Звук в автомобиле
Известно, что для многих автомобилистов машина превратилась в
нечто большее, чем просто средство передвижения. Ведь человек,
проводящий за рулем несколько часов каждый день, хочет слушать не
только местные новости но и хорошую музыку. Однако, оборудуя салон
высококачественной автомобильной звуковоспроизводящей установкой,
редко кому удается обойтись только промышленными изделиями. В
последние годы в радиолюбительской литературе появилось немало
публикаций, посвященных самостоятельному изготовлению автомобильной
аудиоаппаратуры, главным образом усилителей. Но даже хороший
усилитель еще не решает всех проблем, встающих перед создателем
аудиосистемы Hi-Fi класса для своего автомобиля. Скептическое
отношение многих автомобилистов к подобного рода системам вызвано,
на мой взгляд, прежде всего безграмотным подходом к установке АС в
салоне. К сожалению, в большинстве случаев их размещают в машине по
принципу "куда влезет", а не "куда надо". Правда, однозначного
ответа на вопрос - "а куда надо?" - не существует. Ни одно из
известных решений не даёт гарантированного результата. Гораздо легче
ответить на вопрос "куда не надо?". Самая распространённая ошибка -
установка мощных и высококачественных головок громкоговорителей на
задней полке. Спереди же устанавливают что придется или вообще
ничего. Неужели владелец такой машины предпочитает на концерте
сидеть спиной к сцене ? Вопреки сложившемуся мнению, главное при
конструировании автомобильной аудиосистемы состоит не в достижении
высокой мощности, малых искажений и даже не в получении хорошей АЧХ.
Основная проблема - широкой звуковой картины для слушателей, сидящих
на передних сиденьях машины. Её решение напрямую связано с местом
установки фронтальных головок. При любом разумном варианте их
размещения разность пути сигнала от левого и правого излучателей до
слушателя достигает недопустимо больших значений. Для сокращения
этой разности можно использовать отражение всего или части сигнала
от лобового стекла. Так появились установки с напольной фронтальной
акустикой (рис.1)
Рис.1
Конструктивное воплощение такого решения сложно и трудоемко, но
результат впечатляет. Однако резать пол для установки головок
решится далеко не каждый. Поэтому реально для установки фронтальных
излучателей в легковой машине остается не так много мест: приборная
доска, стойки лобового стекла, двери, вертикальные панели в нижней
части салона у передних колес автомобиля (кикпанели). Приборная
доска позволяет установить излучатели на достаточной высоте, но
размер головок ограничен обычно 10...13 см, акустическое оформление
практически отсутствует, поэтому низкие частоты воспроизводятся в
этом случае недостаточно эффективно. Для дальнейшего подъема
звуковой картины можно установить излучатели на стойках по боковым
краям лобового стекла, но реально там могут разместиться только
"пищалки". Популярная в силу своей простоты установка низкочастотных
и коаксиальных головок в дверях автомобиля обычно аргументируется
увеличением эффективности воспроизведения низких частот готовым
акустическим оформлением. Результат же получается прямо
противоположным желаемому. При сведении фонограмм большинство
современных звукорежиссёров располагают инструменты басового
регистра в центре звуковой сцены, то есть звуковые сигналы левого и
правого каналов в этом диапазоне частот синфазны и имеют практически
одинаковую интенсивность. Поэтому при установке излучателей в дверях
фронт звуковой волны на частотах 100...150Гц, критической для
субъективного восприятия басовой атаки, достигает противоположной
головки в противофазе (что определяется шириной салона) и
компенсируется [1]. Отсюда - тусклый, безжизненный звук, который не
исправить никаким эквалайзером. Установка головок в кикпанелях
уменьшает разность пути сигнала от левого и правого излучателей, но
звуковая картина опускается недопустимо низко. Кроме того, этому
варианту присущ тот же эффект "гашения" басовой атаки, правда в
меньшей степени, чем при установке головок в дверях автомобиля, а
организовать достойное акустическое оформление непросто. Из
сказанного следует, что наилучшего результата можно достичь,
применяя многополосную рассредоточенную фронтальную АС. Полосовые
излучатели необходимо разместить в тех местах, где они будут
работать с максимальной эффективностью. По мнению автора, наилучшее
место для установки НЧ излучателей - в корпусах под передними
сиденьями с излучением звука вперёд-вверх. СЧ излучатели лучше всего
разместить на передней панели или в верхнем переднем углу двери, а
ВЧ - на стойках лобового стекла (это поднимет звуковую картину).
