Реферат по дисциплине "Психология" на тему: "Управление конфликтами в коллективах"
студента группы ИУС-07м Бондаренко Д.А.
Содержание
1. Введение
2. Социально-психологическая структура группы
3. Типы поведения человека в коллективе
4. Отношения между личностями в группе
5. Общение в группе
6. Основы сплоченности коллектива
7. Управление общностью людей
8. Заключение
9. Список литературы
Введение
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания это конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают почти во всех сферах общественной жизни. Противоречия в человеческих взаимоотношениях не всегда приводят к конфликту: большая часть из них решается путем договоренности, нахождения консенсуса.
В группах и коллективах, которые уже сформировались и члены которых имеют достаточный опыт общественного сосуществования, конфликты возникают не так часто, как в новообразованных коллективах.
Это связано с тем, что благодаря взаимному пониманию и обоюдной адаптации достигается такой уровень понимания членов коллектива, когда опасность развития конфликта сводится к минимуму. В группах и коллективах, которые пребывают на стадии становления и развития, противоречия не редко завершаются конфликтами, их причиной может быть психофизиологическая и социально-психологическая не совместимость их членов, тяжелый характер, завышенная самооценка.
Особое внимание принимают исследования совместимости при комплектовании групп для выполнения сложной, связанной с риском, деятельности, что важно для обеспечения ее надежности и эффективности. Такая работа проводится, когда подбираются производственные группы для работы, которая требует от исполнителей высокого уровня согласованности действий и соответствующих морально-волевых личностных качеств.
Социально-психологическая структура группы.
Человек живет, развивается и действует в группе.
Группой можно назвать любое объединение людей, независимо от того какой характер отношений существует между его членами.
Группы бывают большие и маленькие, реальные, условные, официальные, неофициальные и референтные.
Реальные группы – это объединения людей на почве реальных отношений – деловых и личностных. Реальной группой являются школьный класс, семья, общество друзей и т.п.
Условная группа объединяет людей по какому-либо условному признаку – возрасту, полу, национальности. Члены условной группы не имеют между собой реальных отношений и связей и даже могут не знать друг друга.
Официальная группа возникает как структурная единица на основании штатного расписания, инструкций и других документов. Формальными есть студенческая группа, семья, воинское подразделение, производственная бригада. Деловые отношения между ее членами определяются должностными обязанностями каждого и регулируются определенными распоряжениями.
Неофициальная группа – это общность людей, которая возникла стихийно на основе общности интересов ее членов, симпатий, единства взглядов и убеждений. Неофициальными группами являются группы лиц, которые дружат, любители туризма, рыболовы и т.п.
Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы и ценности которых есть образцом для личности, под ее влиянием она формирует свои жизненные идеалы, проверяет собственные дела и поступки.
Человек может быть членом группы, которая одновременно есть для него референтным. При этих условиях гармонизируются отношения с группой, создаются психологично комфортные условия для успешного развития личности в определенном направлении.
Объединения людей в реальные группы может основываться на общности их деятельности, стремлении достигнуть значительных результатов.
Высшей формой организации группы есть коллектив.
Коллектив – это группа людей, объединенных общей деятельностью и единой целью, которая подчиняется общественной цели.
Существенный признак коллектива – это общественная важность целей и задач, на реализацию которых направлены усилия всех его членов. Это дает основание рассматривать коллектив как важнейшую клетку общественного организма.
Выполнение общей социально-ценной и личностно-важной деятельности способствует становлению и развитию коллективистских отношений, формированию коллективизма как особенных качеств личности, что показывает ее солидарность с целью и программой деятельности коллектива.
Типы поведения человека в коллективе.
Слаженные действия коллектива, направленный на достижение цели, на поддержку общих усилий, классифицируются как коллективные действия. Поведение отдельной личности может быть конформной. Конформность в поведении проявляется в том, что человек пассивно приспособляется к окружению, не проявляет собственной активной позиции, а пытается вести себя, ориентируясь на оценку окружающих, приспосабливаясь к их требованиям.
Конформизм – такое поведение человека, для которого характерно внешнее соответствие коллективной цели, даже если человек внутренне не согласен с ней. Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах сложные и разнообразные. Они могут иметь деловой характер, когда их объединяет сотрудничество, совместное участие в реализации важнейших производственных дел.
Отношения могут быть личностными, когда они основываются на взаимной симпатии или антипатии между людьми, доброжелательными или враждующими. Каждая личность в системе личностных отношений имеет свой статус, который определяется особенностями ее характера, популярностью и влиянием.
Отношения между личностями в группе.
Важным аспектом в жизнедеятельности коллектива является отношения между людьми в группе.
Эти отношения неизбежно возникают между членами коллектива во время общения и взаимодействий в процессе реализации задач, на выполнение которых направлены их усилия.
Цель деятельности, ее мотивы, организация действий сотрудников определяют характер отношений, которые складываются в группе.
Отношения между личностями имеет сложную структуру. В этой структуре действуют не только объективные признаки (характер цели, условия для ее достижения, особенности руководства, отношения между членами группы, которые сложились), а и субъективные (уровень сознания и самосознание членов коллектива, индивидуально-психологические особенности, способности).
