Из этих слов вытекает понимание ораторского искусства, в первую очередь, как работы над собой. В настоящее время умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов (профессора, преподаватели, агитаторы, пропагандисты, прокуроры, адвокаты и др.), просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Известным фактом является то, что самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить — оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как говорить — этому учит искусство речи.Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Зародилась риторика в Древней Греции. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. «Софиа» в переводе с греческого означает «мудрость».
Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже первые учебники по риторике.Одним из самых ярких учителей софизма был Горгий. Он писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». Отношение к софистам было противоречивым. Сначала в Афинах было модным отдавать своих детей в школы софистики. Но знания не всегда использовались в добрых целях.
Сократ, например, был очень возмущен позицией софистов. Он писал, что «продавать мудрость, значит, продавать красоту». Платон заявил, что софистика – лженаука. И всю свою жизнь он посвятил риторике, основанной на знании истины. Аристотель считается крупнейшим теоретиком античной риторики. Он считал, что сила риторики кроется в грамотном использовании трех источников убеждения. Это логос или воздействие рациональными доводами, пафос или воздействие на эмоции слушателей, и этос (личные качества оратора), который воздействует через доверие к оратору, и который во многом является отражением его харизмы.Единственное древнегреческое сочинение по риторике, которое дошло до нас в целостном виде это трактат Аристотеля «Риторика». Он состоит из трех книг. В первой части раскрывается польза риторики, цель и область ее применения. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. В третьей части Аристотелем рассмотрены вопросы стиля и тех качеств речи, которыми должен пользоваться оратор. Он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководствоваться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо.
Дальше приведена выписка из «Риторики» Аристотеля: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями, что достойно порицания».Я считаю, что данные слова четко представляют нам жизнь сегодняшнего дня. Тот человек, который владеет искусством речи, даже если он не прав в конкретном случае, может убедить в этом и окружающих. Но, к сожалению, как и софисты в свое время использовали это в недобрых целях, так происходит и сегодня.
В данном пункте реферата будет описан один из зрительно воспринимаемых элементов речи – это жесты. Но есть одна оговорка, человека воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией делают настоящим оратором именно эти желания, а не ухищрения в осанке, манерах, жестах.
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.«Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают» - писал А.Ф. Кони.
Для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем необходимо заниматься работой над жестом. Если у вас возникает острое желание сделать, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей.
Существуют различные виды жестов: жесты для выражения душевных движений, описа¬тельные, указующие, подражательные. Выразительные жесты наиболее употребительны. Напряженность, дли¬тельность, размах рук подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и т. д.Если, описывая разительный контраст в объеме двух книг, вы руками показываете приблизительно их размеры, вы прибегаете к описательным жестам. Равным образом при их помощи можно показать движение — быстрое и медленное, прямое и закругленное — и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения и т. д.
Указующие жесты — самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем ме¬стоположения или направления. Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом поль¬зуются подражательной жестикуляцией.В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
Таким образом, жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением, на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности.При написании данной работы я для себя сделала вывод, что в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Также, что для успеха выступления необходимо хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов. Но при этом может произойти и обратное действие. Дело в том, что внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что всем необходимо владеть искусством речи, даже если этому непросто научиться.ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2. А.Ф. Кони. Советы лекторам / http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kon/koni4.html
3. Аристотель. Риторика. ок.355 г.до н.э. Перевод Н.Платоновой (Античные риторики. М., 1978.)/http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt4. Риторика. Материал из Википедии – свободной энциклопедии/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0