В Донецком государственном техническом университете проводятся научно-исследовательские работы, направленные на разработку погружной морской буровой установки с глубиной пробоотбора 10-15 метров при глубинах акватории до 50 метров. Буровой снаряд установки имеет гибкую шлангово - канатную связь с буровым судном и предназначен для проведения бескернового гидромониторного и колонкового гидровибрационного бурения. Это дает возможность реализовать новую для морского бурения технологическую схему “поинтервального многорейсового бурения”. Основной особенностью указанной схемы является то, что требуемая глубина скважины достигается за несколько спусков (рейсов) буровой установки без попадания в пробуренную ранее скважину.
В ходе исследований было предположено, что для описания процессов, происходящих при гидравлическом бурении подводных скважин, целесообразнее всего использовать принципы, заимствованные из теории расчета русловых деформаций и течений.
При гидравлическом разрушении забоя формирование скважины происходит только за счет потока жидкости, взаимодействующего с породой. Рассматривая процесс формирования подводной скважины с позиций теории русловых деформаций, предположим, что расширение ствола скважины прекращается, когда значение скорости вблизи стенки снижается до предельной неразмывающей скорости движения жидкости. Возникает состояние равновесия, при котором воздействующая на каждую частицу породы отрывающая сила Рот уравновешивается силами сцепления частицы с массивом Рсц и силой тяжести G самой частицы. Примем для упрощения расчетной схемы, что форма частиц грунта – сферическая. Из экспериментальных данных известно, что максимальный выступ отдельной частицы из массива, при котором существует неотрывающее равновесие, составляет 70% от диаметра частицы ?. Очевидно, можно записать условие равновесия:
Для донных отложений с преобладанием песчаных фракций для сил сцепления обычно используют соотношение:
здесь S – площадь контакта частицы с массивом, Сн –коэффициент сцепляемости грунта, зависящий от его пористости.
Условие равновесия с учетом вышесказанного приобретает вид:
В равенстве величина U выражает значение скорости на расстоянии 0,7?, то есть предельное значение размывающей скорости, при которой будет происходить расширение скважины. Значение скорости U может быть определено из распределения скоростей в кольцевом зазоре:
Подставив U и произведя преобразования, получаем равенство, из которого можно определить координату внешней стенки R2 – радиус скважины:
где К1 –коэффициент, зависящий от формы обтекаемого тела и режима течения жидкости, К2 –коэффициент, учитывающий пульсации скорости, l- коэффициент гидравлического сопротивления для кольцевого зазора, Q - количество подаваемой жидкости, Kn, n - коэффициенты, зависящие от числа Рейнольдса.
Исследование формирования скважины гидроразмывом в лабораторных условиях возможно только при проведении модельного эксперимента, с выполнением условий подобия линейных размеров. Достоверность получаемой информации обеспечивается проведением серии параллельных опытов, в которых выдерживаются постоянными значения влажности, плотности сложения породы, скорости истечения жидкости из бурового снаряда. Изучалось формирование скважины в образцах грунта, типичных для шельфовой зоны морей: песках крупно-, средне-, и мелкозернистых, суглинках и глинах различной консистенции. Опыты проводились с тремя моделями бурового снаряда: модель А–диаметром 89 мм, модель В – 30 мм, модель С – 15 мм (табл. 1).
Таблица 1. Результаты исследований формирования скважины гидроразмывом