Главный метод исследования взаимоотношений в коллективе – наблюдение. Оно дает возможность все сторонне выяснить содержательность жизни в группе, ее структуру, уровень развития, статус отдельных членов. Плодотворным для изучения коллективов есть разные формы анкетирования, опрашивания, интервью, результаты которых дают представление про ценность группы, видения ее членами различных аспектов жизни данной общности.
Эффективным инструментом оперативного изучения межличностных отношений есть предложенный американским психологом и микросоциологом Дж. Морено метод социометрии. Основным для него есть принцип синтонности – эмоциональных влечений и симпатий, которые проявляются в отношениях между членами группы и определяют их характер.
Процедура социометрического исследования состоит в том, что каждому члену группы предлагается ответить на вопрос «С кем бы ты хотел …?» Он может относиться к любой сфере человеческих отношений.
Критерии выбора могут быть сильными и сориентированными на личные психологические качества человека – ее моральные принципы, сила характера, волевые и интеллектуальные способности.
Критерии могут быть слабыми, когда это касается выбора партнера для развлечений, отдыха, или для обеспечения психологического комфорта.
Полученные результаты заносятся в социометрическую матрицу, и анализируется путем подсчета количества выбора в отношении к каждому члену группы.
Результаты социометрии не всегда раскрывают настоящие мотивы, которыми руководствуются члены группы, выбирая одних партнеров и игнорируя других.
Общение в группе.
Общая деятельность – один из основных видов человеческого общения.
Она не возможна без наличия контактов между подчиненными, без обмена информацией с целью успешного решения задач. Поэтому общая деятельность – важнейший фактор организации жизни и социализации личности.
Конкретными формами общей деятельности могут быть: в дошкольном возрасте – игра, в школьном – учеба, у взрослых – работа. Однако это не означает, что каждому возрасту присущ определенный, а не какой-нибудь иной стиль общения во время общей деятельности.
В акте общения необходимо четко различать такие его элементы:
а) задача общения;
б) его содержание;
в) способы общения;
г) социально-психологический продукт общения.
Если хотя бы один из элементов отсутствует, общение превращается в бессодержательный разговор.
Общение в коллективной работе может иметь разные формы. К ним относятся: извещение, пропозиция, просьба, требование, приказ и установка. Все это может происходить как в устной, словесной, так и в знаковой форме передачи информации – с помощью жестов, мимики, условных движений и других кодов для передачи информации с целью использования ее во время выполнения работы.
В позитивном смысле это проявление сочувствия, солидарности, доверия, симпатии, помощи, когда реципиент воспринимает полученную информацию как руководящую.
В негативном смысле возникает безразличие, враждебность, антипатия, противодействие желанию других, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций в коллективе, который может разделиться на несколько групп.
Основы сплоченности коллектива.
Одним из важных критериев уровня развития группы является сплоченность коллектива – черта, которая характеризует его крепость психологических связей между членами коллектива.
Выделяют такие факторы, которые влияют на сплоченность коллектива:
а) идейная сплоченность;
б) межличностная сплоченность;
в) организационная сплоченность.
Решающим фактором для усиления сплоченности коллектива является повышение содержательности внутренней жизни коллектива, которая должна выходить за границы личностных интересов и сосредотачиваться на наиболее важных направлениях общественной жизни и его интересов. В структуре созданных групп четко выделяется иерархия положения его членов, что определяется разными социально-психологическими факторами. Наиболее популярные из них входят в состав подгруппы лидеров.
Лидер – это личность, которая пользуется признанием и авторитетом группы и за которой группа признает право принимать решение в важных ситуациях, право быть организатором деятельности группы и регулировать отношения в группе.
Каждый коллектив всегда имеет своего лидера, организатора.
В группах людей, кроме официального руководителя, есть еще и неофициальный лидер.
Настоящим лидером коллектива является тот, кто благодаря своим личным качествам проявляет влияние на других. Такой лидер четко осознает объем задач на ближайшее и отдаленное будущее.
В коллективе высоко ценят лидера-эрудита, который в значительной мере влияет на повышение интеллектуального уровня членов коллектива с помощью своих знаний. Эмоциональный лидер создает в коллективе то или иное эмоциональное направление, поддерживает эмоциональный тонус. Лидер-виртуоз, который владея высоким индивидуальным мастерством тратит много усилий и энергии для учебы и усовершенствования своих коллег в мастерстве дел. Такие лидеры в коллективе очень ценятся, так как обучая других они довольно быстро прогрессируют.
Лидер группы может быть официальным, когда его назначают согласно с регламентом штатного расписания, который выполняет возложенные на него функции руководителя.
Лидер может быть неформальным, признанный группой стихийно за его личные качества и осознания значения тех функций, которые он реализует в коллективе, руководствуясь общественными интересами.
Для коллектива оптимальным считается такой вариант, когда формальный лидер-руководитель одновременно является и неформальным лидером.
