НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ТИПОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ
Артюх Е.Д., Колганова Л.Н.
Донецкий национальный технический университет
«Отцы и дети» - это вечная проблема взаимопонимания поколений и она приняла во
второй половине ХХ века особое звучание. Первые серьезные неприятности с «детьми»
застали «отцов» врасплох и проявились первоначально в США, Япония и охватила всю
Западную Европу. В итоге проблема взаимоотношений плавно перешла в образование
неформальных объединений. Служат этому как социальные так и психологические
предпосылки. Социальными причинами можно полагать: кризисные состояния общества,
неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм
воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр.
Стремление преодолеть односторонность, ущербность «одномерного» или «модульного»
человека приводит к взаимодействию личности с другими людьми с целью удовлетворения
ее многообразных социальных потребностей.
Развитие неформальных течений в СССР, в частности в Украине, можно разделить на
несколько периодов. Первый период (конец 60-х – 1982) характеризовался усвоением
«продвинутых» идеалов западных «хиппи» . Днем рождения движения «хиппи» в СССР
считается 1 июня 1972 года, когда состоялась первая тусовка на Пушкинской площади в
Москве. В 1976-1977гг. появились первые «панки. Наряду с ними выделялись «попперы» . А
в 1977г. распространились криминальные формирования. Второй период (1983-1987)
характеризовался спадом их активности и общей кризисной ситуацией, имеющей
определенный интеллектуальный уровень. Пришли пионеры (ученики ПТУ, средних классов
школ), которые не могли усвоить философские и эстетические концепции. Третий период
(1987-1992) характеризовался постоянными конфликтами между консервативно настроенной
молодежью и «продвинутыми неформалами». В четвертый период (1992-1995) наблюдался
возврат в формальный социум. В 1991 году комсомола не стало, и деление молодежи на
формальную и неформальную потеряло смысл. Обретение Украиной независимости
актуализировал новую систему ценностей, в которой уже не было места нетерпимости к
необычному, неформальному. Пятый период (с 1996) выделялся двумя противоположными
тенденциями. С одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня
молодежи, с другой стороны – полный отказ от него. Одновременно идет рост музыкальных
молодежных объединений. Особая популярность принадлежит «рейверам» и «реперам». С
распространением ПК и сети Интернет все активнее заявляют о себе «хакеры», и можно
уверенно говорит о рождении в Украине широкомасштабного движения «детей
информационного века».
Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как
социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных
проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных
предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные (противостоящие обществу и
представляющие для него опасность - криминальные группировки, хулиганские шайки и
пр.).
Так, например «хиппи» , представители которых объединялись в коммуны, пытались
зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. По
внешнему виду их можно было отличить по ботинкам «Скороход», обтрепанным клешам
или юбке типа цыганской. Наличием всяких сумочек, котомочек, расшитых бисером и
украшенных бахромой, а также различных бус, веревочек, шнурочков и фенечек. На голове –
обычно сальные, длинные волосы, перетянутые тоненькой ленточкой в цветочках. Опыт
показал, что в большинстве случаев из таких «неформалов» сформировались впоследствии
вполне благополучные и законопослушные граждане. Возникшие в 60-е «рокеры»
(группировки подростков-мотоциклистов, в 90-е гг. они стали называться "байкерами"), в 70-
80-е гг. - "попперы" (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно
одеваться) были опасны лишь мелкими хулиганскими выходками. "Панки" (увлекавшиеся
музыкой в стиле панк-рока) имели разноцветный ирокез, с успехом заменяющий все
прически, хотя некоторые предпочитали вообще ничего не иметь на голове; носили
множество значков и булавок на одежде, а также цепи и ошейники. Среди них было
распространено прокалывание конечностей. Они стремились обратить на себя внимание
своим отвязным поведением бунтовать, протестовать, выделяться - в порядке вещей. Панк
мог позволить себе любую выходку, цензуры для него не существует. Также они презирали
суету по вопросу внешнего вида, что подчеркивали рваными майками и потертыми
джинсами.
К асоциальным группировкам можно отнести «фанатов» (большие группы людей,
увлекавшиеся спортивными командами и движениями, музыкальными течениями,
электронными средствами коммуникации). Также выделяют неформальные объединения
религиозной направленности. Например «толкинисты»( поклонники творчества английского
писателя Дж.Р.Р. Толкина, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и
пр.)
Всех их объединял основной принцип существования неформальных групп -
«отсутствие всяких программ», а именно свобода мыслей, идей и действий. А главным
средством к ее пропаганде являлась музыка. Для каждой отдельной группы неформалов
были свои кумиры. Самыми распространенными можно назвать: Виктор Цой, «Агата
Кристи», «The Beatles», «HIM», Макаревич, Гребенщиков. В литературе это: Эдгар По,
Кафка, Ремарк, Камю, Ханлайн. У всех у них поднимались одни и те же вопросы, важные
для любого думающего человека, вступающего во взрослую жизнь: «Кто я?», «Зачем
живу?», «Что есть добро и что есть зло?».
Уцелевшим все же рано или поздно приходиться бросать. И многие, «переболев», вернулись
к обычной жизни Хотя, как свидетельствует практика, им было не просто занять более –
менее достойное место в тех рядах, которые они покинули несколько лет назад. Сверстники
ведь не стояли на месте. Они тоже бывали на юге, но не пять, а один месяц в году; ходили на
концерты и встречались с друзьями, но не семь, а 1-2 раза в неделю. Все же остальное время
учились, работали, росли профессионально, растили детей и, конечно, ушли вперед.
Догонять же у многих нередко нет сил. Да и характер, сформировавшийся в условиях
безделья, не пускает. Нужна большая внутренняя работа для того, чтобы преодолеть себя. А
она порой подводит и тогда возникает экстремистские и милитаризованные объединения
«бритоголовых» , «неофашистов» и «чернорубашечников», стремящихся выработать свою
идеологию и тем самым вызывающих наибольшую опасность. Последователями их можно
считать «люберов» (физически тренированные подростки, выступающие за наведение
порядка силой). Их деятельность не только осуждалась, но и преследовалась законом.
Однако и это не останавливало молодежь.
|