Реферат


по теме: "Анализ актуальности темы магистерской работы "Повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия с помощью Интернет-ресурсов"


по дисциплине: "Высшее образование на Украине и Болонский процесс"


Выполнила студентка группы ЭКИ-07М Мальцева Н. В.


Проверил профессор, д. т. н., зав. кафедрой ЭВМ Святный В. А.


 
     Представленный ниже материал является основной частью реферата по теме «Анализ актуальности темы магистерской работы «Повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия с помощью Интернет-ресурсов» по дисциплине «Высшее образование на Украине и Болонский процесс» студентки группы ЭКИ-07М Мальцевой Н. В. ДонНТУ, кафедра ЭВМ, 2008.

Введение


          Как известно, электронная коммерция реализуется с помощью Интернет-технологий и непосредственно в сети Интернет. “Е” — это electronic, в переводе с латинского означает быстрый. “Е” — это economical, в переводе с английского означает экономичный. “Е” — это extendent business, означает бизнес без границ. Таким образом, можно полагать, что электронная коммерция — это быстрый и экономичный вид бизнеса, который не знает границ.
          Интернет — это реальная возможность использования комплекса современных технологий типа: мультимедиа, гипертекст, клиент-сервер, защита информации с помощью брандмауэра и др. В отличие от традиционного бизнеса Интернет обладает такими существенными преимуществами, как интерактивность, наличие обратной связи между продавцом и покупателем, возможность реализации индивидуального подхода к покупателю, более высокая скорость предоставления товаров, услуг и информации о них.
          В последние 7 лет в мире наблюдается достаточно бурное развитие электронной коммерции, реализуемой с помощью сети Интернет. На Украине коммерческая деятельность посредством использования сети Интернет находится на начальной стадии развития. Вместе с тем начало этому процессу положено. Наблюдается заметный рост числа пользователей Интернета на Украине.
          Хотя использование электронной коммерции с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности актуально для многих зарубежных и отечественных предприятий, но исследования в этой сфере, как правило, ведут крупные международные организации. Применение математических методов и моделей для исследований онлайн позволит проанализировать реальный эффект от использования ресурсов Интернета на торговом предприятии в коммерческих целях.


1. Актуальность исследования электронной коммерции


          Основная отличительная черта "Интернет-бизнеса" — это осуществление взаимоотношений между экономическими агентами полностью или частично с помощью электронных коммуникаций, а также сохранение в течение длительного периода времени высоких темпов роста и производительности труда благодаря интенсивному внедрению и использованию информационных технологий.
          Организация электронного информационного обмена между хозяйствующими субъектами позволяет существенно повысить эффективность их работы за счет снижения коммуникационных расходов, уменьшения количества персонала, занятого обработкой входных и выходных документов, исключения возможных ошибок персонала, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации и высокую скорость финансовых расчетов.
          Бурное развитие в последние годы электронной коммерции и современных средств коммуникации ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой сейчас "цифровой культурой". Под влиянием этого многие бизнес-процессы и традиционные методы работы с информацией неминуемо претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления фантастических возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их активного использования в различных областях экономики и международного бизнеса.
          Уже сегодня обмен информацией с помощью современных средств электроники и электронных коммуникаций готов стать основой информационных технологий для мировой торговли. В 1991 году в мире насчитывалось всего лишь 4,5 миллиона пользователей сети Интернет; в апреле 2001 года количество пользователей Интернет превысило 450 миллионов. Вклад информационных технологий в экономический рост в развитых странах с рыночной экономикой за последние 5 лет составил более 25%, а объем электронной торговли между предприятиями через Интернет достиг 650 миллиардов долларов к концу 2000 года. При этом технология, на которой базируется Интернет, представляет значительно большую гибкость и многосторонность в качестве средства передачи информации, чем традиционная почта, телефон и факс.
          Применение современных информационных технологий и систем коммуникации (электронный обмен данными, Интернет, видеоконференции и др.) способно в будущем вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса, поэтому вопросы содействия более широкому доступу к международной электронной торговле все чаще переходят в разряд приоритетных в повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также в постановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся стран.
          Украина должна занять достойное место среди держав, участвующих в процессе развития Интернета и электронной коммерции. Несмотря на некоторые трудности экономического развития, на Украине активно внедряются как системы электронной торговли, так и электронные платежные системы. Однако требуется еще много усилий, прежде всего, со стороны государственных органов, чтобы с успехом воспользоваться всеми преимуществами, которые несет с собой применение электронных коммуникаций в сфере экономики. В связи с этим особо актуальной становится задача изучения существующего международного опыта в области создания благоприятного климата и соответствующих регулирующих рамок для развития электронной коммерции, а также возможностей применения его отдельных элементов применительно к украинским условиям.
          Проблема электронной коммерции постепенно получает все большую разработку как в отечественной, так и в иностранной литературе. К теме магистерской работы близко примыкает диссертация М. В. Кульченко о роли электронной коммерции в современных МЭО. Среди других отечественных авторов, занимающихся проблемами электронной коммерции, следует отметить И. Т. Балабанова, А. В. Волокитина, В. В. Гурова, Р. О. Инджикяна, И. Н. Курносова, А. А. Лебедева, Л. И. Новомлинского, М. А. Отставнова, В. М. Попова, А. Н. Соколова, Н. И. Соловяненко, В. Е. Фортова, А. В. Шамраева и др.
          Данная тема также имеет отношение к трудам зарубежных экономистов. Речь, в частности, идет о работах таких ученых, как Э. Бриньелфсон, П. Вудалл, К. Грюлих, П. Де Соуза, Д. Драйден, М. Йенсен, Э. Каприоли, Д. Козье, А. Пангария, С. Телчер, П. Тиммерс, Д. Халтивангер, Д. Хенри, Д. Хюбнер, Д. Чой и др. Многие из этих работ были изданы за рубежом в 1998-2001 гг.
          В зарубежных странах изучение электронной коммерции и ее экономических аспектов проводится в основном в рамках таких международных организаций, как ВТО, ОЭСР, ЮНКТАД, АТЭС, МТП и др. Кроме того, исследовательская и статистическая работа в данном направлении ведется в рамках национальных правительств ряда стран, специализированных частных компаний или аналитических отделов периодических изданий.
          Следует отметить, что по целому ряду вопросов степень изученности проблемы недостаточна: до сих пор на Украине практически отсутствуют достоверные инструменты для оценки масштабов электронной коммерции, что с точки зрения автора затрудняет выбор стратегии ее развития в современных условиях. Отсутствие необходимой информации зачастую усложняет позиции Украины на международных переговорах по проблематике развития и регулирования электронной коммерции.


