Днепропетровск (Днiпропетровськ - на украинском яз., просто Днепр, как называют его местные жители) расположен в среднем течении реки Днепр в центральной Украине. Днепропетровск - крупнейший центр Приднепровья, один из красивейших городов Украины.
Постоянные укрепленные городские поселения известны с середины 16-го века. Новый город был основан в 1776 году князем Григорием Потемкиным по указу Екатерины II и назван Екатеринославом. Существовало два Екатеринослава: первый и второй.
Первый располагался на берегу р. Кильчень в низинной местности с 1776г. и просуществовал всего 8 лет. Место бывшего города сейчас затоплено водами р. Самара.
22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр. Город был основан в 1787 году. Екатеринослав на Кильчени переименован в Новомосковск. В 1796 году переименован в Новороссийск, а в 1802 городу было возвращено старое название.В 1918—1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. А в 1926 году переименован в Днепропетровск — в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно).
Топоним Днепропетровск можно понимать не только как состоящее из двух слов «Река Днепр» и «Петровский Г.И.», а также расшифровать как: Днепр – по распространенной версии корень слова происходит от древне-иранского «Дан» или «Дон» – река. Петр – от греческого «Петрос» – Камень. Как результат получается смысловое значение: «камни на реке», «камни среди реки», «пороги», «река у порогов». Благодаря стечению обстоятельств название города соответствует характерным особенностям местности.
Днепропетровск — один из крупнейших промышленных и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (комбинаты им. Петровского и им. Дзержинского), металлообработка и машиностроение, прежде всего тяжелое (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины) и другие тяжёлые отрасли промышленности.
В городе также развита химия и электроэнергетика. Днепропетровск является ведущим производителем в Украине марганцевой (100%) и железной руды (до 90%), дает до 2/3 стальных труб и до 70% проката от общеукраинского уровня. Таким образом, регион является основной металлургической и машиностроительной базой Украины.
Характеризуя сельскохозяйственное производство Днепропетровской области, надо отметить, что главной отраслью является растениеводство, специализацией которого можно считать производство зерновых (прежде всего пшеницы), подсолнечника и сахарной свеклы.
Не менее развита экономика: в Днепропетровске находится главный офис крупнейшего на Украине банка — ПриватБанка.
В Днепропетровске находится дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци. С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8км. Развитие метро предусматривает строительство в обозримом будущем до 80км путей с тремя линиями.
Днепропетровск - один из красивейших городов Украины. Интересно то, что вплоть до начала 1960-х гг. город как бы отворачивался от реки: вдоль Днепра шли бесконечные склады и мелкие заводики, мест отдыха фактически не было, а река использовалась только как транспортная артерия. Однако, то, что город был промышленным гигантом и накопил миллионы тонн шлаков - отходов металлургии, дало возможность сформировать и укрепить берег широким бульваром. Создать парковую зону раскрытую на водные просторы, а также провести с запада на восток, вдоль всего города, новый широкий проспект – Набережную. Набережная вдоль правого берега Днепра имеет длину более 23км, что делает ее самой протяженной Набережной в Европе.
Фонтан-лебедь, установленный в 2005г. на Набережной в нескольких метрах от берега, уникален тем, что может менять режимы работы, «махать крыльями» и вращаться. При полной мощности высота его центральной струи может достигать 50м!
Через реку Днепр в городе перекинуто 5 мостов.
Самый длинный – Кайдакский (1732м).
Самым красивым считается Мерефо-Херсонский железнодорожный мост. Изогнутый, арочного типа, переброшен через Днепр над Монастырским островом. Мерефо-Херсонский железнодорожный мост — самый первый мост, построенный в форме дуги. Необходимо было провести железнодорожную ветку на юг, и это являлось невыполнимой задачей, поскольку станция Нижнеднепровск на левом берегу Днепра находилась левее станции Южного вокзала, и соединить их прямой линией было невозможно, поскольку основная ветвь с востока на запад проходила как раз через Центральный вокзал, и никак не сворачивала обратно восточнее. Перед инженерами-проектировщиками и маркшейдерами была поставлена задача — соединить несоединяемые станции. В течении нескольких лет проектировался мост и рассчитывалось растяжение и нагрузка на изгибе дуги. Этот мост является теперь одним из уникальнейших сооружений Украины. За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенные на прочность, он взят под охрану государства как памятник архитектуры.
Самым молодым мостом является Южный мост, который был открыт в декабре 2000г.
Самый старший, Амурский (Старый) мост, на момент окончания строительства в 1884г. стоил около 4 млн. рублей, больше чем оценивался на тот момент весь Екатеринослав. Он был спроектирован известным деятелем Полем, памятник которому стоит на центральном проспекте города между улицей Ленина и Серова.
Пятый мост - Центральный (Новый) — автомобильный мост, связывающий центр города с левобережной частью (выход на проспект им. г. Правды) (Фото 1).
Фото 1. Центральный (Новый) мост в г.Днепропетровске
Самое легендарное место в городе – Монастырский остров, который полумесяцем огибает главный городской холм Днепропетровска, - место в своем роде уникальное и загадочное. Скалистый в верховье, песчаный в хвосте, остров столетия был местом привала на сложном торговом или военном пути по Днепру. На нем, в плавании из «варяг в греки», по преданиям останавливались такие известные исторические личности, как ученик Христа - Андрей Первозванный, князья Владимир Великий и Мстислав, княгиня Ольга. Вряд ли какой-то из уголков мегаполиса может сравниться с ним по количеству окутывающих его легенд, преданий и научно-фантастических гипотез.
Жители Днепропетровска любят пляжи острова, прогулки по его парку. Белая церковь с золотым куполом в укромном месте острова отлично просматривается с многих точек города, она стала одним из признанных символов Днепропетровска. Возле церкви находится крест, который по преданию установил апостол Андрей в I веке.
Современный Днепропетровск славится жилыми домами-небоскребами. Так в 1983г. в Днепропетровске был построен первый 28-этажный жилой дом на ж/м Победа по просп. Героев,1. В 2003 году был открыт жилой комплекс «Башни». На момент открытия – самый высокий жилой дом в Украине – 123м. 30-ти этажная гостиница «Парус» строилась с 1981 по 1989 гг., но так и не была достроена до конца. В проектах реконструкции комплекса в 2006г. предусматривается возведения рядом жилого небоскреба в 45 этажей. Строящийся комплекс «Брама» на Европейском бульваре должен быть высотой более 160м (около 50 этажей).
Старейшим высшим учебным заведением Украины является Екатеринославское горное училище.
Церемония открытия Екатеринославского высшего горного училища состоялась 12 октября 1899г. в Потемкинском дворце (ныне - Дворец студентов). В апреле следующего года началось строительство учебных корпусов. Первым директором училища был горный инженер С. Н. Сучков (1899-1908).
25 мая 1903г. царь утвердил постановление Государственного Совета о сроке обучения в ЕВГУ - 4 года и присвоение выпускникам звания инженера. Так что ни одного выпуска техников не состоялось.
19 июня 1912г. Государственная Дума после продолжительного обсуждения законопроекта приняла Закон о преобразовании Екатеринославского высшего горного училища в горный институт с 1 июля 1912г. Его первым ректором стал профессор геологии Николай Иосифович Лебедев.
В 1918г. Екатеринославский горный институт получил право присуждать ученую степень через публичную защиту научных диссертаций. Согласно приказу Высшего Совета народного хозяйства СССР от 17 апреля 1930г. на базе Днепропетровского горного института было открыто два отраслевых ВУЗа: "На базе металлургического факультета и заводского отделения факультета горнозаводской механики организовать Днепропетровский металлургический институт... На базе химического факультета создать химический институт со специальностями: углехимическая и минеральная технология..."
В 1932г. вместо отделений появились факультеты: горный, электромеханический, геолого-маркшейдерский.
