|
|
НЕФОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
Артюх Е.Д., Колганова Л.Н.
Донецкий национальный технический университет
В 1991 году Украина обрела независимость, что актуализировало новую систему
ценностей и, соответственно, новые проблемы. Одной из них является проблема
современной молодежи, а именно становление неформальных объединений, которая
приняла несколько иное русло. В связи с тем, что комсомола не стало, деление молодежи на
формальную и неформальную потеряло смысл. Сами системы видоизменились, включая
поведение, организацию и философию. Так например, панки - от них остались только
ирокезы, а их философия протеста никак не сопоставляется с образованием. Раннее значение
слова «punk» звучит как малолетний правонарушитель, хулиган, шпана. Затем термин стал
применяться по отношению к музыкальному жанру. Современные хиппи также ничего не
имеют общего с «детьми цветов». На сегодняшний день их можно разделить на два лагеря:
«старая система» (состоит из взрослых людей, вплоть до сорока лет, для которых «хиппизм»
- это вся жизнь; в большинстве случаев эти люди не имеют постоянного места работы, семей;
среди них немало наркоманов, психически больных, деградировавших морально и
физически) и «новая система» (объединяющая подростков в возрасте 14-20 лет; они
совмещают «хиппизм» с учебой, работой, не всегда придерживаются заповедей об образе
жизни «настоящих хиппи», но отдают предпочтение атрибутике и сленгу). Отличительной
чертой «новой системы» является их тесное соприкосновение с панками и металлистами.
Фактически она объединяет подростков «тусующихся» в центре города, которые используют
самые разные контркультурные стили, так что часто даже трудно отнести их к
определенному направлению. От металлистов остался черный цвет в одежде, присутствие
металлических колец и браслетов. Самым главным для них была и остается музыка, а не
протест. Поэтому можно встретить металлиста практически с любыми жизненными
взглядами. Острой проблемой остается взаимоотношения субкультур. Так, фашиствующие
наци бритоголовых и волосатые панки не переносят друг друга – анархия, которую
пропагандируют панки противопоставляется строгому фашистскому порядку. Параллельно
с «бритыми» выделяют скин-хедов, внешний вид которых устрашающий: короткая стрижка,
подтяжки, джинсы и тяжелые ботинки на большой шнуровке. Все это предполагалось как
помощь при тяжелой работе, а в современное время - как помощь в драке. Скин-хеды часто
дрались, были против политики, поэтому их часто недолюбливали. Их также часто путают с
бритоголовыми (молодежным движением с расиским настроением). Уличная компания
подростков также являеться неформальной группой. Органы правопорядка могут вмешаться,
только если кто-то из них совершит преступление по отношению к другому, но в их
повседневных делах нет внешней силы, которая регулирует их отношения(2, 17). Таким
образом, новые неформальные движения - это социально разнородные массовые
демократические движения, генетически и политически автономные по отношению к
"старым" движениям, ориентированные на разрыв с традиционными формами социальной
организации и поиск новых ее форм. Новая система чаще всего не принимает форму
социального института, обладает низким уровнем организации. Ей свойственна аморфность
организационных структур, отсутствие единой идеологии.(1, 54).
Источники
- Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979, с. 313.
- М. Кордонский, В. Ланцберг. "Технология группы". М., 1995
|
|
|