Реферат
Содержание
1. Введение, обоснование актуальности
2. Цели и задачи
3. Научная новизна
4. Обзор выполненных исследований и разработок
5. Планируемые и полученные результаты
6. Заключение
7. Литература
1. Введение, обоснование актуальности
Украинское государственное предприятие почтовой связи “Укрпочта” – является национальным почтовым оператором. Почтовая сеть насчитывает около 15 000 отделений связи и охватывает все регионы Украины. В состав предприятия входят: 30 филиалов (25 обласных дирекций, Киевская и Севастопольская городские дирекции, дирекция обработки и перевозки почты, дирекция "Автотранспочта", дирекция "Издательство "Марка Украины"), 25 почтамтов, 465 узлов почтовой связи, 3600 городских, 11312 сельских, 140 передвижных, 22 сезонных отделения и 383 пунктов почтовой связи. Доставка почтовых отправлений по Украине обеспечивается собственным автомобильным транспортом. На магистральных, областных и районных маршрутах для перевозки почты используется свыше 4,5 тыс. автомобилей.
Миссия УГППС “Укрпочта” состоит в предоставлении потребителям высококачественных почтовых, финансовых, транспортных, рекламных, информационных и других общедоступных услуг, а также в осуществлении через сеть почтовой связи физической доставки почтовых отправлений, товаров и грузов.
Украинская почта обслуживает своих клиентов через единую национальную сеть почтовой связи и использует эту возможность, развивая новые продукты и службы, с целью укрепления услуг и доверия клиента.
Стратегические направления деятельности УГППС “Укрпочта”:
1. Повышение качества услуг.
2. Увеличение производительности и эффективности труда на основе информационных технологий, автоматизации процессов.
3. Оптимизация структуры предприятия.
4. Непрерывное повышение профессионализма персонала.
5. Создание стойкого позитивного имиджа.
Укрпочта принимает активное участие в работе международных организаций:
1. Всемирного почтового союза (ВПС).
2. Регионального содружества в отрасли связи (страны СНГ).
Входит в состав Ассоциации почтовых операторов Европы “PostEurop”.
Украинская почта сотрудничает с рядом почтовых администраций стран-членов Всемирного почтового союза и осуществляет прямой почтовый обмен с 64 странами мира; двусторонний обмен почтовыми переводами с 14 странами, односторонний – с 6 странами, обмен отправлений с наложенным платежом – с 10 странами.
Ежегодно через Донецкий почтамт проходит около 25 млн. почтовых отправлений, поэтому, чтобы облегчить работу сотрудникам Укрпочты и определить, с помощью комплексной оценки, деятельность и эффективность работы отделений почтовой связи, была и разработана данная информационно-аналитическая система.
Идея данной работы заключается в анализе и использовании моделей комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи для создания информационно-аналитической системы, адаптированной под различные особенности и виды деятельности отделений связи г. Донецка.
2. Цели и задачи
Цель магистерской работы – создание информационно-аналитической системы для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи Укрпочты.
Идея работы заключается в анализе и использовании моделей комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи для создания информационно-аналитической системы, адаптированной под различные особенности и виды деятельности отделений связи г. Донецка.
Задачи, решаемые в магистерской работе:
- проанализировать существующие модели комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи и на основе анализа выбрать наиболее рациональный метод;
- осуществить сбор данных по отделениям связи и провести их сравнительный анализ;
- разработать модель для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи, по определённым идентификаторам, позволяющую оценить эффективность работы отделений почтовой связи;
- разработать информационно-аналитическую систему для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи в виде программного продукта, направленного на использование в процессе работы Укрпочты.
Объектом исследования являются украинское государственное предприятие почтовой связи “Укрпочта”.
Предметом исследования являются модели комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи Укрпочты.
Методы исследований – статистический анализ и обработка данных по отделениям связи; анализ и разработка базы данных; методы оценки работы отделений почтовой связи.
Практическая ценность. Создание базы данных, предназначенной для ввода-корректировки расхода по отделениям связи печати выходных форм выбора данных и построение модуля по идентификаторам, которые говорят об эффективности работы отделений почтовой связи Укрпочты.
