Назад

 

Реферат по дисциплине "Религия" на тему: "Религия и ее значение в обществе"

студента группы ИУС-07м Бондаренко Д.А.

 

Содержание

 

1. Введение

2. Религиозное сознание

3. Религиозные чувства

4. Религиозный культ

5. Религия в системе культуры

6. Функции и роль религии в обществе

7. Заключение

8. Список литературы

 

Введение

 

Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науке, человек входит в ее мир, находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры.

Религия – явление сложное. На первых порах получило развитие сравнительное религиоведение и утвердилась мысль о том, что религия есть историческое явление. Главное внимание уделялось изучению мифологии, ее истории. В мифологии увидели исторически ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Ко всем религиям должно быть одинаково объективное отношение. Каждая конкретная религия должна рассматриваться в контексте истории, определение же сущности религии должно быть философским и вычленять элементы, присущие всем религиозным формам. Так было положено начало объективному изучению религии; в религиоведении, утвердившимся в качестве самостоятельной дисциплины, получила развитие в первую очередь история религии.

Изучая историю религий в различных цивилизаций, ученые пришли к выводу о том, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они существуют, что важно определить функции этих обрядов, обычаев, верований в данной социальной структуре. Исторические исследования приводили к пониманию религии как элемента социальной среды, к необходимости дополнения исторических методов изучения религии антропологическими, этнологическими, социальными.

Раскрытие структуры религии занимает важное место в социологической теории религии. Степень дифференцированности, «набор» элементов, специфика их взаимодействия, место и функции того или иного элемента зависят от типа религии. В структурном плане религия предстает как целостное единство: религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений, религиозных институтов и организаций.

 

Религиозное сознание  

Существуют разные аспекты анализа религиозного сознания:

-выделяют различные уровни религиозного сознания;

-возможен к нему и в плане его разделения на общественное, групповое и индивидуальное;

-рассматривают в качестве простейших структурных элементов сознания знание религиозных «истин», религиозную веру, религиозные нормы, символы, ценности, ориентации, образцы, санкции, предрассудки, предубеждения;

- полезным для социологического исследования является учет выделения в религиозном сознании рационального, эмоционального и волевого элементов. Изучение структуры религиозного сознания необходимо вести в неразрывной связи с его гносеологической характеристикой.

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного содержания с иллюзией, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.

Основной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание об этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает.

Религиозная вера – это вера:

а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования;

б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействую на них и получение от них помощи;

в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление мифологического события, в причастность к ним;

г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов;

д) в религиозные авторитеты – «отцов», «святых», «пророков», «харизматиков», церковных иерархов, служители культа.

С верой связано диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи.

 

Религиозные чувства 

Религиозное сознание выступает в чувственных и мыслительных формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играют представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких религиозных жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скульптуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начертаниям.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности – тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека – страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, нравственные и эстетические; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость богообщения», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда», «надежда на потустороннее воздаяние».

В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они не «вина», а неизбежность. В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «абсолютно ложно»: в нем есть адекватное миру содержание. В христианском сопряжении Бога как творящего, всемогущего, всеблагого, вездесущего и человека как немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. В религиозном повествовании, притче воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего содержания религиозных систем. В определенных условиях в них развивались естественнонаучные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. Основоположения, посылки, доктринальные аксиомы, главные Истины не получают обоснования с использованием методов научного познания и в конечном счете являются предметом веры.

Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится по средствам религиозной лексики.

Благодаря языку религиозное сознание становится практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким образом существующим и для индивида.

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей, тотемов, духов, богов.

Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, иллюзий, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, а в фрагментарном виде – разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции – чувства и настроения. На этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций.

 

Религиозный культ 

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе, прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы.

Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту, средствам, способам и результатам. Содержание культовой деятельности определяется соответствующими религиозными идеями. В христианстве, например, смысл культу придают такие догматы, как догмат о троице, о греховности человека, о Боговоплощении, об искуплении, о спасении, о вознесении Христа на небо, о воскресении мертвых, о бессмертии души. В буддистском культе реализуются такие элементы вероучения, как учение о Будде, о реинкарнации, о карме, о нирване, о «четырех благородных истинах», о «восьмисоставном пути спасения».

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются ритуальные пляски, заклинания духов, богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничество.

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется небольшая группа осуществляющих управление – священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредотачивается на предметах действиях, образах, символах, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяется содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать.

