|
|
|
Личные наблюдения |
|
|
Йогой я начал заниматься октября 2007 года (Украинская федерация йоги – www.yoga.net.ua ). Про улучшение самочувствие, энергетический подъем я и упоминать не стану – про это знает каждый, не знает – слышал. В процессе тренировок отметил следующее. При выполнении различных асан, а также пранаям по телу разливается приятное тепло – свидетельство движения энергии. Меняется поведение в повседневной жизни - стараюсь быть уже более энергетически целостным – расширение энергетического диапазона чакр. Отметил также характерную черту – увеличивается творческий потенциал, хочется что-то делать, создавать, привносить в жизнь свое. При работе с чакрами чувствуется вибрация, давление, иногда покалывание (пока еще не на всех). Важной частью тренировок являются медитации. Они позволяют войти в более спокойное состояние, развязать энергетические «хвосты», по которым из человека вытекает энергия (например, человека мучает какая-то ситуация (хорошо если недавняя, а бывает и всю жизнь), создает дискомфорт – будьте уверены, что здесь он теряет энергию, т.к. зациклен на этой ситуации, сконцентрирован на ней. А там где концентрация, там и энергия) и др.
|
Что же такое йога? |
|
|
Обратимся к книге А.Сафронова «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика».
Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от «индийской гимнастики» до «религиозно-философского учения», от «факиризма» до «системы духовного самосовершенствования», от «реликта древних цивилизаций» до «подарка внеземного разума». Более «грамотный» собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т. д. В разговоре о йоге неизбежно выплывет также слово «тантра», которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.
Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде «с древних времен» или это динамически развивающаяся система? А может быть, это вообще реконструированная традиция, подобная «классическому» индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в XIX веке, или звериным стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины «китайская», «русская» или «современная» йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают? Попытаемся дать предварительные ответы на эти вопросы.
Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются «эзотерическими» (термин «эзотерика» происходит от греческого слова «внутренний»). В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они... не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их «закрытости» состоит в том, что,в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать — прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но, в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.
Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.
Да, йога — это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но неизвестной системы? А может, этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем, невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма — Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать «красный воздух» одной ноздрей, а «синий» — другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: «Да ведь это же анулома вилома. И про Иду и Пингалу они знали». Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия — человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым техникам, потому что это были наиболее эффективные методы?
Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины «йога», «йогин» встречаются уже в «Махабхарате» и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое йога. Не вызывало разночтений только то, что:
а) йога — это система методов и
б) йога — это тайная (эзотерическая) система.
Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению «чина ангельского при жизни», буддисты ищут просветления и т. д. Заимствование? Или опять общность объекта?…Самое главное, надеюсь, мы уже почувствовали: идея Пути, духовного развития — архетипична. Она, так или иначе, попадет в любую традицию, будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. Йога едина в духе. Именно поэтому, несмотря на гонения, она по-прежнему существует, пережив большую часть своих «гонителей».
В основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религии. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить....
Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является «скрытым» не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой — его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождения предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать сотворцом самого себя.
Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше: да, постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик.
Итак, йога — не религия. Жизнь «здесь-и-сейчас» для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога — система методов (опять таки — методов), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она его абсолютно необходимый элемент.
Йога — не практика аскетизма. Для того, чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.
Йога — не философия, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.
Йога — не этическая система. Любая этическая система, порождена в конечном итоге, религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т. д. В йоге есть правила (например — «яма»), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их прин-ципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место принципам.
Именно постижение принципов и является основной познавательной задачей йоги.
|
Хатха-йога в системе йоги |
|
|
Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их до-полнительным отличием от религий. Можно вспомнить гимнастику Гермеса, ушу, жесткий и мягкий цигун, суфийские кружения и зикры, зыонг-шинь — гимнастику вьетнамских монахов, дыхательные упражнения исихастов и т. д. Однако, наиболее развитой и изощренной, а возможно, и самой древней в этом ряду, была хатха-йога.