В мае 1993г. по результатам государственной аккредитации ДГИ получил статус автономного государственного вуза IV уровня и название Государственная горная академия Украины. 11 июня 1997г. Указом Президента Украины горной академии присвоен статус Национальной. Распоряжением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002г. НГАУ реорганизована в Национальный горный университет.
В общем, город насчитывает 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учета филиалов других ВУЗов).
В октябре 2007г. мне впервые посчастливилось побывать в одном из замечательнейших и красивейших городов Украины – Днепропетровске.
Целью командировки являлось выступление на четвертой Международной научно-практической конференции «Проблемы природопользования, устойчивого развития и техногенной безопасности регионов» с докладом на тему: «Зоны экологического риска тектонической природы и современные методы их обнаружения».
Конференция проходила со 2-го по 5-е октября в Институте проблем природопользования и экологии НАН Украины. В процессе конференции были представлены результаты широкого спектра теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам природопользования и устойчивого развития техногенно нагруженных регионов. Также были рассмотрены вопросы, посвященные охране окружающей среды, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала территории, экологическому нормированию антропогенной нагрузки, экобезопасным и ресурсосберегающим технологиям, обращению с промышленными и бытовыми отходами, мониторингу окружающей среды, экологической и техногенной безопасности, экологическому воспитанию и образованию.
В 2007 году человечество отмечало 15 годовщину международного саммита в Рио-де-Жанейро, на котором все пришли к соглашению, что мировая общественность, осознавая недостаточность действующих принципов индустриального развития цивилизации, берет на себя ответственность на разработку и внедрение в жизнь новой философии – устойчивого развития. Как известно, это такое развитие, когда гарантируются равные права на природные ресурсы как современного, так и будущего поколений. Критический характер сегодняшней ситуации в социальной, экономической и природопользовательной сферах свидетельствует, что достичь принципов устойчивого развития очень и очень нелегко. Но другой альтернативы у человечества нет, потому что дальнейшее индустриальное развитие экономики ведет к подрыву самих основ существования жизни на Земле.
Для обсуждения различных вопросов по поводу устойчивого развития в октябре 2001, 2003 и 2005гг. в городе Днепропетровске на базе Института проблем природопользования и экологии НАН Украины (ІППЕ НАН Украины) состоялись первые три международная научно-практическая конференции «Проблемы природопользовании, устойчивого развития и техногенной безопасности регионов». На этих конференциях был рассмотрен ряд вопросов по актуальным проблемам природопользования, устойчивого развития техногенно нагруженных регионов. Они вызывали большой интерес у ученых и специалистов, которые активно занимаются решением проблем экологической безопасности, природоохранной деятельности и управления природопользованием. Участники конференций единомышленно пришли к выводу о необходимости регулярного обсуждения проблем, связанных с вопросами природопользования, устойчивого развития и техногенной безопасности регионов. В октябре 2007 года в Днепропетровске в ІППЕ НАН Украины состоялась следующая четвертая международная научно-практическая конференция. Ее работа проходила в пяти секциях, которые стали уже традиционными: сохранение окружающей среды и устойчивое развитие; природно-ресурсный потенциал территории, его рациональное использование и охрана, природно-заповедное дело; экобезопасные и ресурсосберегающие технологии, альтернативные виды энергии, поведение с отходами; мониторинг окружающей среды, экологическая и техногенная безопасность; Экологическое воспитание и образование, общественное экологическое движение.
Мой доклад был представлен в секции мониторинг окружающей среды, экологическая и техногенная безопасность. Ознакомиться с ним ножно в библиотеке сайта (№2). Это был мой первый опыт участия в конференциях. Благодаря этому мне удалось получить более реальное представление про современные проблемы рационального природопользования, устойчивое развитие и техногенную безопасность регионов и будут полезными при разработке мероприятий, направленных на их решение при написании магистерской диссертации.
1. www.dnepro-city.com
2. gorod.dp.ua