ДонНТУМагистрыАвтобиографияАвторефератБиблиотекаСсылкиОтчет о поискеИндивидуальное задание
 
 
 
 
   
 
Библиотека

M1-X ИЗВЛЕКАЕМЫЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПАКЕР

совместного производства Smith Eurasia и ОАО «Татнефть»

Источник: http://ttd-tatneft.ru

 

М-1Х» — пакер с механической посадкой за счет сжатия или растяжения уплотняющих и фиксирующих элементов пакера.  Извлекаемый пакер, позволяющий НКТ находится в  растянутом, сжатом или нейтральном положении.

Предназначен для разобщения обсадной колонны нагнетательной скважины и насосно- компрессорной трубы (НКТ), через которую в скважину закачивается технологическая жидкость. Задача пакера — взять на себя часть давления, которое обеспечивает НКТ, и снизить давление на эксплуатационную колонну. Эта тема наиболее актуальна при переводе добывающих скважин в категорию нагнетательных.

  • Может быть использован в добыче, нагнетании, для изоляция отдельных зон в качестве  нижнего пакера в тандемной сборке, при всех видах сервисных работ. 
  • Для разобщения ствола обсадной колонны в вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважинах в зоне его установки. 
  • Для защиты эксплуатационных колонн от воздействия закачиваемой жидкости, а также от повышения давления при технологических операциях по воздействию на призабойную зону пласта в процессе эксплуатации нагнетательных и эксплуатационных скважин.
  •  Позволяют производить поиск мест негерметичности эксплуатационной колонны, проведения поинтервального воздействия на призабойную зону пласта хим. реагентами; поинтервальной закачки жидкости в нагнетательные скважины с целью поддержания пластового давления (вода, растворы полимеров и др.). 
  • Позволяют производить ремонтные работы при применении отсоединительного устройства М-2 и глухой пробки на газовых и нефтяных скважинах без их глушения.
  • Использование  различных модификаций пакера М1-Х  позволяют производить ремонт скважин без  их  подъема на поверхность и  неоднократно производить испытания на герметичность.
  • После работы в скважине подъем пакера на поверхность осуществляется без перелива. 
  • Применение пакеров М1-Х при  закачке агрессивных химических реагентов в скважину позволяет обезопасить эксплуатационную колонну от корродирования и значительно сократить затраты по закачке нейтрализующих жидкостей ингибиторов коррозии.
  • При использовании компоновки из 2 пакеров возможно эксплуатировать, производить обработки пластов, регулировать закачку на 2 различных эксплуатационных горизонта, вскрытых на одной скважине; 
  •  Применение полнопроходных  пакеров  М1-Х позволяет значительно снизить затраты на проведение капитальных ремонтов  нагнетательных и газовых скважин при использовании установок «Непрерывная труба» (Coiled tubing), т.к. в этом случае, время и стоимость работ при проведении КРС без подъема эксплуатационного лифта будет в несколько раз ниже (возможность промывки пропанта после проведения ГРП).
  • Различные конструкции  пакеров М1-Х позволяют применять их:
    - без лифтовых колонн
    - в качестве мостовых пробок
    - в качестве основы  (инструмента удержания) для другого оборудования ( клапанов-отсекателей, подвесных фильтров )
  • Возможность применения для  проведения  ГРП и других сервисных работ. 
  • Дополнительный способ посадки методом растяжения, позволяет  использовать пакер на малых глубинах (с использованием хвостовика).

Типоразмеры пакеров выпускаемых при совместном производстве с компанией «Татнефть» на базе  ЦБПО РБО «СТ» ОАО «Татнефть» (г. Лениногорск):

Диамерт экспл.колонны, мм

Толщина стенок обсадной колонны, мм

Диаметр пакера, мм

Присоединительная резьба(муфта верх-ниппель низ)

Наружный

Внутренний

Наружный (max)

Внутренний (min)

min

max

146

127

130.6

7.7-9.5

122.2

59.9

2-7/8”

168

147

150.4

8.94-10.59

142

59.9

2-7/8”

Особенности и преимущества:

  • Дополнительный способ посадки методом растяжения позволяет использовать пакер на малых глубинах;
  • Возможны три варианта сборки: на максимальное давление 517 атм., с большим проходным отверстием, на максимальное давление 690 атм;
  • Подвеска НКТ может быть оставлена в растянутом , сжатом или нейтральном положении;
  • Посадка правосторонним вращением, освобождение правосторонним вращением;
  • Внутренний байпасный канал;
  • Преобразуется в механическую мостовую пробку при использовании дополненного клапана;
  • Легкая процедура посадки и безопасный механизм освобождения проворотом вправо;
  • Конструкцией предусмотрен механизм аварийного извлечения пакера вращением вправо, что предотвращает отворот труб при аварийных работах с пакером;
  • Уплотнение ниже верхних клиньев позволяет вымыть накопленный шлам в процессе освобождения пакера.

Посадочный и освобождающий механизм замкового типа (с J -фигурной канавкой), т.е. механизм позволяющий освобождать пакер от нагрузки НКТ и при использовании дополнительных  приспособлений  производить замену НКТ без срыва и подъема пакера.

МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПАКЕРОВ

При производстве пакера М1-Х используются 70% комплектующих  производства Smith Eurasia (США) и 30%  производства ОАО «Татнефть».
При изготовлении пакеров  марки М1-Х, используется сталь производства США. Легированная сталь марки «any steel 65-105 KSY YIELD (ES4.39678)», применяемая для производства данного оборудования, предусматривает возможность его эксплуатации в сильно агрессивных средах (согласно требований американской инженерной ассоциации по ASO 9003 и рекомендаций Американского нефтяного института (American Petroleum Institute)). Данная сталь рассчитана для работы в скважинах с большим температурным изменением и агрессивным выносом твердых частиц, а также устойчива к химически агрессивным компонентам  пластовых флюидов и газов.

Срок эксплуатации пакеров «М1-Х», с учетом постоянного нахождением пакера в скважине до 10 лет. В процессе эксплуатации будет требоваться только замена резино-технических изделий (уплотнительных элементов ) и шлипсов якорного устройства, но имея опыт эксплуатации данных пакеров можем сказать, что их замена потребуется только после нескольких спуско-подъемых операций (в зависимости от конфигурации и подготовленности скважин ), т.е. накладные расходы при применении данных пакеров минимальны. Это связано с применением высококачественных эластомеров, изготавливаемых по лицензии всемирноизвестной фирмы «Дюпон», либо же закупаемых у нее. Эластомеры установленные на пакера «М1-Х» имеют твердость 80 или 90 DURO, что и обуславливает их долговечность и устойчивость к агрессивным средам. Основой материалов эластомеров служит  Viton , в настоящее время являющийся лучшим материалом для изготовления резиновых уплотнений в нефтяной промышленности и рекомендованный к применению всем компаниям в США Американским нефтяным институтом (American Petroleum Institute). При подборе уплотнений к пакерам, поставленных для  Вашей компании были учтены все те требования, которые соответствуют  физико-химическим показателям в Ваших скважинах (температура, высокое дифференциальное давление, возможность наличия агрессивных соединений и абразивных частиц, и т.д.). Подбором материалов для производства пакеров занимается высокопрофессиональный инженерный состав компании «Смит Сервизес» и все производство имеет соответствующие сертификаты и разрешения. 

 

Начало