиеся музыкой в стиле панк-рока) имели разноцветный ирокез, с успехом заменяющий все прически, хотя некоторые предпочитали вообще ничего не иметь на голове; носили множество значков и булавок на одежде, а также цепи и ошейники. Среди них было распространено прокалывание конечностей. Они стремились обратить на себя внимание своим отвязным поведением бунтовать, протестовать, выделяться - в порядке вещей. Панк мог позволить себе любую выходку, цензуры для него не существует. Также они презирали суету по вопросу внешнего вида, что подчеркивали рваными майками и потертыми джинсами.

К асоциальным группировкам можно отнести «фанатов» (большие группы людей, увлекавшиеся спортивными командами и движениями, музыкальными течениями, электронными средствами коммуникации). Также выделяют неформальные объединения религиозной направленности. Например «толкинисты»( поклонники творчества английского писателя Дж.Р.Р. Толкина, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и пр.)

Всех их объединял основной принцип существования неформальных групп - «отсутствие всяких программ», а именно свобода мыслей, идей и действий. А главным средством к ее пропаганде являлась музыка. Для каждой отдельной группы неформалов были свои кумиры. Самыми распространенными можно назвать: Виктор Цой, «Агата Кристи», «The Beatles», «HIM», Макаревич, Гребенщиков. В литературе это: Эдгар По, Кафка, Ремарк, Камю, Ханлайн. У всех у них поднимались одни и те же вопросы, важные для любого думающего человека, вступающего во взрослую жизнь: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что есть добро и что есть зло?».

Уцелевшим все же рано или поздно приходиться бросать. И многие, «переболев», вернулись к обычной жизни Хотя, как свидетельствует практика, им было не просто занять более – менее достойное место в тех рядах, которые они покинули несколько лет назад. Сверстники ведь не стояли на месте. Они тоже бывали на юге, но не пять, а один месяц в году; ходили на концерты и встречались с друзьями, но не семь, а 1-2 раза в неделю. Все же остальное время учились, работали, росли профессионально, растили детей и, конечно, ушли вперед. Догонять же у многих нередко нет сил. Да и характер, сформировавшийся в условиях безделья, не пускает. Нужна большая внутренняя работа для того, чтобы преодолеть себя. А она порой подводит и тогда возникает экстремистские и милитаризованные объединения «бритоголовых» , «неофашистов» и «чернорубашечников», стремящихся выработать свою идеологию и тем самым вызывающих наибольшую опасность. Последователями их можно считать «люберов» (физически тренированные подростки, выступающие за наведение порядка силой). Их деятельность не только осуждалась, но и преследовалась законом. Однако и это не останавливало молодежь.

 
  Copyright © 2008 Elena Artyuh