Вернуться в библиотеку

Тезисы

Рационализаторская деятельность за границей

Автор: Горожанкин Б.В.



Термин «рационализаторство» появился, когда рационализаторская деятельность начала охраняться законом. Рационализаторское предложение относится к объектам изобретательских правовых отношений. Рационализаторская деятельность – это массовый вид технического творчества работников. 70% экономического эффекта появилась из-за нововведений. Поэтому сбор идей и предложений от работников играет очень важную роль в работе фирмы.

Впервые программа по использованию предложений была введена в США. Для работника важно не только материальное поощрение, но и моральное. Это дает возможность работнику почувствовать причастность к работе фирмы. Ежегодно экономия от внедрения рационализаторских предложений составляет несколько миллиардов долларов. Поэтому новатор стал очень выгодной персоной для вложения капитала. Ежегодно публикуются пособия для руководителей по поиску, проверке уровня квалификации и внедрения рационализаторских предложений. Руководители пытаются создать новаторам оптимальные условия работы, начиная от измененного графика работы, до использования дополнительных технических средств. В США даже выпущена инструкция, которая запрещает руководителям с сомнением относится к новаторам. Размер материального вознаграждения колеблется в пределах от 50 до 10000 американских денег.

В Японии концепция использования рационализаторских предложений была внедрена в 50х года прошлого века. Что сейчас принесло огромные плоды в виде увеличения количества предложений в 100 раз по сравнению с США. По статистики, 1 из 2500 предложений патентуется. Японская система активная, это значит, что работников специально обучают принятию решений и требуют постоянного внесения новых рационализаторских предложение. Это в десятки раз увеличило количество предложений. Хоть палата за эти предложения и ниже, чем в США, но количество оплаченных и реализованных предложений больше. Портреты лучших новаторов публикуются в прессе.

Важно так же уделять большое внимание моральным стимулам. Большую популярность получает принцип «не оставлять ни одного предложения без ответа». В больших корпорациях каждое предложение рассматривается на разных уровнях и в разных местах производства. Это увеличивает активность работников, их доходы и улучшает условия труда.

В государствах, где осознали ценность рационализаторских предложений, законодательство было расширено на эту область. Законы принимались и в бывших социалистических странах: Белоруссии, Молдове, Польше и так далее. В законах оговаривается размер материального поощрения работника, взаимоотношения работодателя и новатора. Размер материального поощрения обычно зависит от прибыли или от размера уменьшения убытков, которое последовало в результате внедрения предложения.

В Финляндии проводятся конкурсы для стимулирование новаторов, которые могу получить награду в размере годового оклада. Новаторство приносит огромные прибыли предприятиям. В Венгрии все этапы инновационного процесса закреплены законом и охраняются как объекты промышленной собственности. Во Франции на автомобильных заводах поощряются даже те предложения, которые не были внедрены в производство, для стимулирования творческой деятельности. В среднем, в промышленно развитых странах, вознаграждения достигают 150 долларов за штуку. Но в некоторых странах, например в США, есть и верхнее ограничение вознаграждения.

В последнее время всё больше рационализаторских предложений поступает не от отдельных работников, а от небольших групп работников. Такие группы могут генерировать больше предложений и эффективнее их внедрять. Да и сама атмосфера в этих группах стимулирует творческий процесс. А в Чехии и Словакии нашли распространение специальные курсы для новаторов и рационализаторов в учебных заведениях.

Анализ международной практики организации стимулирования рационализаторской деятельности позволяет выделить следующие состовляющие этой работы:

Вернуться в библиотеку