совместного производства Smith Eurasia и ОАО «Татнефть»
М-1Х» — пакер с механической посадкой за счет сжатия или растяжения уплотняющих и фиксирующих элементов пакера. Извлекаемый пакер, позволяющий НКТ находится в растянутом, сжатом или нейтральном положении.
Предназначен для разобщения обсадной колонны нагнетательной скважины и насосно- компрессорной трубы (НКТ), через которую в скважину закачивается технологическая жидкость. Задача пакера — взять на себя часть давления, которое обеспечивает НКТ, и снизить давление на эксплуатационную колонну. Эта тема наиболее актуальна при переводе добывающих скважин в категорию нагнетательных.
- Может быть использован в добыче, нагнетании, для изоляция отдельных зон в качестве нижнего пакера в тандемной сборке, при всех видах сервисных работ.
- Для разобщения ствола обсадной колонны в вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважинах в зоне его установки.
- Для защиты эксплуатационных колонн от воздействия закачиваемой жидкости, а также от повышения давления при технологических операциях по воздействию на призабойную зону пласта в процессе эксплуатации нагнетательных и эксплуатационных скважин.
- Позволяют производить поиск мест негерметичности эксплуатационной колонны, проведения поинтервального воздействия на призабойную зону пласта хим. реагентами; поинтервальной закачки жидкости в нагнетательные скважины с целью поддержания пластового давления (вода, растворы полимеров и др.).
- Позволяют производить ремонтные работы при применении отсоединительного устройства М-2 и глухой пробки на газовых и нефтяных скважинах без их глушения.
- Использование различных модификаций пакера М1-Х позволяют производить ремонт скважин без их подъема на поверхность и неоднократно производить испытания на герметичность.
- После работы в скважине подъем пакера на поверхность осуществляется без перелива.
- Применение пакеров М1-Х при закачке агрессивных химических реагентов в скважину позволяет обезопасить эксплуатационную колонну от корродирования и значительно сократить затраты по закачке нейтрализующих жидкостей ингибиторов коррозии.
- При использовании компоновки из 2 пакеров возможно эксплуатировать, производить обработки пластов, регулировать закачку на 2 различных эксплуатационных горизонта, вскрытых на одной скважине;
- Применение полнопроходных пакеров М1-Х позволяет значительно снизить затраты на проведение капитальных ремонтов нагнетательных и газовых скважин при использовании установок «Непрерывная труба» (Coiled tubing), т.к. в этом случае, время и стоимость работ при проведении КРС без подъема эксплуатационного лифта будет в несколько раз ниже (возможность промывки пропанта после проведения ГРП).
- Различные конструкции пакеров М1-Х позволяют применять их:
- без лифтовых колонн
- в качестве мостовых пробок
- в качестве основы (инструмента удержания) для другого оборудования ( клапанов-отсекателей, подвесных фильтров )
- Возможность применения для проведения ГРП и других сервисных работ.
- Дополнительный способ посадки методом растяжения, позволяет использовать пакер на малых глубинах (с использованием хвостовика).
Типоразмеры пакеров выпускаемых при совместном производстве с компанией «Татнефть» на базе ЦБПО РБО «СТ» ОАО «Татнефть» (г. Лениногорск):
Диамерт экспл.колонны, мм |
Толщина стенок обсадной колонны, мм |
Диаметр пакера, мм |
Присоединительная резьба(муфта верх-ниппель низ) |
Наружный |
Внутренний |
|
Наружный (max) |
Внутренний (min) |
min |
max |
146 |
127 |
130.6 |
7.7-9.5 |
122.2 |
59.9 |
2-7/8” |
168 |
147 |
150.4 |
8.94-10.59 |
142 |
59.9 |
2-7/8” |
Особенности и преимущества:
- Дополнительный способ посадки методом растяжения позволяет использовать пакер на малых глубинах;
- Возможны три варианта сборки: на максимальное давление 517 атм., с большим проходным отверстием, на максимальное давление 690 атм;
- Подвеска НКТ может быть оставлена в растянутом , сжатом или нейтральном положении;
- Посадка правосторонним вращением, освобождение правосторонним вращением;
- Внутренний байпасный канал;
- Преобразуется в механическую мостовую пробку при использовании дополненного клапана;
- Легкая процедура посадки и безопасный механизм освобождения проворотом вправо;
- Конструкцией предусмотрен механизм аварийного извлечения пакера вращением вправо, что предотвращает отворот труб при аварийных работах с пакером;
- Уплотнение ниже верхних клиньев позволяет вымыть накопленный шлам в процессе освобождения пакера.
Посадочный и освобождающий механизм замкового типа (с J -фигурной канавкой), т.е. механизм позволяющий освобождать пакер от нагрузки НКТ и при использовании дополнительных приспособлений производить замену НКТ без срыва и подъема пакера.
МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПАКЕРОВ
При производстве пакера М1-Х используются 70% комплектующих производства Smith Eurasia (США) и 30% производства ОАО «Татнефть».
При изготовлении пакеров марки М1-Х, используется сталь производства США. Легированная сталь марки «any steel 65-105 KSY YIELD (ES4.39678)», применяемая для производства данного оборудования, предусматривает возможность его эксплуатации в сильно агрессивных средах (согласно требований американской инженерной ассоциации по ASO 9003 и рекомендаций Американского нефтяного института (American Petroleum Institute)). Данная сталь рассчитана для работы в скважинах с большим температурным изменением и агрессивным выносом твердых частиц, а также устойчива к химически агрессивным компонентам пластовых флюидов и газов.
Срок эксплуатации пакеров «М1-Х», с учетом постоянного нахождением пакера в скважине до 10 лет. В процессе эксплуатации будет требоваться только замена резино-технических изделий (уплотнительных элементов ) и шлипсов якорного устройства, но имея опыт эксплуатации данных пакеров можем сказать, что их замена потребуется только после нескольких спуско-подъемых операций (в зависимости от конфигурации и подготовленности скважин ), т.е. накладные расходы при применении данных пакеров минимальны. Это связано с применением высококачественных эластомеров, изготавливаемых по лицензии всемирноизвестной фирмы «Дюпон», либо же закупаемых у нее. Эластомеры установленные на пакера «М1-Х» имеют твердость 80 или 90 DURO, что и обуславливает их долговечность и устойчивость к агрессивным средам. Основой материалов эластомеров служит Viton , в настоящее время являющийся лучшим материалом для изготовления резиновых уплотнений в нефтяной промышленности и рекомендованный к применению всем компаниям в США Американским нефтяным институтом (American Petroleum Institute). При подборе уплотнений к пакерам, поставленных для Вашей компании были учтены все те требования, которые соответствуют физико-химическим показателям в Ваших скважинах (температура, высокое дифференциальное давление, возможность наличия агрессивных соединений и абразивных частиц, и т.д.). Подбором материалов для производства пакеров занимается высокопрофессиональный инженерный состав компании «Смит Сервизес» и все производство имеет соответствующие сертификаты и разрешения.