Рудниковый бассейн Норд-Па-де-Кале
Расположенное возле франко-бельгийской границы, месторождение углубляется прогрессивно к западу. Оно является продолжением промышленного района du Sillon, который был и остается, от Mons до Liege и Verviers, промышленной зоной Валлонии.
Его эксплуатация в Северном районе Anzin началась в XVIII-ом веке. Но разведка в Artois была напрасной по причине изменения направления залегания жил. Совершенно случайно, когда рыли артезианский колодец, обнаружили следы, ведущие к Oignies в 1841.
  Это открытие станет точкой отсчета для широкой кампании по разведке месторожения, которая приведет к созданию многочисленных горных компаний.
Эксплуатация месторождения пойдет на спад с 1960 года и будет окончательно остановлена в 1990 году.
Открытие Северного бассейна
 Не все историки согласны в том, что касается точной даты открытия каменноугольного бассейна; его эксплуатация началась в районах Льежа и Монса к концу XII-ого века и в начале XIII-ого века, в то время как только в начале XVIII-ого века был найден уголь в регионе Валенсьенн, то есть между двумя этими периодами было 500 лет. Для этого есть одновременно и геологические, и исторические причины. Геологические причины довольно просты: месторождение в западном направлении все более и более глубокое и вопреки тому, что происходит во Франции, в Бельгии, пласты выходили на поверхность или, когда они не выходили на поверхность, они залегали на относительно небольшой глубине, что существенно облегчило как открытие месторождения, так и эксплуатацию шахты.
 Есть также и исторические причины: этот регион и район Ханаут были во время всего периода средневековья до XVII-ого века предметом многочисленных войн и жадности как со стороны одновременно королевства Франции, так и с другой стороны, ее могущественных соседей Австрии и Испании.
 Только в 1668 году с договором Экс Ла Шапель границы были окончательно стабилизированы. Город Валенсьенн был присоединен к Франции только после подписания Договора Nimegue в 1678 году. Валенсьенн был очень процветающим городом. Его расширение продолжалось очень долго, когда в XVI-ом веке некоторые бельгийские города познали спад в развитии вследствие бурного развития Нидерландов. Начиная с этого момента, Валенсьенн познал состояние, когда через него пролегали важные пути с портом Anvers благодаря навигации на Escaut, которая была возможна, начиная с этого периода времени.
 В 1669 году Валенсьенн насчитывал 30 000 жителей, что было значительным населением для этого периода времени. С присоединением к Франции это население сократилось, так как оно не составляло более 17 000 жителей. Впрочем, все деревни, которые окружали Валенсьенн, были в подчинении у Валенсьенн, но они были бедными. Валенсьенн был окружен настоящей пустыней. Его население приходит в упадок после 1670 года, и только в XIX-ом веке с открытием шахт оно начинает понемногу подниматься.
 До начала XVIII-ого века открытием угля почти никто не был озабочен. Начиная с периода отделения Валенсьенн от Бельгии, начались исследования, и только в 1716 году образовалось объединение людей для поиска угля в регионе Валенсьенн. Поиски были крайне трудными, так как месторождение не выходило на поверхность, и нужно было проводить проходческие работы наугад. При углублении стволов нужно было удалять воду в выработках.
 Именно Жак Дезандруен с несколькими другими инвесторами, основал в 1716 году первое предприятие. Они поручили работы инженеру Жаку Матье (бельгийцу из Рансара), директору предприятий Дезандруен в Шарлеруа, и начали строительство 1-ого июля 1716 года в Fresnes-sur-Escaut.
 Они начали проходку двух стволов, которые вскоре стали не пригодны; потом было проходка еще четырех выработок, но и эти выработки нужно было оставить из-за поступления большого количества воды. В конце 1718 года они решили провести проходку двух больших стволов.
 Один ствол их двух был закончен в 1720 году после 18 месяцев ожесточенной работы, когда удалось подойти к пласту размером почти 1,20 м на глубине около 70 м. Для наглядности одна из их шахты в 1681 году уже достигла глубины 181 toises (1 toise как мера длины равен примерно 2 метрам) в Heppignies в Бельгии. Именно этот год был признан датой открытия каменного угля в этом бассейне. Рассказывают, что накануне Рождества 1720 года подпорка, которая должна была бы быть из дуба, а на самом деле она была из бука, рухнула под стремительным напором воды. Выработки была залита водой, и, несмотря на трудную работу, проведенную шахтерами и командой месье Дезандруэна, 15 июля 1721 года компаньоны должны были принять решение остановить работы и продать все оборудование.
 К счастью, Дезандруэн и Таффин не отчаялись. Они создали новое предприятие несколькими месяцами позже 1-ого сентября 172 года. Они построили две новые выработки в регионе Фреснес и в 1723 году обнаружили новую жилу типа той, что они открыли в 1720 году. Выработка эксплуатировалась непрерывно в течение нескольких лет.
 Они хотели найти уголь, который бы смог служить заводам, цехам и для домашнего использования. Поэтому работы были продолжены, была продолжена проходка новых выработок, но со смещением к востоку, к району Валенсьенн.