3. Научная новизна
Научная новизна полученных результатов заключается в:
- анализе и использовании моделей комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи для г. Донецка;
- разработке модели для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи, по определённым идентификаторам, позволяющую оценить эффективность работы отделений почтовой связи;
- разработке информационно-аналитической системы для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи в виде программного продукта, направленного на использование в процессе работы Укрпочты.
4. Обзор выполненных исследований и разработок
Почтовая связь является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества и одним из важнейших механизмов обеспечения экономических, социальных и политических интересов в государстве.
Формирование рыночной экономики внесло изменения в финансовую деятельность объектов и эксплутационных предприятий почтовой связи. Распределительную и контрольную функции финансов дополняет финансовый менеджмент, задачей которого является управление финансовыми ресурсами предприятия для реализации ее стратегических и тактических целей.
Сложившаяся ситуация с использованием отраслевой журнально-ордерной формы учета на предприятии связи в ее первоначальном виде, вызывает противоречия с большим количеством изменений в учете и введением нового Плана счетов.
Названные причины обусловили цели изменения форм и техники учета, применяемые в эксплутационных предприятиях почтовой связи. Должна быть выполнена определенная работа с целью уточнения применяемых предприятиями связи регистров бухгалтерского учета.
Эти изменения обеспечивают:
- более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия;
- рационализацию порядка отражения в учетных регистрах факта хозяйственной жизни;
- снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Почтовая связь, имеющая сложную производственную структуру, остро нуждается в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения, что в современных экономических условиях не возможно без помощи информационных технологий.
В современных условиях и для субъектов хозяйствования, и для потребителей почтовых услуг, имеет огромное значение диагностика реального текущего и перспективного финансового состояния объектов и эксплутационных предприятиях почтовой связи: признание неплатежеспособности какого-либо почтового объекта и вывод его из состава действующих приведет к разрыву единой сети почтовой связи и невозможности пересылки отправлений не только данным объектом, но и другими. Поэтому для своевременного выявления экономических проблем хозяйствующего субъекта почтовой связи с целью их предотвращения необходимо регулярно проводить всесторонний анализ текущего и перспективного финансового положения объектов и предприятий федеральной почтовой службы с целью принятия управленческих решений. Цель анализа финансового состояния состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние управлений и объектов почтовой связи, но и в постоянном проведении работы, направленной на его улучшение. Анализ финансового положения показывает направления такой работы, а также дает возможность выявить важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии.
Для того чтобы результаты анализа состояния и использования производственных ресурсов почтовой связи соответствовали реальному финансовому положению, необходимо осуществлять всесторонний анализ ее финансовой деятельности, касающийся изучения структуры и динамики баланса, показателей финансовой устойчивости и ликвидности, финансовых результатов деятельности, как в настоящий период, так и на перспективу, используя приемы и подходы финансовой диагностики, а также модели финансового прогнозирования.
Для обеспечения устойчивого функционирования и конкурирования почтовой связи на рынке услуг связи необходимо иметь надежный и адекватный методологический аппарат диагностики и прогнозирования финансового состояния почтовых объектов с учетом отраслевых особенностей производства услуг и региональной структуры потребительского рынка.
Настоящая работа посвящена решению проблем адаптирования к современному этапу развития экономики форм и техники учета, прикладным аспектам прогнозирования использования финансовых средств почтовой связи на основе диагностики финансового состояния, что является весьма актуальным в новых условиях хозяйствования.
Изучив литературу по данной проблематике, был сделан вывод о том, что теоретическим и практическим вопросам формирования и использования финансовых средств в условиях рыночной экономики посвящены работы многих ученых-экономистов: Ковалева В.В., Титченко М.П., Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С, Артеменко В.Р., Беллендира М.В., Балабанова И.Т., Стояновой Е.С., Грязновой А.Г., Палия В.Ф., Савицкой Г.В., Богатина Ю.В. Грузинова В.П., Грибова В.Д., Курганской Н.,И., Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В., Селезневой Н.Н., Ионовой А.Ф. Черныша Е.А., Молчановой Н.П., Новиковой А.А., Салтановой Т.А. и др. Однако комплекс вопросов по оценке состояния и использования финансовых ресурсов почтовой связи рассматривался на методологическом уровне Кузавковой Т.А., Шаманским Г.Н., Козловым В.Б., Шаравовой О.И., Банком В.Р. Следует отметить, что хотя проблема рассматривалась указанными выше авторами в различных аспектах, однако работы зачастую носили обзорный характер и, преследовали цель информировать о возможностях совершенствования методов и принципов диагностики и прогнозирования финансового состояния объектов почтовой связи, без привязки к конкретному региону, выводы и рекомендации носили общий характер. В результате проблема нуждается в дальнейшей разработке.
