Подготовка к публичному выступлению
Ткаченко А.А.
Реферат по курсу "Ораторское искусство"
Каждому студенту в процессе обучения в университете приходится работать с большим объемом информации и доносить определенную ее часть до своих коллег на семинарских занятиях, конференциях и других публичных выступлениях. Процесс работы с текстом достаточно сложен. От его продуктивности во многом зависит эффект воздействия на аудиторию. Выступления, сообщения различного рода — это, скорее, процесс, обеспечивающий эффективное выполнение основной задачи.
Так, 22 апреля 2008 года на кафедре прикладной математики и информатики проводилась научная конференция, посвященная Дню науки. Во время подготовки я много времени уделила подготовке к выступлению и определению задач.
Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Если этого не произойдет, время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов. Время подготовки уменьшается, если проводится семинарское занятие, на котором новая и сложная информация аудитории практически не преподносится, и увеличивается, если выступление имеет достаточно сложную структуру, аудитории сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации.
Несмотря на небольшой объем моего доклада на конференции, времени на подготовку выступления я затратила достаточно много, чтобы оно выглядело лаконичным, простым для понимания и убедительным.
Публичные выступления Любое выступление, которое произносится публично, необходимо заранее спланировать и проработать, чтобы сообщение выглядело убедительно.
При планировании выступления необходимо проработать следующие этапы:
1. Сформулируйте конкретную цель выступления одним предложением. Необходимо постараться сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?» Цель выступления станет критерием, по которому вы будете проверять все, что может быть включено в него.
2. Определитесь относительно аудитории. Вы организовываете выступление с определенной целью, но ваша аудитория также имеет свои цели, интересы, мнения и т.д. Чтобы эффективно донести материал, необходимо понять слушателей. Поэтому необходимо определить цели, ожидания и ценности предполагаемой аудитории. Данная задача особенно важна, выступление происходит перед незнакомыми людьми.
Определите, сколько человек будет присутствовать на выступлении. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру:
малая аудитория (группа до 12-15 человек);
средняя аудитория (группа до 50-100 человек);
большая аудитория (больше ста человек).
Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, потому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Специфика восприятия заключается в том, что сидящий отдельно человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте, и, следовательно, быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические (второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают. Человек, сидящий в компании других людей, находится в иной ситуации: его внимание фокусируется не только на рабочих объектах (например, обсуждении проекта), но и на периферических стимулах (слова, жестикуляция соседа, звук шагов, смех в противоположном углу зала в ответ на его слова, недовольное выражение лица начальника).
Второй нюанс: чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше — на человека, который эту информацию им презентует. Вывод: большая аудитория не годится для детальных и обстоятельных дискуссий. Маловероятно, что при этом смогут высказаться все желающие. С другой стороны, здесь гораздо труднее так построить доводы, чтобы аргументы выступающего были понятны всем присутствующим.
Работа с большой аудиторией достаточно сложна. Если же лучшим средством донесения материала является маленькая аудитория, а прийти на выступления хотят триста человек, рекомендуется разбить такую аудиторию на части и провести несколько собраний.
Важное отличие малой аудитории от большой заключается в том, что первая не сливается в одну безликую массу, реагирующую на выступающего, как единый организм. Здесь каждый может вносить свои идеи в обсуждение, а если все время говорит один выступающий — это лишь подчеркнет его высокомерие и стремление монополизировать встречу. Если большая аудитория может задавать вопросы только тогда, когда вы попросите об этом (это гораздо удобнее для выступающего, и для самих слушателей), то в малой аудитории необходимо пытаться наладить диалог и вовлечь всех присутствующих в дискуссию.
3. Установите, какое впечатление вы хотели бы в итоге оставить у аудитории. Решите, на что следует обратить внимание слушателей; придумайте, что сделать, чтобы они действительно это отметили и запомнили. Сформулируйте ключевую фразу, которую, по вашему замыслу, должны запомнить слушатели.
4. Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории.
Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению.
Здесь можно привести следующие рекомендации:
Факты, которые по замыслу выступающего аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта.
Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории.
Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А — это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В — то, что желательно включить, С — то, что хорошо сказать, если для этого останется время.Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными выводами.
5. При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи. Независимо от темы выступления, плохо подобранные слова и выражения могут вызвать раздражение даже у самой заинтересованной аудитории.
Во-первых, можно записать на бумаге весь текст выступления и затем просто его зачитать. Но для большинства людей неприятно, когда им читают доклад, лишь изредка поглядывая в зал. Поэтому наилучший вариант — записать выступление тезисно и, выступая перед слушателями, заглядывать в конспект только по мере необходимости.
Во-вторых, разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения. Если выбран вариант устного представления материала (что предпочтительней), то составлять выступление нужно с учетом ряда условий:
• Знаки препинания при передаче речью выделяются паузами или соответствующими частями речи. Например, вместо двоеточия говорится «потому что»: не «нужно приступать к работе: осталось мало времени», а «нужно приступать к работе, потому что времени осталось мало».
• Чаще используйте первое и второе лицо местоимений, реже — третье и неопределенную форму глагола. Такая форма высказываний придает личностную окраску тексту.
• Используйте активный, а не пассивный залог: «мы хотим закупить новое оборудование для цеха», а не «нам требуется закупить новое оборудование для цеха».
• Использование абстрактных существительных затрудняет восприятие.
• Избегайте специальных терминов, которые могут быть незнакомы аудитории.
• Слова и предложения должны быть короткими.
• Важен порядок представления материала, ведь слушатели не могут еще раз посмотреть в начало предложения.
Перед глазами аудитории нет текста вашего выступления. Если он достаточно сложный и содержит несколько частей, целесообразно каждую часть заканчивать выводами, а также заявлением и вопросом, позволяющим перейти к новому разделу.
Визуальные средства используются для дополнения того, что сообщает оратор. Основные визуальные средства — это слайды, видеозаписи, диаграммы. Не используйте визуальные средства без веских причин и не перегружайте выступление техническими приемами. Все, что включено в аудиовизуальный материал, должно быть хорошо видно и слышно каждому, и не должно дублировать текст выступления.
Готовя материал для выступления, не следует записывать его в виде развернутых предложений на больших листах бумаги. Необходимо выделить основные вопросы, которые будут освещены на выступлении и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта. Можно зафиксировать план на небольших четко пронумерованных карточках, в которых вы хорошо ориентируетесь. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте выступления.
6. Проработайте весь проект выступления в поисках моментов, где интерес аудитории может понижаться. Убедитесь, что все изменения, которые вы вносите, чтобы повысить интерес, имеют отношение к предмету беседы. Выявите объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны, и упростите их.
При организации пространства выступления психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Зал должен заполняться как минимум на 50 %. При одинаковых задачах лучше выбирать зал квадратной формы. Узкое и глубокое помещение создает у присутствующих впечатление шоу, а широкое и неглубокое считается более неофициальным и удобным для вовлечения аудитории в дискуссию.
Проверьте, каково расстояние от вашего места до первого ряда. Если оно велико, придется передвинуть кафедру. Уточните, как слышен ваш голос. Одинаково хорошо вас должны слушать во всех концах аудитории. Вероятно, для этого придется использовать микрофон.
Советы по преодолению волнения
Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано. Основные причины сверхволнения:
Недостаток опыта публичных выступлений.
Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе.
Сомнение в том, что слушателям будет интересно.
Наличие в личном опыте случая провала.
Чрезмерное погружение в свои переживания.
Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:
• выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное — научиться смотреть ему/ей в глаза);
• как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним;
• старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно;
• научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.
Если ваше волнение связано с самим собой, то необходимо нарабатывать опыт выступлений: больше и чаще выступать, задавать вопросы, вступать в коллективные дискуссии;
Путем проб и ошибок найдите свой оптимум — ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то — сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д.
Общие советы:
Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашей речи.
Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным. За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость оттого,
что все пройдет успешно.
Заключение
При любом роде деятельности, человеку приходится выступать публично. Для студента – это семинарские занятия, коллоквиумы и конференции; для работника предприятия – это собрания и совещания с руководством и коллегами. Поэтому очень важно умение правильно построить свое выступление, четко и уверенно произнести речь. Для этого необходимо освоить несколько правил риторики.
Риторика – это наука о законах подготовки и проведения, произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, потому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Важно сформулировать ключевую фразу, которую, по вашему замыслу, должны запомнить слушатели. Разместить разделы выступления в логическом порядке, учитывая время активности слушателей, и использовать дополнительные приемы для ее повышения.
Кроме тщательной подготовки, подбора материалов, составления текста выступления, важен уместный внешний вид выступающего, что, безусловно, придаст уверенность в себе. Главное, необходимо почувствовать и поверить, что выступление будет успешным.
Литература
- 1. http://www.elitarium.ru/2008/02/01/psikhologija_vystuplenijj.html
- Бербель и Хайнц Швальбе: Основы речевой коммуникации
- Зарецкая Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.
- Перельман X., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика. М.. 1987.
|