  Работы стоили настолько дорого, что Дезандруэн и его сотрудники были готовы их остановить, но Дезандруэн получил от своих сотрудников согласие на продолжение этих работ по поиску угля. Эти работы велись рядом с Валенсьенн на левом берегу le Pave de Conde, где находятся сегодня Центральные цеха d'Anzin. Именно здесь 24 июня 1734 года был обнаружен каменный уголь, который мог использоваться для всех нудж.
  Первая выработка стоила 100 000 экю, то есть 300 000 фунтов. Это было начало большой эпопеи. Именно с этой даты компания Дезандруэн, не имевшая рабочей силы на месте, начала принимать на работу шахтеров из Шарлеруа. Она им построила дома, и в 1736 году началась эксплуатация месторождения. Первые шахтеры прибывают во Фреснес в 1716 году. Их было 16 человек, а затем в декабре другая группа из 21 человека, все из района Gilly и Lodelinsart за исключением двух человек, которые были выходцами из деревни Heppignies, которая является собственностью семьи Desandrouins с 1707 года.
Открытие бассейна Па-де-Кале
 ТТолько через столетие после открытия каменного угля в регионе Валенсьенн стали находить и добывать каменный уголь в Па-де-Кале. Можно удивляться сроку эксплуатации, который был между Севером и Па-де-Кале. Причина этого проста, просто уголь искали в продолжении бельгийского горного Бассейна и Северного месторождения. Следуя этой линии, работы велись в районе Арас и Дулес в то время как, начиная с Дуэ, месторождение отклоняется к северу.
 Говорят, что совершенно случайно при поиске воды в 1841 году был обнаружен уголь в регионе Oignie. Несколькими годами позже уголь был найден в регионе Escarpelle, и это было начало нового покорения, покорения Па-де-Кале. Некоторые горные компании были созданы после 1850 года. Это такие компании как Courrieres, Dourges, Lens, Bully, Bruay-la-Buissiere, Marles-les-Mines и Ostricourt. После 1875 года эксплуатация проводилась в южном направлении к Lievin, la Clarence et Drocourt.
 В целом бассейн был национализирован для образования угольных предприятий бассейна Норд-Па-де-Кале (HBNPC). После войны и национализации бассейна в 1946 году было необходимо увеличить продукцию. Так как после войны 1914 – 1918 годов рабочая сила была импортирована, то на этот раз рабочая сила была временная. Это были в частности немецкие заключенные, большая часть которых возвратилась в свою страну несколькими годами позже. В 1946 году добыча уже достигла 28 400 000 тонн.
 В 1952 году, когда был достигнут рекордный уровень послевоенного периода времени - 29 400 000 тонн. В течение этого периода производство увеличилось почти на 1 200 000 тонн в год, и численность рабочих сократилась на 7 000 в год. Производительность достигла прогресса, что не было трудно, так она снизилась во время войны.
 Начиная с 1960, вследствие ухудшения наших финансовых результатов с одной стороны и уменьшения наших рынков сбыта с другой стороны, входим в период, когда можем призвать период упадка. Этот период может быть разделенным на две части: раньше и после 1967. До 1966, уменьшение продукции только от 5 до 600 000 тонн в год, уменьшение численности слабее, чем в течение предыдущего периода, рост дохода не блестящий. Начиная с 1967, входим в период крайне скорого уменьшения. Она достигает 2 000 000 тонн в год со значительным уменьшением численности. Почему это уменьшение? Повреждение финансовых результатов привело правительство, в 1960, которое изучило план снижения продукции. Этот первый план Жененей фиксировал производительные цели, которые не были сокращены настолько по отношению к производительным целям 1960.
 В 1930 году бассейн побил свой рекорд - 35 000 000 тонн, в то время как со времени войны рекорд 29 400 000 тонн не был превзойден. Почему? Есть две причины: первая заключается в том, что очень многочисленные выработки должны были быть закрытыми после войны либо потому, что они были исчерпаны; либо потому, что они стали очень трудными для эксплуатации особенно в районе Валенсьенн. Некоторое количество выработок стало крайне дорогостоящим. Были бы нужны огромные работы, чтобы их сделать их пригодными для эксплуатации. Таким образом были вынуждены остановить эксплуатацию в Crespin, Thivencelles, Douchy и даже в регионе Denain. Вторая причина заключается в том, что между 1930 и 1945 годами было законодательство, сокращающее рабочее время, а следовательно, и производительность рабочего инструмента.
