Обучение на расстоянии

Первоисточник:
http://www.cio-world.ru/Career/experts/37961/

Автор: Надежда Баловсяк
Опубликовано 17 марта 2005 года

В последние несколько лет одним из приоритетных направлений развития современного российского образования является внедрение и повсеместное использование средств дистанционного обучения. Развитие этой технологии на Западе, ее относительная дешевизна и ряд других преимуществ привели к всплеску исследовательского интереса к данной проблематике и спровоцировали рост предложений дистанционного обучения в русскоязычном сегменте интернета.

Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Изучение интернет-технологий и программного обеспечения для работы в интернете является обязательной частью любой вузовской (а иногда и школьной) программы. Со временем интернет стал не только объектом изучения, но и превратился в среду, в которой можно вести полноценное обучение желающих.

Сейчас термин "дистанционное обучение" (distant learning) стал синонимом понятия "электронное обучение" (e-learning) или "онлайновое обучение" (online learning), означая, на самом деле, не только обучение через интернет. Таким образом, дистанционное (или онлайновое) обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности интернет-технологии (для изучения материала, сдачи тестов, консультаций, общения в процессе всего обучения, а иногда и итогового контроля).

Дистанционное обучение (ДО) позволяет решить ряд проблем, присущих традиционной методике обучения. Главное преимущество ДО заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволила реализовать в российском образовательном пространстве идеологию открытого образования, означающего общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения.

Кроме преимущества географической свободы в выборе места учебы, позволившей решить проблему доступности, дистанционная технология обладает рядом других достоинств. Педагогические особенности этой технологии предусматривают, в основном, самостоятельную работу студента в удобное для него время. Таким образом, возможность самостоятельного управления графиком обучения делает его привлекательным для занятых людей, которые желают получить второе образование или повысить квалификацию.

Это же достоинство является одновременно и "ловушкой" для тех, кто считает, что, обучаясь дистанционно, можно работать над учебным материалом эпизодически, время от времени. Обычно обучение построено таким образом: студент периодически получает от преподавателя задания, предусматривающие изучение теоретического материала, сдачу итоговых тестов, базирующихся на теории, а также, возможно, выполнение практических заданий. Если задания и тесты вовремя не будут сданы, задания следующего этапа обучения студенту не высылаются. Таким образом, нарушается график обучения, который всегда в начале курса студент согласует с преподавателем.

Несмотря на то, что словосочетание "дистанционное обучение" часто мелькает на страницах ведущих оффлайновых и онлайновых изданий, а в интернете множество сайтов, предлагающих курсы удаленного образования, на самом деле только единицы из них предлагают пользователям то, что полностью соответствует "классическому" определению ДО.

Поэтому, выбирая курс, следует знать, каким должно быть "настоящее" дистанционное обучение, чтобы отличить все то, что иногда некорректно называют этим модным термином.
В дистанционном обучении слушатель использует только интернет-технологии во всех видах учебной деятельности. Пользователь, авторизовавшись на сайте, получает доступ к учебным материалам (иногда после оплаты курса). Современные технологии позволяют разместить не только текстовую информацию, но также иллюстрации, видео- и аудиоматериалы. Все это снабжается удобной системой навигации по разделам курса. Обычно в среде дистанционного обучения предусмотрено не только размещение учебных материалов, но и тестирование, а иногда также средства общения с преподавателем и другими учащимися.

Дистанционное обучение может быть групповым или индивидуальным. Бытует не совсем верное мнение, что при дистанционном обучении слушателям не доступны методы и педагогические приемы группового обучения, что, дескать, слушатели, находясь на удалении друг от друга, не могут полноценно общаться и заниматься совместной работой. На самом деле современные системы ДО предлагают целый ряд средств общения: те же форумы и чаты стали неотъемлемой частью методики ДО. А грамотный преподаватель сумеет организовать работу таким образом, что студенты даже перестают замечать, что учатся тет-а-тет с компьютером, а вовсе не в группе.

Еще одним важным моментом в организации ДО является способ общения студента и преподавателя. Такое взаимодействие организуется синхронно или асинхронно. Первый способ предусматривает общение студента и преподавателя в режиме реального времени. В основном, для этого используются внутренние чаты систем дистанционного обучения. Иногда в системах также присутствуют средства для организации видеоконференций. Асинхронное обучение осуществляется тогда, когда студент и преподаватель не могут общаться в реальном времени, и тогда ДО организуется, главным образом, посредством переписки по электронной почте.

Консультации преподавателя (синхронные и асинхронные) - обязательное условие успешного дистанционного курса, и без них обучение не может быть полноценным.