2. Целесообразность проведения маркетинговых исследований


          Популярный ныне термин "маркетинг" (от английского “market” — рынок) обозначает деятельность по изучению и завоеванию рынка. По определению Американской ассоциации маркетинга (AMA) маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
          Маркетинг фактически существует уже ряд тысячелетий с тех пор, как люди стали практиковать обмен. В наше тысячелетие он стал прерогативой специалистов в торговле (купцов). Однако в более широкой области практического управления бизнесом он приобрел значение лишь после 1945 г., когда появились известные рекламные агентства, которые стали на путь использования современных концепций маркетинга. В шестидесятые годы маркетинг принял современные формы, рассматривая в центре своей концепции целевого потребителя. Потрясения мирового рынка в 70-е годы привели к использованию концепций стратегического планирования и включению их в современный маркетинг как части стратегического менеджмента.
          Сейчас вопрос об актуальности маркетинга является риторическим. Владельцы предприятий всех форм собственности во всех странах мира, которые хотят получить прибыль от хозяйственной деятельности в ближайшей перспективе, задумываются о масштабе маркетинговых исследований, величине выделяемого бюджета, виде используемой маркетинговой модели, проведении исследований своими силами или с помощью маркетингового агенства, и уж точно не подвергают сомнению сам факт необходимости и целесообразности маркетинговых исследований.
          Последние достижения психологии, анатомии, физиологии, теории динамического хаоса, квантовой физики и математики чаще всего начинают применять на практике именно в маркетинговой или рекламной деятельности. В настоящее время существует большое количество различных субстанциональных моделей маркетинга, которые имеют разное видение отношений между отдельным предприятием и рынком, используют различные методики исследования, предпочитают разные виды рекламы, которые преследуют разные цели. В целом в маркетинге наметилась тенденция «изнутри-наружу», которая смещает центр влияния с покупателей на идентичность компании.
          Исследованием вопросов маркетинга занимались таки известные западные специалисты как Филипп Котлер, Джоэл Эванс, Гельмут Шмален, а также множество отечественных маркетологов — Завьялов, Афанасьев, Голубков, Хруцкий и др.
          Маркетинг действует на границе между рынком и предприятием, выполняя согласующую, адаптивную функцию, устанавливая баланс спроса и предложения. По этой причине любая разновидность маркетинга имеет в своем багаже собственную модель отношений между рынком и предприятием, которая оказывает фундаментальное влияние на идеологию.


Заключение


          Целью существования каждого торгового предприятия является улучшение благосостояния владельцев, повышение рыночной стоимости предприятия и достижение желаемого экономического эффекта. Использование Интернет-ресурсов для проведения исследования рынка, рассылки коммерческих предложений, распространения информации о предприятии и для торговли онлайн позволяет сократить расходы финансов и времени.
          Электронная коммерция развивается огромными темпами, число пользователей, а значит и покупателей растет в геометрической прогрессии, но у нас на Украине использование сферы Интернет не столь распространено, как в США и в странах Западной Европы. Это можно объяснить различными причинами, в том числе предпочтением украинских предпринимателей традиционного бизнеса электронному, доминированием фактора риска над альтернативным повышением доходности в контексте использования ресурсов Интернета.
          Число исследований, статей и материалов, связанных с Интернет-маркетингом и электронной коммерцией постоянно растет, что свидетельствует о том, что интерес к этой сфере с течением времени продолжает увеличиваться. В маркетинговых исследованиях рынка используют многие достижения как математических наук, так и психологии.


Список литературы


          1. Царев В., Кантарович А. Электронная коммерция: учебник для вузов. — СПб.: «Питер», 2004.
          2. Perry Monica, Bodkin Charles. Веб-сайты фирм-производителей из рейтинга Fortune 500: инновационные маркетинговые стратегии или киберброшюры — Журнал: "Маркетинг-дайджест", № 5, 2004.
          3. Риад Эйд, Мифанви Труман, Абдель Ахмед. Интернет-маркетинг на международном b-2-b рынке: применение бенчмаркинга — Журнал "Интернет-маркетинг", № 3, 2007.
          4. Каталано Ф., Смит Б. Internet-маркетинг для чайников. — М.: Вильямс, 2005.
          5. Котлер Ф. Основы маркетинга.– М.: Прогресс, 1990.
          6. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995.
          7. Орлов А.И. Основные идеи современного маркетинга. — Журнал «Маркетинг успеха». № 12 2000.
          8. Костяев Р. В. Бизнес в Интернете. Финансы, маркетинг, планирование — СПб.: «BHV», 2002.
          9. Marc Bacchetta, Patrick Low. Electronic commerce and the role of the WTO. — WTO. Special studies 2, 1998
          10. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. — СПб.: «Питер», 2001.