 Начиная с 1952 года и до 1960 года был период стабильности бассейна. Продукция остается постоянной между 28 и 29 000 000 тоннами, производительность увеличивается и достигает чуть больше 1500 т. в конце этого периода времени. По мере того, как увеличивается производительность, продукция остается постоянной, численность рабочих сокращается относительно медленно, но это нельзя игнорировать, так как численность рабочих сократилась на 4700 человек в целом, а численность работающих на глубине шахт, сократилась на 1700 человек.Если этот период является периодом стабильности для производства, то он же является периодом деградации финансовых результатов бассейна. В течение периода с 1945 года по 1952 год бассейн имел монопольную позицию, но он не мог никогда этим воспользоваться, чтобы накопить то, что сегодня называют cash-flow или финасовые средства, позволяющие пережить неблагоприятные периоды. Период с 1952 г. по 1960 г. также не дал ему возможности бороться наравных с различными конкурентами, которые ему встретились, касается ли это природного газа или нефти. Он не смог поднять свои цены в течение всего этого периода в то время, как зарплаты и цены на поставки продолжали увеличиваться. Нет такой промышленности, которая бы могла сопротивляться при подобной ситуации особенно, когда известно, что в себестоимости продукции угля, заложено 70% стоиомтси рабочей силы. И следовательно, неудивительно, что к 1960 году финансовые результаты ухудшились, прибыли упали до нуля. С конца этого периода времени начали предусматривать спектр дефицита. Другим последствием этого положения было уменьшение рынков сбыта угля.
 Начиная с 1960 года вследствие ухудшения финансовых результатов с одной стороны и уменьшения рынков сбыта с другой стороны, наступил период, который называют периодом спада. Этот период может быть разделен на две части: до и после 1967 года. До 1966 года уменьшение продукции идет только от 5 до 600 000 тонн в год, уменьшение численности рабочих не такое большое, как в течение предыдущего периода, рост производительности - не блестящий. С 1967 года наоборот начинается период крайне быстрого уменьшения. Оно достигает 2 000 000 тонн в год со значительным уменьшением численности рабочих. Почему происходит это уменьшение? Снижение финансовых результатов привело правительство в 1960 году к тому, чтобы изучить план снижения угольной продукции. Этот первый план Jeanneney фиксировал производственные цели, которые не были сокращены по отношению к производственным целям 1960 года.
  До 1966 года положение было относительно стабильным. Оно очень серьезно ухудшилось, начиная с 1967 года из-за ухудшения условий эксплуатации месторождения по мере того, как разработка шла на глубине и уменьшалась численность персонала при причине остановки набора на работу с 1960 года, потребованного правительством. С этой даты бассейн был вынужден нанимать рабочую силу из Марокко. Действительно, начиная с того момента, когда допускается, что производство сократится, а рабочие должны будут переквалифицироваться, необходимо было иметь молодых рабочих для поддержания добычи в течение достаточно долгого периода времени и не разрушить слишком грубо возрастное соотношение рабочей силы. В 1966 году при общем штате рабочей силы от 65 до 70 000 рабочих, марокканские рабочие составляли от 11.000 до 12. 000 человек. Начиная с 1967 года в ситуации уменьшения возможностей месторождения марокканская рабочая сила должна была быть сокращена (3 636 марокканских рабочих в конце 1980 года).
  Очевидно, что изменения, которые произошли с 1960 года (постепенное уменьшение рынков сбыта и ухудшение финансовых результатов) обеспокоили как шахтеров, так и все население региона. Это беспокойство выразилось в нескольких этапах. Сначала была забастовка 1963 года, затем - молчаливые демонстрации, которые произошли в некоторых городах этого региона; потом еще одна забастовка 1968 года, хотя у этой забастовки происхождение было более национальное, чем местное; и еще одна забастовка в d'Auchel –Bruay в начале 1971 года.
  Эти изменения убедили всех ответственных лиц в том, что речь идет о необходимости осознания на всех уровнях (правительство, профсоюзы или руководители угольных предприятий) того, что необходимо предусмотреть и организовать завершение экспулатацуии угольных шахт. Когда разработка идет на глубинах, давление земной поверхности становится большим, и, следовательно, условия работы становятся трудными. Не надо удивляться тому, что объединение HBNPC оставляет разработку некоторого количества ресурсов, и что их руководители заявили от том, что в настоящих условиях невозможно вести эксплуатацию бассейна после 1980 и 1985 годов.
  Между решением о сохранении любой ценой эксплуатации в бассейн и решением, рекомендующем как можно быстрее остановить разработку месторождения, руководители HBNPC заняли разумную позицию, которая заключается в разработке долгосрочной программы, касающейся как производства, так и персонала. Относительно персонала было решено, что рабочие должны быть трудоустроены. Эта программа предписывала прекратить эксплуатацию бассейна к 1983 году.
  Затем в течение 1973 года до того момента, когда разразится «энергетический кризис», руководители HBNPC говорили о том, что быстрое старение персонала, способного к работам на глубине, и невозможнось увеличения производительности на эксплуатируемом месторождении может усилить падение производства угля в бассейне. Также со второго семестра 1973 года были приняты меры, с одной стороны, чтобы приостановить конверсию персонала, способного к работам на глубине; с другой стороны, это были меры по принятию на работу местных рабочих. Затем в это дело вмешался «энергетический кризис».
  Исследования, предпринятые с начала 1974 года на угольных предприятиях Франции по просьбе генеральной Делегации, занимающейся вопосами энергетики, имели целью приступить к оценке пригодных для эксплуатации резервов в новых экономических условиях и изучить вероятные изменения в производственных планах. Из этого следовало, что будущее бассейна не могло быть слишком сильно изменено. Действительно, увеличение цен на нефть было недостаточным, чтобы превратить «социальный план» конверсии угольных предприятий в план их подъема.