| ||||||||||
|
ERP: мифы и реальность Автор:Александр Зубрицкий ХХI век можно смело назвать веком высоких технологий. В последнее время многие предприятия в целях приобретения новых конкурентных преимуществ используют современные информационные технологии в бизнесе, поскольку именно информация становится стержнем практически любой организованной структуры. При этом в понятие "информационные технологии" закладывается не просто оснащение предприятия двумя-тремя компьютерами, а именно внедрение комплексных дорогостоящих технологий, например интегрированных систем управления ресурсами предприятий (ERP-систем). В ходе внедрения возникает много вопросов, нестандартных ситуаций, складываются мифы. Кто-то находит во внедряемых технологиях плюсы, кто-то — минусы, у каждого заказчика есть свое видение задачи. Рассмотрим наиболее распространенные мифы и предубеждения, с которыми приходится сталкиваться в процессе реализации проектов по внедрению ERP-систем.
Реальность № 1. Даже если внедряемая система формально соответствует стандарту MRP II, в большинстве проектов внедрение ограничено несколькими "учетными" модулями. Другими словами, заказчик получает учетную систему вместо ERP-системы. Миф № 2: "Благодаря ERP продажи уже завтра вырастут вдвое"
Внедрение ERP, несомненно, повышает ценность предприятия. Вы сможете увидеть скрытые резервы, уменьшать себестоимость продукции, оптимизировать затраты. Однако важно помнить, что такая система, в первую очередь, инструмент. Использовать его нужно в соответствии с разработанной стратегией развития предприятия.
Если ваша стратегическая задача удвоить выручку, необходимо разработать все необходимые мероприятия для этого, к примеру:
Миф № 3: "Бизнес-процессы моей компании самые совершенные"
Часто приходится встречаться с руководителями среднего звена, которые занимают жесткую позицию: "Мы много лет работали таким образом, нам незачем менять свои бизнес-процессы". Эта фраза приводит в уныние любого консультанта по внедрению. "Их не нужно изменять или совершенствовать. Все, что нужно от внедренца, — перенести бизнес-процессы нашего предприятия в ERP-систему", — считает такой руководитель. Он пытается заставить консультанта скопировать существующий бизнес-процесс в систему, даже если это приведет к нарушению логики работы целого модуля или всей системы.
Чем дольше не совершенствовался какой-либо бизнес-процесс на предприятии, тем выше вероятность, что совершенствовать его необходимо. В идеале на современном предприятии должна существовать специальная служба, занимающаяся совершенствованием бизнес-процессов.
Миф № 4: "Самые совершенные бизнес-процессы — в ERP-системе"
"Мы купили ERP-систему, чтобы она научила нас правильно работать. Мы готовы сломать существующие и внедрить у себя самые передовые процессы в том виде, в каком они реализованы в базовом функционале ERP-системы. Это позволит нам стать лидером отрасли". Так, несколько утрируя, можно обозначить еще одно распространенное заблуждение.
ERP-система — не коробочный продукт. И не может им быть. Если бы можно было стать лидером в своей отрасли, только внедрив ERP-систему, то все ваши конкуренты давно бы поступили именно так (см. миф № 2).
Большинство бизнес-процессов, включенных в стандартный функционал, подходит большинству предприятий, условно говоря, на 80%. Остальные 20% требуется усовершенствовать при внедрении.
Может показаться, что мифы № 3 и № 4 противоречат друг другу. На самом же деле это два противоположных полюса. Необходимо найти золотую середину.
Миф № 5: "Все мои сотрудники мечтают о новой системе"
"Они с большим энтузиазмом начнут в ней работать, как только представится такая возможность. Они будут обучаться в свободное от работы время столько, сколько потребуется для последующей эксплуатации", — так полагал один из наших клиентов, директор фирмы. Очень скоро ему пришлось убедиться в обратном. Директор производства постоянно решал технологические проблемы, логистик пропадал на таможне, а директор склада был занят срочной отгрузкой товара.
Встречается открытый саботаж внедрения и скрытый, когда сотрудники утаивают или искажают важную информацию. Чем позже это выявляется, тем больше рисков и проблем возникает при реализации проекта.
Миф № 6: "Консультант сам знает, что мне нужно от этой системы"
"Я ведь нашел самых опытных консультантов. У меня и моих специалистов нет времени на разговоры. Пусть устанавливают свою ERP-систему и показывают мне кнопку, которую я должен буду нажать, чтобы распечатать отчет".
Если бы все было так просто, был бы давно создан коробочный продукт (см. миф № 4).
Миф № 7: "ERP-систему можно внедрить за 6-8 месяцев"
Если это действительно так, то, вероятно, речь идет о внедрении очень ограниченного функционала (см. миф № 1). Полное внедрение ERP-системы всегда сопряжено с организационными изменениями на предприятии. Опыт подсказывает, что только внедрение стандартного учетного функционала требует от 6 до 12 месяцев.
Миф № 8: "Нам не нужна ERP-система"
Если ваша компания — естественный монополист, единственный в отрасли, то, возможно, в ERP-системе необходимости нет. Если же у вас есть конкуренты, в ваших интересах уменьшение транзакционных издержек. Внедрение ERP-системы — один из необходимых шагов в этом направлении.
Источник: Интернет поратал для управленцевhttp://www.management.com.ua/ims/ims134.htm |