В чем же смысл работы с физическим телом в рамках эзотерических традиций? Желание просто укрепить тело, подготовив его для более сложных психических упражнений? Вероятно, эта цель имелась в виду, но для ее достижения не нужны столь изысканные упражнения. Обычная примитивная гимнастика, придуманная греками (ее аналоги были практически у всех народов), дает прекрасные результаты для укрепления тела. Оздоровление? Да, йоготерапия существует, но не является основной целью йоги. Еще в древности было сказано, что йога предназначена для сильных и здоровых людей. К тому же медикаментозные средства лечения (та же тибетская медицина) дают прекрасные результаты, требующие намного меньших усилий со стороны пациента. Может быть, цель — добиться феноменальных качеств тела: силы, гибкости, выносливости? Абсурд, если, конечно, не готовить себя для выступлений в цирке... Так в чем же смысл физических тренингов в рамках эзотерических традиций? И что самое главное для нас, в чем смысл хатха-йоги?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что йога — это система, направленная на осознанное изменение человека; изменение самого себя, осознанное переструктурирование психики, тонких тел. Однако психику человека, а тем более его тонкие тела, трудно изучить, тем более — с ними трудно работать, т. к. они не видны для обычного человека. И здесь на помощь приходит связь тонких тел и психики с физическим телом человека, которое становится ключом к тем процессам, которые идут на более тонких телах.
Действительно, физическое тело является отражением наших тонких тел. Внешняя и внутренняя формы связаны. Но, в отличие от тонких тел, физическое можно пощупать, его видно. Процессы, происходящие на тонких телах, имеют отражение на физическом теле. Так, всевозможные психологические проблемы, проблемы эфирного и астрального тел отражаются в выстройке физического тела в виде физических зажимов тела — контрактур, искривлений позвоночника, отражающих состояние чакральной системы человека, а в пределе — и заболеваний.
Верно и обратное: воздействуя на тело, можно оказывать воздействие на психику. Именно это и составляет основу хатха-йоги, объясняет ее существование и место в системе йоги.
Меняются ли цели йоги? Думаю, можно с убедительностью ответить «да» на этот вопрос. Психотип современного европейского человека радикально отличается от психотипа индуса. Мы люди, живущие головой (головастики), тогда как индусы были и есть «чувственники», люди живущие в большей степени чувственно-эмоциональной сферой. Это приводит к отличиям путей, которые ведут к духовной гармонии: для индусов этот путь был связан с «поднятием» энергии (откуда и понятие кундалини), для нас — с ее опусканием, развитием телесности и чувственности.
Поэтому механическое заимствование индийских практик йоги без их переосмысления для текущих культурно-исторических условий — гибельный путь, который скорее уводит от гармонии, а саму йогу — исключительно рациональную и прагматическую систему — превращает в религию [1].
Йога утверждает, что наивысшего блаженства человек может достичь не изменением объективных условий своей жизни, а полным освобождением своего сознания от влияния внешнего мира и достижением особого психологического состояния – самадхи (сосредоточение), когда угасают все желания, мышление останавливается на определенном внутреннем пункте, нарушается связь с миром и появляется возможность интуитивного видения мира. Для достижения этого состояния йога разработала целую систему морально-этической, физической и познавательной самодисциплины, в которой важное место занимает воздержание от насилия над всем живым, обеспечение наиболее совершенных положений тела, регулирование дыхания, сосредоточение мысли только на отдельном предмете при полном отключении чувств. Важным элементом системы являются психологической тренировки:
- самообладание;
- овладение дыханием при определенных положениях тела;
- изоляция чувств от внешнего влияния;
- концентрация мысли;
- медитация;
- состояние отторжения – освобождение сознания от телесной оболочки [2, с. 57].
