Страсть к автоспорту и автомобильной технике зародилась еще с раннего детства . Моим первым автомобилем стал ВАЗ 21083 на котором собственно и были реализованы первые идеи по "снятию" большей мощности с силового агрегата, повышению устойчивости...
Хотел бы поделиться успехами и исследованиями в этом направлении.
Следует четко представлять для чего готовиться автомобиль (ралли, кросс, 402 метра...), а уже из этого намечается ряд мероприятий по достижению поставленной цели. В моем случае - автомобиль готовился для езды по прямой на 402 метра...
Определяющими для поставленной цели являются:
Для увеличения мощности проделаны следующие модификации: установка нового распредвала с регулируемым шкивом и измененной программой управления. Тюнинговый распредвал отличается от штатного измененным профилем кулачка, то есть — фазами газораспределения, что обеспечивает более эффективное наполнение цилиндров рабочей смесью. Большее количество рабочей смеси обеспечивает больший момент, т. к. крутящий момент двигателя пропорционален силе давления газов на поршень, образующихся при сгорании рабочей смеси. Сместив момент в зону более высоких оборотов можно получить ощутимую прибавку мощности. Двигатель – сложный механизм, изменения в чем-то одном потребуют изменений в других частях. Можно остановиться на измененном распредвале. Но хотелось бы максимально заполнять цилиндры рабочей смесью, и эффективно очищать их на выпуске. Прежде всего, это зависит от качества обработки впускного и выпускного тракта. Как его повысить? Изменяется форма камеры сгорания. Ее объем увеличивается незначительно, что позволяет не изменять степень сжатия (без необходимости), но изменение формы позволяет избежать наличия «непродуваемых» зон, благодаря чему увеличивается цикловое наполнение цилиндра. Изменяется геометрия клапана, чтобы на небольших величинах подъема обеспечить низкое сопротивление потоку. Также изменяется форма и увеличивается проходное сечение каналов. Переходим к изменению программы или "чип-тюнинг". Что такое чип-тюнинг, и что можно достичь с его помощью? Чип-тюнинг — изменение серийной программы управления двигателем с целью улучшения набора характеристик и оптимизации работы системы впрыска под заданную комплектацию двигателя. В программах для стандартных двигателей обычно производится:
- улучшение разгонной динамики в зоне низких и средних оборотов
- улучшение режима холодного запуска
- стабилизация режима холостого хода
- оптимизация режима работы вентилятора охлаждения
- отключение датчика кислорода (если присутствовал в исходной комплектации)
Эти программы (прошивки) можно назвать «динамичными». В программах, написанных под измененную комплектацию, также учтены особенности конкретного двигателя. Чтобы понять, что можно получить в результате чип-тюнинга, нужно знать, что крутящий момент и мощность (произведение момента на обороты) зависят от скорости вращения коленвала. С ростом оборотов момент растет, достигает максимального значения, затем спадает. Сила ускорения, ощущаемая при разгоне автомобиля — крутящий момент, преобразованный трансмиссией в силу тяги, а не максимальная мощность, указанная в техпаспорте. В профессионально написанной программе производится, в среднем, около шестидесяти различных изменений в калибровочных таблицах. Для улучшения динамики разгона увеличивается крутящий момент в зоне низких и средних оборотов.1. Степанов В.Н. Тюнинг автомобильного двигателя. Степанов В.Н. Кемерово, Кемеровское ГТУ, СПб, 2000 г. 2001-4/3654.
2. Дмитриевский А.В., Тюфяков А.С. Бензиновые двигатели. Москва, Машиностроение, 1993 г.
3. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль. Производственное издание. Перевод с чешского, Москва, Машиностроение, 1987 год. УДК 629.114.6(312)