В системе общественного разделения труда за отраслью связи закреплены функции передачи информации. Связь общего пользования предоставляется несколькими видами, в зависимости от способности соответствовать тем или иным потребностям, характера передаваемой информации и способа ее передачи:
- почтовая (переносящая информацию в виде материальных объектов - почтовых отправлений, включая неинформационные отправления -посылки);
- электронная связь - телефонная, телеграфная, звуковое и телевизионное вещание и т.д. (переносящая любые виды информации с помощью электрических сигналов через технические средства передачи и распределения этой информации).
Почтовая связь осуществляет пересылку почтовых отправлений (писем, посылок, бандеролей, денежных переводов, периодической печати), сортирует, перевозит и доставляет почту в населенные пункты страны и за рубеж, выплачивает пенсии и переводы, оказывает дополнительные услуги населению.
Отделения связи в городах и районах являются производственными подразделениями почтамтов, городских и районных узлов связи. Они не имеют расчетного счета и самостоятельного баланса, не имеют права найма и увольнения рабочей силы. Финансовые потоки почтовой связи, с одной стороны, имеют ту же основу, что и финансы всех отраслей общественного производства, с другой, обладают рядом особенностей.
Метод оптимизации комплексной программы развития с учетом риска:
Пусть задан некоторый вариант развития x = (x1, x2, ... , xm), имеющий комплексную оценку K. Будем уменьшать оценку xj направления j. Обозначим xjk – минимальное значение этой оценки, такое что дальнейшее уменьшение оценки xj приводит к уменьшению комплексной оценки. Оценку xjk будем называть критической оценкой для j-го направления варианта x.
Резервом j-го направления варианта x называется разность Dj(x) = xj – xjk.
Если при уменьшении оценки до 1 комплексная оценка не меняется, то будем по определению считать, что резерв направления равен любой требуемой величине М (достаточно большой).
Заметим, что если Dj(x) = 0 для всех j, то есть оценки всех направлений варианта x являются критическими, то мы получаем напряженный вариант развития. Очевидно, что при разработке программы развития для повышения надежности ее реализации целесообразно предусмотреть резервы для особо рисковых направлений.
Рассмотрим комплексную оценку состояния предприятия, связанную с программой развития малого предпринимательства. Выделим основные цели развития малого предпринимательства. Первая цель – это
рост экономической эффективности и, как следствие, налоговых поступлений. Вторая цель – увеличение доходности, отражающаяся, в основном, в росте заработной платы, а третья цель – увеличение занятости. Естественно объединить уровень занятости и уровень доходности в обобщенный критерий «социальный уровень».
Окончательно получаем структуру комплексной оценки состояния предприятия:
Рисунок 1 – Структура комплексной оценки состояния предприятия
Процедура построения комплексных оценок предприятия:
Будем рассматривать предприятие как сложную организационную систему, состояние которой можно оценить по ряду факторов или критериев. Пусть оцениваемая организационная система описывается на основе заданного набора частных критериев вектором K = (k1, ..., ki, ..., kn), где ki – значение i-го частного критерия. Задача заключается в построении комплексного критерия функционирования f(K), наиболее адекватно отражающего степень достижения поставленных перед организационной системой целей. Комплексным критерием в данном случае является уровень социально-экономического состояния предприятия, в качестве частных критериев могут быть рассмотрены экономические (наполняемость регионального бюджета, финансовые показатели деятельности промышленных предприятий и т.д.) и социальные (уровень занятости, средняя заработная плата, уровень жизни и т.д.) показатели.
Рассмотрим варианты комплексных критериев функционирования организационной системы, отражающих определенные качественные свойства целей, поставленных перед ней. Если качественным свойством целей организации является равномерное (в определенном соотношении) улучшение всех локальных показателей деятельности, соответствующая комплексная оценка имеет вид: F(K) = min(ki/ai), где ai – положительные параметры, отражающие информацию об относительной важности различных критериев.
