Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

Источник: Всеукраинская научная конференция студентов "Проблемы управления производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования". ДонНТУ, Донецк, 2007г.

Интернет как канал маркетинговой коммуникации.

Зайцева А.С.
Донецкий национальный технический университет

Интернет-реклама в Украине в последние годы бурно развивается, демонстрируя вдвое больший рост по сравнению с рекламным рынком в целом. Украинский Интернет сегодня – это почти 13% взрослого населения страны, что сопоставимо с аудиторией крупнейших радиостанций и федеральных телеканалов «второго эшелона». При этом здесь чрезвычайно велика концентрация молодых, образованных и обеспеченных людей, живущих в крупных городах, имеющих высокий должностной статус и активно интересующихся информацией о компаниях, продуктах, услугах, ценах. Естественно, что в такой ситуации Интернет становится неоценимым каналом маркетинговых коммуникаций: здесь прекрасно продвигаются и предметы роскоши, и самые что ни на есть массовые брэнды.

«Насколько полезен Интернет в продвижении товаров? Каким образом рекламодатели могут использовать возможности Интернета?» – это основные вопросы, рассматриваемые в данной статье.

ОПрежде чем говорить о конкретных методах продвижения товаров в Интернете, следует подчеркнуть то, что предприниматель должен определиться использовать этот канал или нет. Это зависит, прежде всего, от стратегических целей бизнеса и конкретных текущих маркетинговых целей компании. Верно поставленные цели – ключевое условие успеха, и именно они помогут грамотно спланировать и реализовать рекламную кампанию, а затем и оценить её эффективность. Все способы нетривиального продвижения товаров в Интернете в небольшой статье описать невозможно, да и сама задача исчерпывающего перечисления всех вариантов нереальна по определению – методы и подходы всегда разрабатываются индивидуально для каждой компании, каждой задачи, каждого конкретного случая. Однако некоторые наиболее яркие и наиболее эффективные, на мой взгляд, примеры я приведу, а выбор всегда остается за предпринимателем.

Не стоит ограничиваться стандартным набором «сайт плюс баннеры» – чем сложнее продукт, чем специфичнее целевая аудитория, тем менее пригодны простые методы продвижения и более изощрёнными и комплексными должны быть усилия. Вот лишь краткий перечень каналов эффективного воздействия на целевую аудиторию: «знаковые» доменные имена (корпоративные, продуктовые и прямо указывающие на сферу деятельности фирмы), «отраслевые» ресурсы, поисковые системы, разного рода рейтинги и каталоги. Очень эффективно использование и внешних ресурсов, таких как:

– отраслевые и специализированные сайты и торговые системы;
– сайты профессиональных сообществ в Сети, в том числе профессиональные тематические интернет-форумы/конференции («умная» работа в них позволяет получить не только удовольствие от общения с коллегами, но и прямую прибыль;
однако нельзя допускать распространение прямой саморекламы, так как это лучший способ погубить репутацию своей компании);
– непрофильные сайты, посещаемые представителями целевой аудитории, в том числе так называемые «блоги» – виртуальные клубы по интересам.

Кроме того, большой эффект можно получить от e-mail-маркетинга, тематических рассылок, обмена ссылками, партнёрских программ, отраслевых баннерных сетей. Не следует забывать и об интернет-рекламе (имиджевой, для стимулирования продаж, «раскрутки» своего интернет-сайта и т. д.), и т. п. Очень важно также помнить об Интернете и в офлайн-коммуникациях (как ни странно, маркетологи до сих пор иногда забывают указывать адрес сайта компании в рекламных материалах, буклетах, на визитках, фирменных сувенирах и т. п.) А ведь именно на сайте можно разместить подробнейшую информацию об особенностях рекламируемого продукта, вместо того чтобы расходовать на неё дорогостоящее рекламное пространство.

На мой взгляд, очень важным аспектом продвижения продукта является использование контекстной рекламы. Это реклама, «привязанная» к конкретному тематическому интересу пользователя или тематике сайта/страницы, которую он смотрит в данный момент. Например, если человек в какой-либо поисковой системе задаёт поиск по словосочетанию «компьютерные столы», ему наверняка стоит показать рекламу компьютерных столов, которые продаёт ваша компания, – он уже показал свою заинтересованность в данной теме и будет только признателен за рекламу, соответствующую его активной потребности. При этом, чем экзотичнее ваш продукт, чем сложнее «выловить» целевого потребителя на других сайтах, тем эффективнее вложения в контекстную рекламу.

Если ваши услуги не слишком просты для понимания, и для их продажи необходимо плотно взаимодействовать с потенциальным клиентом, следует, как можно подробнее рассказывать о них (например, создавать обучающие диски, в которых в интересной форме преподносится необходимая информация о продукте, услуге).

Немало важными для продвижения продукта являются почтовые рассылки. Организовав информационную рассылку с каких-либо часто посещаемых сервисов или просто с собственного сайта, можно установить долгосрочные контакты с наиболее заинтересованными представителями целевой аудитории. Однако чтобы рассылки были эффективными, необходимо делать их действительно полезными. А именно сосредоточиться не на своей компании, а на предоставлении тщательно подобранной и хорошо структурированной информации о рынке, рассылке оригинальных новостей по сфере деятельности компании, обучающей информации.

Многие предприниматели задаются вопросом: «Нужна ли прямая реклама в Интернете?» Ответ на этот вопрос зависит от целевой аудитории, от целей фирмы, от того, что именно фирма хочет донести до потенциальных клиентов и, естественно, от качества медиапланирования и самого рекламного креатива. Наиболее популярными в настоящее время являются так называемые rich-media-носители, созданные по технологии FrontLine, – большие анимированные интерактивные ролики (в них могут использоваться даже теле- и кинокадры), ненадолго всплывающие поверх основного содержания web-страницы. Такие ролики способны реально привлечь внимание целевой аудитории и наглядно продемонстрировать преимущества ваших решений или продвинуть брэнд компании. При этом, как показывает опыт, отдачу от такой рекламы иной раз можно получить существенно быстрее, чем планировалось, даже в том в случае, если рекламируются довольно сложные и дорогие корпоративные решения.

Можно много рассказывать и о других креативных ходах, позволяющих «завлечь» нужную аудиторию. В частности, огромная тема – использование инструментов так называемого viral marketing – «вирусного маркетинга». Приём с таким устрашающим названием позволяет не только вступить во взаимодействие с тем, кто увидел рекламу, но и сделать так, чтобы сам пользователь захотел послать это рекламное сообщение своим друзьям, коллегам, знакомым (ярчайший пример «вирусного маркетинга» – правда, пример некоммерческий – знаменитая игрушка «про пингвинов», буквально за пару дней обошедшая весь мир).

Разумеется, все вышесказанное охватывает только малую часть возможностей, предлагаемых Интернетом рекламодателям. Реклама в Интернете сложна лишь тем, что по сравнению с другими медиа у нее фактически нет ограничений, как с технической, так и с творческой стороны. При увеличении рекламной активности можно ожидать всплеска новых идей и, возможно, в ближайшее время мы сами сможем увидеть их творческое и медиа воплощение.

1. Мокшанцев Р. И. «Психология рекламы», М., ИНФРА-М, 2003.
2. Викентьев И. Г. «Приёмы рекламы», Новосибирск, 1993.
3. Картер Г. «Эффективная реклама», М., 1991.
4. «Виртуальная семиотика», Евгений Горный, «Итоги», №16, 18.04.2000.
5. "Интернет-маркетинг", №3, 17 сентября 2005


Биография | Реферат| Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание