Статья переведена
с немецкого языка на русский язык. Источник: Zeitschrift
fur Bergbau, №7, 2005.
Рудник Каушер
карьера Вельцов- зюд
Геология
Рудник Каушер представляет
собой эндогенно – тектоническую систему нарушений, которая состоит из
переплетенных между собой поперечных нарушений
простирающихся с северо-запада на юго-восток. Длина рудника -
9200м, максимальная ширина 1000м,
границей рудника с северо-запада на
юго-восток служит система поперечных нарушений.
Юго-западный фланг
рудника Каушер главным образом образован нарушениями,
основное нарушение представлено надвигом, и разрабатывается уступами до
38м, углом падения от 40º до
60º по 2-ому Лужицкому горному
пласту.
Технология разработки
открытым способом
Рудник Каушер по основным
показателям подходит для разработки
открытым способом по всем разрезам. Управление предприятием и эксплуатация рудника, в частности, сильно
зависит от транспортно-отвального
моста F60.
Главный
вопрос состоит в установлении
дополнительного уровня площадки, так называемой вспомогательной рабочей
площадке. Благодаря этому возможно
добывать уголь на верхней части пласта
открытым способом на глубоких пластах.
Транспортно-отвальный
мост
Эффективное использование
транспортно-отвального моста на полку связано с почти горизонтальным
залеганием, самое сложное из которого – волнистое, в конце склона горного
пласта. В этом отношении рудник Каушер представляет особенный случай в
подготовке и преобразование технологии
добычи транспортно-отвальным мостом F60.
Рудник Каушер больше не
может добывать концы угольных пластов на
уступах на 3-ем мостовом разрезе, хотя
дальность действия добычных устройств и геотехнически-возможные
углы уступа используются полностью. Вместе с тем вскрышная порода на теле
горного пласта разрабатываеться экскаватором на дне ямы как отдельная технологическая
операция.
Следующая проблема - устойчивость отвала.
Из-за больших высот (частично>30м) с достаточно широкой бермой вокруг отвала
необходимо создавать устойчивую систему
насыпи.
Вспомогательная рабочая
площадка используется как самостоятельная, так и как вспомогательная часть
уступа. Однако,
эксплуатируемая ширина ограничивается опорной шириной
транспортно-отвального моста F60 (вертикальное расстояние между осью
экскаватора и стороной насыпи), причем максимальная ширина моста
должен оставаться неизменной. Эта зависимость между шириной моста и шириной
насыпи требует абсолютно неукоснительного соблюдения заявленных параметров.
Эксплуатация рудника
Эксплуатация рудника
открытым способом производится
с 2002 и будет продолжаться до 2011 (до достижения западной границы
поля Велзов). В течение этого времени будут
использоваться механизмы, соответствующие данной технологии добычи с целью максимальной
разработки угольного пласта.
Разрез
На рисунке 3 показан ход горных работ пласта в направлении уступа. Видно, что на
юге (слева) большая
глыба врезается в уступ, хотя выше лежащий пласт выходит
на поверхность уступа, однако, от
станции 1 до станции 6 разрез
был сформирован
угольным пластом в следствии понижения уровня залегания пласта, что
обусловлено оседанием рудника Каушер.
В руднике Каушер остаются вскрышные
породы в конце уступа и дна рабочей площадке, доступ к которым не
возможен мощным экскаватором транспртно-отвального
моста (Es3750) применяемом при добычи сверху вниз.
Крутозалегающие вскрышные породы добываются сверху вниз и высыпаются в отвал с применением устройства
добычи (SRs1301) при использовании челночной вагонетки (BRs1400)
или техникой на третьем мостовом
разрезе. На полого-
и крутозалегающих пластах по данной технологии неизбежно проведение двойной вскрыши породы.
Разработка нижних
пластов угля (погрузка).
Используемый роторный многоковшовый
экскаватор 710 создает вспомогательную рабочую площадку, которая начинается
от рабочей площадки конвейера, в южном
направлении залегание пласта с уклоном 1:35. Вскрышные работы на уступе уступа на свободно лежащем пласте выдуться с применением конвейерной ленты типа BRs
1600. В северном направлении уголь верхнего пласта и вмещающие породы
добываются в соответствии с техническими возможностями приборов, а уголь,
который залегает глубоко, будет добываться следующей системой разработки - сверху вниз.
На этой глубине разработки необходимо
соблюдать заданное направление движения транспорта
Рисунок 4 показывает
выбранную технологическую схему. Рабочая площадка карьера с транспортным уступом ориентируется на почву
пласта нижнего уступа с падением в соотношении - 1:35. При этом мощности
вскрышных пород на третьем мостовом
разрезе ограничиваются более чем
31м. Это означает, что добыча
крутозалегающих пластов ведется с использованием канатного карьерного устройства включая
челночные вагонетки.
Вспомогательная рабочая площадка начинается от
точки пересечения рабочей площадки карьера и
кровли нижележащего пласта и тянется
в направлении на юг с падением –
1:35. Так как горный пласт круто обрывается, вспомогательная рабочая
площадка частично располагается в породе. При добычи в северном направлении применяется роторный многоковшовый
экскаватор 710 с поочередной
отсыпкой породы на свободное место и
отгрузкой угля на ленту. Для транспортировки породы и для транспортировки угля применяется
транспортная лента типа BRs 1600 с длиной
рукава сбрасывания
Рисунок 5 показывает
реальную ситуацию на июнь 2004. Правосторонняя лента на уступе применяется при разработке верхних пластов
угля, а левосторонняя - при разработке нижних пластов угля.
Уступ ступени образуется как при помощи верхних пластов, так
и при помощи нижних пластов. Высота перестановки между концом бровки верхнего пласта и концом бровки нижнего
пласта составляет приблизительно