Обратимся к классическим текстам. В Хатха-йоге прадипике говорится, что как черепаха (поддерживает весь мир), так и Йога поддерживает тех, кто практикует ее [3]. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин. Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение[5]. Следует сказать что йога, это не час занятий на коврике, а это постоянный образ и стиль жизни. Поэтому читаем в Хатха-йоге прадипике следующее: йогу вредят следующие 6 вещей: переедание, перенапряжение от тяжелого труда, болтливость, несоблюдение обетов - в том числе купание в холодной воде по утрам, еда на ночь, еда из одних только фруктов; беспокойная компания и отсутствие настойчивости. Успех приносит следование следующим 6 вещам: веселость, настойчивость, мужество, истинное знание, вера, отстраненность от компаний. В Хатха-йоге на первом месте - Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу. Всякий, кто действительно практикует йогу, достигнет успеха, будь он молод, стар или даже дряхл, слаб или болен. Успех (Сиддхи) достигается практикой. Как можно достичь успеха без практики? От одного только чтения книг по Йоге успех не придет. Сиддхи не достичь ношением одежды йогина или разговорами о йоге. Лишь в безустанной практике - секрет успеха. Это несомненно, и нет иного [3].
|
Несколько слов о воздействии асан |
|
|
Особенность асан, которая отличает их от других типов физических упражнений - в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге.
Особая система растягивания сухожильно-мышечных жгутов, присущая практике асан, стимулирует рост нервных волокон и усложнение организационной структуры нервной системы. Соответственно, усложняется система иннервации тканей. Следствием является формирование более сложноорганизованных и изощренных связей периферии с центром. В результате появляется возможность реализовать в теле функции более высокого порядка. Необходимость управлять этими функциями приводит к совершенствованию работы головного мозга [4].
Необходимо подчеркнуть, что при занятии йогой необходимо соблюдать осторожность! Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет практикующего. Пранаяма освобождает от всех недугов. А от неправильных занятий йогой недуги только приобретаются [3]. Проблем на голову можно заработать не только неправильным выполнением пранаям (техника дыхания), но и неправильным положением тела (асан), что может еще более усугубить энергетическую и физическую картину человека.
|
Энергетическая сторона йоги |
|
|
В йогическом комплексе уделяют внимание и работе с чакрами (энергетический центр). В разных источниках говорится о разном количестве чакр у человека. Остановимся на семи.
Первый центр – Муладхара. Он находится около копчика, осуществляет связь с Землей и отвечает за потомство человека.
Второй центр – Свадхистхана. Отвечает за все сексуальные отношения, сексуальную энергию. Расположен на уровне пупка.
Третий центр – Манипура. Управляет жизненной энергией и связан с материальной сферой, т.е. деньгами, собственностью, вещами, всем, чем владеет человек. Манипура отвечает за силу, за действия, принятие решений в сфере действий и за силовые отношения между людьми, т.е. борьбу за свои интересы. Расположение - область пупа.
Четвертый центр – Анахата. Отвечает за чувствительность, за сердечные отношения с людьми. Здесь проявляется любовь, милосердие и т.д. Расположение – область сердца, посередине груди.
Пятый центр – Вишудха. Отвечает за передачу и восприятие информации, за способности, умения и сверхспособности. Расположение – область щитовидной железы.
Шестой центр – Аджна (третий глаз). Отвечает за волю, видение и ясновидение. Расположение – середина головы, на уровне межбровья.
Седьмой центр – Сахасрара. Отвечает за связь человека с Космосом, с силами нефизических планов. Находится на макушке и верхней части головы [7, с.8-9].
Взаимодействие между людьми представляет собой сложный процесс энергообмена, причем этот обмен может быть как выгодным, так и невыгодным для каждого из участников. Однако предпосылки для энергообмена, протекающего в каждой конкретной ситуации, лежат значительно глубже - в энергетической выстройке каждого из участников.
