Работа системы тестирования в Internet

Автор - Бобровников А.Э.
25.04.07



Теперь рассмотрим работу системы тестирования с фреймово-иерархической структурой (но возможна и другая реализация, обговорить с руководителем НИРС) предметного наполнения дистанционно через Internet. Преподаватель имеет возможность работать со средством автора удаленно в off-linе режиме. Результатом работы преподавателя со средством автора будет компьютерный курс (база данных предметного наполнения), который можно разместить на сайте Internet тестирования. Средство преподавателя позволяет администрировать и настраивать процесс тестирования. Средство тестируемого расположено на сервере дистанционного обучения и доступно для студентов. Работа с системой осуществляется посредством входящего в состав операционной системы Windows Internet браузера – Internet Explorer или любого другого альтернативного браузера (например, Opera). После доступа к системе тестирования студент получает доступ к базам предметного наполнения, своей электронной зачетной книжке и другой информации. Все результаты тестирования отправляются на сервер, а статистика по всем курсам/студентам доступна преподавателю, администрирующему сервер, для анализа. На рис. 3 представлена схема web-сайта для обеспечения процесса дистанционного тестирования.
Конечными пользователями системы дистанционного обучения являются студенты. При использовании системы в локальной сети института возникает возможность привлечения только студентов этого института. При этом необходимо выделить машинное время в дисплейных классах, либо позволить студентам пользоваться системой в рамках лабораторных работ. Поскольку целью разработки системы является предоставление такой услуги как можно большему количеству пользователей, то этого результата можно достичь путем расположения системы дистанционного обучения в глобальной сети Internet или на выделенной машине (подобно узлам FIDO или BBS), позволяющей подключаться к ней по многоканальному телефону через модем. Такое использование позволяет привлечь студентов из различных институтов в разных городах и даже странах. В этом случае, чтобы подключиться к системе, достаточно иметь дома компьютер, подключение к Internet (или просто модем, для второго варианта расположения системы).
Сложности в использовании системы возникают при начале процесса удаленного тестирования. Если вход в систему (то есть ввод имени и пароля), регистрация, чтение инструкций и новостей ничем не отличаются от обычной работы в Internet (то есть загрузки html-файлов и выполнения cgi-скриптов на сервере), то процесс тестирования требует постоянного обмена данными между сервером и компьютером клиента (тестируемого). Передача множества графической информации (формулы и рисунки в вопросах, пакеты элементов формул для ответов), каркасов ответов и другой мультимедийной информации (звуков, речи, анимации) требует очень хорошего канала подключения к сети Internet. Такой канал обеспечивается лишь прямым кабельным подключением или использованием радио-модемов, то есть канал с пропускной способностью не менее 64 Kbit. Приблизительное время загрузки одного базового вопроса, с каркасным ответом на экран при подключении со скоростью 14.4-56Kbit при обычном модемном соединении составляет от 2 до 40 секунд.
В настоящее время получили развитие технологии сотовой связи, обеспечивающие доступ в Internet на скоростях 9.6-112Kbit, а также районные локальные сети, подключенные по выделенному каналу (возможно спутниковому) к глобальной сети, можно полагать, что в будущем проблема с пропускной способностью будет снята. Работа с системой тестируемого начинается с регистрации, после чего он сможет войти в систему, но не сможет начать процесс тестирования и использование электронных учебников, пока не будет авторизирован администратором системы.
Когда доступ тестируемого к информации будет установлен, администратор системы устанавливает, какие разделы сервера доступны этому пользователю: только тестирование, только электронные учебники (если будет их поддержка, так же обговорить с преподавателем.) или все сразу. Тестируемый может просмотреть каталог предлагаемых курсов для изучения и тестирования по ним.
Учетные записи авторов и преподавателей в систему вводит администратор. Для этого авторы должны связаться с разработчиком этой системы чтобы получить программные средства.
Автор имеет возможность получить с сервера системы дистанционного обучения раздел предметного наполнения, отредактировать его в режиме off-line или разработать новый раздел и установить его в базу предметного наполнения курсов в режиме on-line. При этом информация об изменении в оглавлении и содержании автоматически обновляется в каталоге курсов.
Также автор может получить с сервера данные по анализу успеваемости студентов и статистику обращений к разделам и курсам, разработчиком которых он является. Это может быть полезно при дальнейшей разработке и редактировании предметного наполнения: что-то нужно будет упростить, что-то усложнить, где-то разбить базовый вопрос на множество развивающих вопросов.