Когда цель деятельности отдельных групп уже не отвечает общей цели, коллектив, в конце концов, преобразуется на конгломерат отдельных групп, в которых не только лидеры, а и все члены вступают в антагонистические отношения. Важно вовремя заметить эти процессы в коллективе, чтобы предотвратить его разрушение и распад.
Управление общностью людей.
Среди главных функций руководителя выделяют четыре: воспитательную, гностическую, регулирующую и контрольную. Они тесно связаны и касаются управления деятельности подчиненных.
Воспитательная функция. Воспитание подчиненных – один из основных видов деятельности руководителя. Основные принципы: общность требований и уважение к личности; последовательность; систематичность и единство влияния; индивидуальный подход и опора на позитивные качества личности.
Опираясь на эти принципы руководитель подбирает соответствующие способы и методы решения определенных задач для формирования необходимых позитивных качеств подчиненных. Способы и методы воспитания подчиненных предполагают влияние на рациональную и эмоциональную сферу личности.
Путем словесных методов влияния усваиваются знания, нормы поведения. Человек определяет их важность для себя самого и для общества.
В работе руководителя с подчиненными должно воплощаться единство социального, психологического и педагогического, что отображает основные потребности общества.
Оценивая способности человека, необходимо выбирать наиболее точное и как можно конкретные критерии оценки не только его, но и того окружения, в котором осуществляется производственный процесс. Успех в этом нелегком деле можно достигнуть, лишь используя комплексный подход к организации процесса работы.
Комплексный подход к работе предусматривает тесное единство целей и основных направлений деятельности, координацию всех способов и методов с конкретными задачами, дифференцированный подход к разнородным группам подчиненных, постоянное подведение итогов работы.
Повышение активности человека, предупреждение и преодоление негативного отношения к работе – важная задача в профессиональном развитии.
Для морального усовершенствования, утверждения моральной мотивации имеет значение доверие к человеку. Производственные знания и умения – способы морального развития, формирование эмоциональной сферы личности подчиненного. Но с их помощью не всегда можно достигнуть желаемого эффекта. Все зависит от того, решения каких задач требует руководитель от подчиненного, какие требования ставятся на каждом этапе работы.
Поэтому вместе с заданиями, которые содействуют повышению активности, необходимо ставить задания и решать их как способами-упражнениями, так и комплексно, с использованием системы способов практических заданий.
Задача руководителя основывается в том, чтобы сформировать представление об идеале морального поведения, привить определенные эстетические ценности и подсказать, какие способы и методы помогут достичь этого идеала.
Гностическая функция. Руководитель должен систематически повышать свои профессиональные знания, творчески использовать их в деятельности своих подчиненных.
Важным есть и то, что руководитель не только нагромождает знания, а и сам продуцирует знания, способствует развитию способностей у других, развитию творческого мышления у себя и своих подчиненных.
Регулирующая функция. В наиболее общем виде процесс регулирования сводится к тому, что задача управления либо формируется в начале процесса, с первых шагов работы над проектом или вырабатывается в процессе руководства.
Управление и регулирование во время работы имеет две тенденции психических процессов. И для того чтобы правильно управлять, необходимо знать:
а) способы противодействия тенденции, связанной с дезорганизацией процесса работы;
б) способы усиления тенденции к прогрессивных изменений, что закономерно осуществляются в процессе решения задач и проблем.
Контрольная функция. Важное место в этом процессе занимает психологическая сторона контроля, поскольку руководитель, как никто другой должен знать своих подчиненных, их индивидуальные способности и суть идеала, к которому они стремятся.
Психологический контроль предусматривает наличие системы знаний, относительно самостоятельных процедур определения положения и подчиненного, и руководителя, принятия решений и способов коррекции производственного процесса.
Профессиональная деятельность руководителя состоит в нахождении новых способов индивидуального влияния на подчиненного, новых вариантов решения задач, в анализе собственной деятельности, что раскрывает новые возможности для оптимизации работы.
Творческую работу руководителя и подчиненного невозможно представить без их глубокой компетенции в производственном процессе.
Заключение
Искусство общения с людьми представляет собой, наверное, самую сложную задачу, с которой вы сталкиваетесь в жизни, особенно если вы руководитель. Исследования показывают, что технические знания инженерного персонала обеспечивают 15% финансового успеха, а остальные 85% приходятся на «человеческий фактор», в частности на умение руководить людьми.
Огромнейшую роль во взаимоотношениях людей играют такие факторы как: эмоции, настроения, мысли и образы. Поэтому каждому из нас необходимо стремиться к тому, чтобы научиться влиять на свои настроения и чувства, причем даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается стрессов и страстей, то их желательно предупреждать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но посредством специальных упражнений типа аутотренинга, все-таки можно научиться сдерживать свои эмоции и поведенческие реакции, а это уже неплохой шаг в сторону отклонения от наближающейся конфликтной ситуации.
Список литературы
1. Дейл Карнеги – Екатеренбург: Изд-во – «ЛИТУР».,2004.
2. Загальна психологія./ За загальною ред. Академіка С.Д. Максименка. Підручник. – 2-ге вид., переробл. і доп. – Вінниця: Нова Книга, 2004.
3. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.