В жизни каждого случаются проблемные ситуации, которые доставляют немало неприятных переживаний. Присмотревшись внимательно к подобным ситуациям, можно заметить, что ситуации, которые для одного человека являются проблемными и неприятными, другими людьми могут быть вообще незамечены. Можно отметить и другую закономерность: в жизни каждого человека встречаются примерно однотипные проблемные ситуации. Так, один человек становится жертвой семейных скандалов, к другому - часто пристают на улице, на третьего взваливают непосильные задания на работе и постоянно отчитывают за их невыполнение, четвертый постоянно испытывает проблемы с выбранными спутниками жизни и т.д. Сколь бы ни был совершенен человек, подобные ситуации все равно встают на его пути, поскольку именно такие ситуации являются источником дальнейшего духовного роста. Пытаясь найти выход из подобных ситуаций, человек нарабатывает недостающие ему качества, постигает ранее не изученные законы Природы. Однако, подобные ситуации могут принести не только духовный рост, но и значительные энергетические потери. Почему же так происходит? Что заставляет человека раз за разом попадать в однотипные неприятности? Что притягивает к нему ситуации, эти неприятности вызывающие? Ответ напрашивается очевидный. Источником своих неприятностей и магнитом для соответствующих ситуаций является сам человек, а точнее его энергетическая выстройка. Выстройка человека - это соотношение его сильных и слабых чакр, а также привычные потери энергии и энергетические зависимости. Человек, у которого та или иная чакра ослаблена, естественно, встречается с психологическими затруднениями в ситуациях, требующих применения навыков и умений, связанных с данной чакрой.
Целостность чакр определяет способность человека жить на своей энергии, сосредотачивать энергию на самом себе и реализации своих потребностей. У человека с целостными чакрами желания соответствуют энергетическим потребностям. На энергетическом уровне целостность чакр проявляется как способность каждой чакры к равномерному распределению своей энергии по организму человека. На психологическом уровне целостность определяется как позитивное отношение человека к самому себе, приятие себя.
Человек с нецелостными чакрами не может безусловно ценить себя, любить себя, уважать и принимать себя. Ему нужно получение соответствующих состояний или энергетик извне, от других людей. В противном случае такой человек чувствует внутренний дискомфорт, фрустрацию, напряженность, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Подобная нецелостность делает человека зависимым от мнений и состояний других людей, обрекает его на вечный поиск недостающих энергий, делает его более управляемым. Заметим, что практически все социальные и религиозные системы понимали эту особенности человеческой психики и поэтому стремились различными путями лишить человека его внутренней целостности. Сказанное выше, никоим образом не утверждает, что целостному человеку безразличны мнения и состояния окружающих его людей. Средой обитания и духовного развития человека является социум, поэтому полное безразличие к окружающим в принципе невозможно, однако доминирующим мотивом для целостного человека является актуализация его внутренних потребностей, следование своему интуитивно ощущаемому жизненному пути, а не поиск "доброго дяди", согласного оценить и одобрить его поведение [6].
Научившись сохранять целостность продолжительное время – дни, недели, научившись быстро закрывать дыры, образующиеся в ситуациях, убрав западения, съедающие массу энергии, и освоив эффективные техники набора энергии, человек выходит на уровень, когда он фактически может за одну хорошую энергетическую тренировку заметно повысить плотность потоков в своем поле.
Итак, вас будут покупать, использовать, пугать, заманивать, провоцировать, раздражать, злить, будут стараться вами управлять, вызывать ваше западение, а энергия в поле у вас должна оставаться плотной, насыщенной, но при этом спокойной. Все воинские качества проверяются на безупречность на этом уровне игры. Психологическая и энергетическая война за вашу целостность и право носить в себе сконцентрированную силу проверяет все слабые места, и когда человек доказывает это право, провоцирующие ситуации обычно исчезают, пока он не поднимется на следующую ступеньку, а там человек снова учится сохранять энергию еще более высокого уровня и плотности [7, с.10-11].
|
Перечень ссылок |
|
|
1. Сафронов, А.Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика/А.Г. Сафронов; Монография. – 2-е изд. – Х.: UA-Intellect, 2007. – 252 с.
2. В.Г. Кремень. Філософія: мислителі, ідеї, концепції: Підручник/В.Г. Кремень, В.В. Ільїн. – К.: Книга, 2005. – 528 с.
3. Классические тексты. Хатха-йога прадипика ( www.yoga.net.ua ).
4. А. Сидерский. Хатха-йога ( www.koob.ru ).
5. Классические тексты. Гхеранда-Самхита ( www.yoga.net.ua ).
6. А.Г. Сафронов "Психологическое айкидо", ч.2 (отрывок книги) ( www.yoga.net.ua ).
7. Читтапад. Энергетическая целостность. – 2-е изд., доп. – К.: Ника-Центр, 2006. – 288 с.
© ДонНТУ 2008 Захаренко
|
| |