Звуковой образ, сформированный без использования тыловых
излучателей, безусловно, будет неполным. Основное их назначение -
создание "эффекта зала" за счет имитации отраженного звука. Спектр
сигнала тыловых каналов (рис.2 ) для этого должен быть ограничен
[2], а сам сигнал может быть как традиционным ("левый-правый"
канал), так и суммарным или разностным сигналом или представлять
собой их комбинации. Мощность тылового канала невелика (не более 10%
от общей мощности системы) и в ряде случаев для его реализации не
потребуются дополнительные усилительные каналы. Простейший случай -
встречно-последовательное включение тыловых динамиков между выходами
усилителей левого и правого каналов через простейший фильтр.
Рис.2
О влиянии соединительных кабелей на качество звучания в последнее
время написано столько, что этой темы можно здесь не касаться.
Сечение проводов питания должно соответствовать потребляемому току и
длине самих проводов. В любом случае падение напряжения на проводе
питания при максимальной мощности должно быть не более 0,1-0,2В.
Демпфирование паразитных резонансов элементов и звукоизоляция салона
также имеет большое значение. Шумопоглощающий материал следует
наносить на все доступные панели и на пластмассовые элементы кузова,
обратив особое внимание на панели , расположенные рядом с головками
громкоговорителей или на те, которые используются как часть корпуса
громкоговорителя. Резонансы обычно исчезают при покрытии 25 и более
процентов площади. Для поглощения дорожного шума шумопоглощающим
материалом следует покрыть пол салона, огнестойкую переборку и зону
колес. Следующее по значимости влияние на качество звучания
автомобильной аудиосистемы оказывают усилители ЗЧ. Однако
традиционные усилительные устройства с разделением частот на выходе
пассивными фильтрами плохо работают в автомобиле, так как имеют ряд
недостатков. Помимо потерь мощности пассивные фильтры не позволяют
перестраивать частоту среза АЧХ (а это часто требуется делать при
настройке аудиосистемы) и весьма чувствительны к изменению импеданса
головок. По указанным выше причинам при создании автомобильной
аудиосистемы удобнее использовать многополосное усиление, а частоты
разделять активными или пассивными фильтрами, установленными на
входе усилителя. Достоинства такого подхода - исключение потерь
мощности и возможность применения оптимальных схемотехнических
решений усилителей и полосовых фильтров. На графике, приведенном на
рис.3, показана зависимость отношения мощности низкочастотного
канала (в процентах) к полной от частоты раздела. Например, при
частоте раздела 500Гц мощность низкочастотного канала составляет
60%, высокочастотного - 40%. (при одинаковой чувствительности
головок). Предлагаю описание стереофонической аудиосистемы,
установленной в автомобиле ВАЗ2107, которая выполнена в соответствии
с изложенными принципами. В системе применены двухполосные
усилительные устройства, работающие на восемь динамических головок и
два пьезокерамических излучателя.
Рис.3
В качестве источника сигнала использована магнитола Philips 410 с
незначительными конструктивными доработками. Переделан узел
регулировок громкости и тембра в соответствии с приведенными на
рис.3 статьи [3]. В результате регулировка тембра, обеспечивающая
спад АЧХ на высших звуковых частотах, заменена регулировкой тембра
по низшим частотам в пределах +10...-4 Дб (рис.4). Воспроизводящая
головка магнитофонной деки магнитолы заменена на отечественную
3Д24Н, имеющую лучшие технические характеристики.
Рис.4
Магнитола установлена поверх панели приборов в специальном
контейнере, что имеет ряд преимуществ перед размещением ее в штатном
месте. Аппарат в этом случае находится в поле зрения водителя, не
затрудняя обзор дороги и не отвлекая его внимания на управление
магнитолой. Исключен также нагрев магнитолы от печки автомобиля. АС
образованя тремя группами громкоговорителей: фронтальными,
напольными и тыловыми (рис.5).