Если качественным свойством целей является улучшение хотя бы одного локального критерия, то соответствующий комплексный критерий достижения целей организации принимает вид: F(K) = max(ki/ai), где ai, как и в предыдущем случае, отражает важность частного критерия ki.
Структурные схемы представляют собой прадepeвo с корневой вершиной, соответствующей комплексной оценке, и висячими вершинами, соответствующими локальным критериям. Каждой промежуточной вершине К соответствует агрегированная оценка qk получаемая в результате свертки двух оценок соответствующих вершин нижнего уровня.
В общем случае дихотомическое представление можно описать структурной схемой:
Рисунок 2 – Структурная схема дихотомического представления
Дихотомическое представление применяется для оценки и оптимизации региональных программ развития. Иерархическая структура для трех критериев оценки программы развития предприятия, выглядит так:
Рисунок 3 – Иерархическая структура для трех критериев оценки программы развития предприятия
На рисунке 3 приводится иерархическая структура для трех критериев оценки программы развития предприятия – экономической эффективности, уровня жизни и экологической безопасности (обозначим их соответ-
ственно буквами Э, Ж и Б). Представляется естественным сначала объединить критерии уровня жизни и экологической безопасности в один агрегированный критерий социального уровня (С). Далее, объединяя социальный уровень с экономической эффективностью, следовательно получим комплексную оценку социально-экономического уровня, который обеспечивает анализируемый вариант программы развития предприятия.
5. Планируемые и полученные результаты
Поставленная в работе цель и проведенный анализ позволяют сформулировать следующие задачи исследования, каторые были запланированы и выполнены:
1. Выполние анализа существующих способов и методов комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи и получение данных о состоянии структур, функций, информационного, математического, программного и других видов обеспечения систем сбора, накопления и обработки информации различными субъектами мониторинга при комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи. Оценка существующих современных информационно-аналитических систем.
2. Установление закономерностей и особенностей деятельности почтовых отделений связи за определённый период времени.
3. Разработка информационно-аналитических методов комплексной оценки и моделей описания процессов деятельности почтовых отделений связи, с учетом анализа темпов роста от реализации услуг за определённый период.
4. Разработка принципов построения автоматизированных систем, создание информационно-аналитических и программных компонент системы базы данных по почтовым отделениям и комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи, контроля изменения показателей и оценки тенденций их изменения, направленных на решение задач оперативного управления отделениями УГППС “Укрпочта”.
6. Заключение
Таким образом, были проанализированные существующие методы комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи для г. Донецка и разработана информационно-аналитическая систему для комплексной оценки деятельности отделений почтовой связи в виде программного продукта, направленного на использование в процессе работы Укрпочты.
Окончательная готовность работы – январь 2008г.
7. Литература
1. Семенов И.Б., Чижов С.А., Полянский С.В. Комплексное оценивание в задачах управления системами социально-экономического типа. Препринт. – М.: Институт проблем управления, 1996.
2. Глотов В.А., Павельев В.В. Векторная стратификация. – М.: Наука, 1984.
3. Анохин А.М., Глотов В.А., Павельев В.В., Черкашин А.М. Комплексное оценивание: принцип бинарности и его приложения. Препринт. – М.: Институт проблем управления, 1994.
4. Андронникова Н.Г., Баркалов С.А., Бурков В.Н., Котенко А.М. Модели и методы оптимизации региональных программ развития. Препринт. – М.: Институт проблем управления, 2001.
5. Бурков В.Н. и др. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. – М.: Наука, 1984.
6. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Теория графов в управлении организационными системами. – М.: СИНТЕГ, 2001.
7. http://www.ukrposhta.com/www/upostru.nsf/index?OpenPage
8. http://www.planetadisser.com/work/work_34638.html
9. http://www.planetadisser.com/work/work_25296.html
10. http://www.planetadisser.com/work/work_26569.htm
11. http://www.onat.edu.ua/?set_lang=ru&pg=set_sist
12. http://www.donbass.dn.ua/index.php
13. http://el.tfi.uz/ru/et/gl21.html
|