Средства и способы деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон – наличного предмета, действия, слова и значения. Крест – это не просто предмет с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение(воздвижение Креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время крестного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, обозначает исповедание триединства Бога.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов – все это может доставлять эстетическое наслаждение.

В зависимости от представлений о предмете деятельности выделяются два основных вида культа: магия и умилостивительный культ. Разновидностями магии являются: промысловая, метеорологическая, военная, вредоносная, лечебная, любовная и другая. Войдя в качестве элемента в развитые религии магия наполнилась новым содержание и оказалась подчиненной умилостивительному культу.

В умилостивительном культе идеализированной, превращенной формой предметной реальности выступает, прежде всего, образ духа или бога как существа, отличного от материальных предметов и наделенного сознанием и волей.

Культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредствам которого, прежде всего и осуществляется религиозная ориентация сознания и поведения верующих.

 

Религия в системе культуры 

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное проникают друг в друга: материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные продукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.

Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования человеческой активности, включающие нормы, правила, требования, эталоны, инварианты действия и общения.

В христианской теологии понятие «культура» не является базовым, а религия истолковывается на основе христианского самоосознания как связь между Богом и человеком. Согласно католическим воззрениям, культура – философия, мораль, искусство, техника – представляет собой исторический факт, продукт деятельности человека: лишенная религиозного измерения, она не является подлинной культурой. Христианство – это не культура, а религия, поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других ценностей. Но христианство не безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного грехом. Существует «христианская квалификация культуры». По мнению Иоанна Павла 11 говорит: «…первым и самым важным является тот труд, который совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя и своего предназначения. Именно этой плоскости касается специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной культуры». Подлинной культурой является христианская (католическая) культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душевного стимула, данного религией.

Религиозная культура – это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности.

Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, превращения, удовлетворяют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (идол, икона), произведения искусства.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль, искусство. Религиозная философия использует понятийный аппарат и язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические и антропологические проблемы. Религиозная мораль – это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, ценностей, наполняемых конкретным содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей в которых «живут» религиозные символы.

Религиозная культура в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части.

 

Функции и роль религии в обществе 

Религия занимает различное место в разных общественно-экономических формациях и на разных этапах их развития. Место религии в обществе зависит от:

1) места религиозного сознания, и прежде всего религиозной идеологии, в системе общественного сознания;

2) места религиозной деятельности и религиозных отношений, прежде всего культовой деятельности и культовых отношений, в системе социальной деятельности и отношений;

3) места религиозных групп, общностей, организаций среди других групп, общностей и организаций.

Можно говорить о следующих положениях религии в обществе.

1) Сакрализация общественных идей и норм, отношений, групп и институтов. Религиозное сознание доминирует. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи. Социальные институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.

2) Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи социальной деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей «печати» религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3) Религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадает с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.

4) Возможно общество, в котором религия вообще не имеет места.

Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе.

Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание, мирочувствование, оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и отношениях верующих.

Компенсаторная функция. Религия выполняет социальную функцию компенсатора. В религии происходит мнимое снятие противоречий. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей. «Богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» – второстепенным. Общение происходит в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с богом и друг с другом.

Регулятивная функция. Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

Интегративная функция. Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Указанные функции действуют не изолированно, а в комплексе, они могут выполняться на уровни общества в целом, различных социальных групп, личности, оказаться значимыми только в рамках религиозного объединения или же и во внерелигиозной сферы. Функции присущи религии как целому, в то же время они своеобразно реализуются каждым ее элементом. Тот или иной элемент религии может обеспечивать и такую деятельность, которая не становится функцией других элементов (религиозная организация и ее различные звенья могут вести производственную, экономическую, просветительскую и иную деятельность).

 

Заключение  

Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, семью, государство, межнациональные отношения через деятельность верующих индивидов, организаций в этих областях.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а этот место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (священный) и секуляризации (мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, поведения людей, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влечения религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки.

Своеобразно воздействие религии на общество, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалась искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновениями с теми или иными религиями.

Религии представляет собой системное образование. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и духовной культуры – освоения необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, грамотности, различных видов искусства. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались – многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, ряд научных открытий, свободомыслие.

Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты цивилизационные, формационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. История показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. В современных условиях значимость деятельности любых религиозных организаций, групп, лидеров определяется тем, в какой мере они служат утверждению гуманистических ценностей.

 

Список литературы

1. Яблоков И.Н. Социология религии. – М.: Мысль, 1979.

2. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. и др.; Под ред. Яблокова И.Н. Основы религиоведения : Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998.

3. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Наука, 1994.