Рис.5
Фронтальные громкоговорители состоят из широкополосных и
высокочастотных излучателей и работают в полосе частот выше 260Гц.
Для стабилизации нагрузки усилителя и снижения интермодуляционных
искажений на средних частотах в составе фронтальных
громкоговорителей используются токостабилизирующие резисторы R1,R2
[4]. После их введения объективные и субъективные оценки качества
звучания улучшились. На передней панели в штатных местах установлены
широкополосные динамические головки BA2, BA7 с дополнительным
диффузором abhvs PIONEER TS-G1010. Электрическое сопротивление этих
головок - 4 Ом, характеристическая чувствительность 90 Дб/Вт/м,
полоса воспроизводимых звуковых частот 45...20000 Гц. АЧХ головок
имеет значительный спад на частотах ниже 150Гц и выше 11кГц. При
установке головок в салоне автомобиля использованы проставки
(втулки)различной высоты для их разворота вверх и в стороны от
штатной установочной плоскости. По периметру головки акустически
изолированы поролоном. Поскольку на нижних частотах фронтальные
громкоговорители не работают, не потребовалось и дополнительное их
акустическое оформление. На стойках лобового стекла машины
закреплены пьезокерамические диффузорные излучатели W-05 (BA1, BA7),
обеспечивающие на расстоянии 50 см звуковое давление не менее 95 дБ
(при напряжении 8 В). Диапазон воспроизводимых ими частот - 2000 до
30 000Гц, резонансная частота 22 000 Гц. Для выравнивания АЧХ на
высших частотах диапазона и получения нормальной звуковой картины
высокочастотные излучатели развернуты в сторону лобового стекла и
соответствующим образом сфазированы. Поскольку АЧХ излучателей имеет
значительный спад на частотах ниже 9кГц, они подключены к усилителю
непосредственно, без разделительных фильтров. Таким образом,
фронтальные громкоговорители являются двухполосными с естественным
разделением полос в области 10 кГц. Необходимо отметить, что
пьезоизлучатели W-05 имеют великолепную импульсную характеристику.
Напольные громкоговорители работают в полосе частот ниже 260Гц и
выше 6кГц. Эти самодельные двухполосные громкоговорители установлены
под передними сиденьями. В них использованы динамические головки
отечественного производства 20ГД3 (BA4, BA8 низкочастотные) и 2ГД36
(BA3, BA9 высокочастотные). Корпуса акустических систем имеют объём
около 9 литров. Они выполнены из листов многослойной фанеры толщиной
12 мм , скрепленных с помощью брусков. Внутренние стенки корпусов
оклеены поролоном. Динамические головки размещены на наклонной
передней панели корпусов и излучают вперед-вверх. Громкоговорители
установлены таким образом, что высокочастотные излучатели находится
ближе к дверям. В конструкцию входят также встроенные разделительные
фильтры первого порядка с частотой среза 5кГц. Вследствие высокого
сопротивления и пониженной чувствительности отдача высокочастотных
головок невелика и они предназначены, главным образом, для создания
диффузного звукового поля на высших частотах. В описываемой
аудиоустановке использован самодельный двухканальный двухполосный
усилитель, конструктивно объединённый с разделительными фильтрами.
Во фронтальном канале использован фильтр ВЧ первого порядка с
частотой среза 260Гц, в напольном канале- режекторный Т-фильтр
первого порядка с частотами среза 260Гц и 5кГц.. Усилитель выполнен
на двух ИМС TDA1554Q, предназначенных для работы в каскадах,
включенных по мостовой схеме, и имеет следующие технические
характеристики (по данным производителя микросхем и результатам
измерений): чувствительность - 0,5 В, входное сопротивление - 600
Ом, номинальное сопротивление нагрузки - 4 Ом, номинальная
(максимальная) выходная мощность 4х15 (4х22) Вт) при коэффициенте
нелинейных искажений 0,25 и 10% соответственно, полоса
воспроизводимых частот - 30...16000 и 15...25000 Гц при
неравномерности АЧХ соответственно -1 и -3 дБ., напряжение питания -
14,4 В, максимальный потребляемый ток - 14 А, ток покоя - 0,3 А,
потребляемый ток в ждущем режиме - 0,001 А, готовность к работе при
включении - 5 с. |