Одной из основных причин снижения производительности и рентабельности буровых работ является их высокая аварийность. С увеличением глубины бурения сложность и тяжесть процесса ликвидации аварий непрерывно возрастают. Самый распространенный и сложный вид аварий, на ликвидацию которых затрачивается более 10% рабочего времени, являются прихваты бурового инструмента и насосно-компрессорных труб.
Одним из направлений повышения эффективности ликвидации прихватов является разработка ударных механизмов (УМ) включаемых в состав бурового снаряда с возможностью оперативного их запуска в момент возникновения аварийной ситуации.
На основе анализа и обобщения разнообразных типов и конструкций ударных устройств разработана новая схема УМ, включаемого в состав бурового снаряда.
Основные габаритные параметры УМ: диаметр корпуса 168 мм, ход бойка – 0,5 м, масса бойка – 100 кг, присоединительная резьба З –121.
Исходное положение элементов УМ (в процессе бурения скважины) показано на рис. «а».
При возникновении аварии производится натяжение бурильной колонны. В полости между корпусом и ограничителем сжимается пружина, при этом сохраняется исходное положение бойка и наковальни (рис. «б»). В дальнейшем, при совмещении пазов в корпусе затвора и запирающих шариков (рис. «в»), происходит разъединение системы «боек-наковальня», и боек, за счет энергии сжатой пружины перемещается вверх, нанося интенсивный удар по наковальне (рис. «г»). Для повторного нанесения удара элементы УМ возвращаются в исходное положение путем разгрузки колонны бурильных труб.