Вернуться на Главную Вернуться в Библиотеку

Гринченко А. А. Мои суждения относительно кредитно-модульно-рейтинговой системы обучения в ДонНТУ

Зачетная работа по ораторскому искусству
В работе использовался материал со страницы http://referatik.com.ua/subject/71/32975/?vote_act=archive&voting_id=15



Введение

В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно.
Цицерон


В жизни современного общества риторика играет все более активную роль. Умение выступать публично, эффективно оказывать влияние словом на аудиторию, является важной предпосылкой успеха во многих областях профессиональной деятельности. Эффективность публичного выступления обуславливается выразительностью речи оратора, красноречием, лаконичностью и эмоциональностью. Наилучшее впечатление производит речь произносимая, но не читаемая с бумаги. У слушателя необходимо создать впечатление, что речь рождается по ходу выступления, которое должно звучать как диалог с аудиторией. Установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Если вы рассчитываете на успех, необходимо очень тщательно подойти к подготовке выступления. При этом нужно стремиться выбирать тему интересную как для самого оратора, так и для аудитории. Естественно, немаловажную роль играет внешний вид оратора, его расположение духа, обстановка, в которой проходит выступление, возможные отвлекающие факторы (шум, свет и т.д.). Как мы видим, чтобы Ваше выступление произвело надлежащий эффект, необходимо приложить немало усилий и учесть все нюансы. Именно поэтому ораторское искусство так высоко цениться в нашем мире.

Типология риторики

Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.
Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах: в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного; в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально; в ХХ в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи. Как ошибаются эти «некоторые».
Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика означает расширение области знаний, подключение многочисленных понятий и сфер деятельности. Ближайшее окружение неориторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. На протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования. В самом общем виде неориторика - это наука о правилах убедительной коммуникации. Как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление механизмов нюансированного воздействия. В отличие от лингвистики риторика имеет дело только с речью, а не с языком.
В последнее время границы риторики существенно расширились, поскольку искусство общения стало трактоваться как единство вербального и невербального.
С течением времени в риторике возникла своя типология, появились виды риторики: риторика авторитета, риторика успеха, текстуальная риторика, политическая, парламентская, метариторика, аргументативная и др. Некоторые ученые склонны выделять конвективную (convictive) риторику и манипулятивную.
Неконвективная риторика встречается в ежедневных коммуникациях (при продаже, например), а манипулятивная приводит к состоянию аффекта и заставляет человека действовать на основании рефлекса. Кроме этого различают также эпидектическую, форенсическую, делиберативную риторику, общую риторику и метариторику.
В литературе риторика понимается как искусство общения. Авторов можно поделить на две группы - они склонны либо рассказывать, либо показывать. В риторике существует главный постулат, в соответствии с которым с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно, что накладывает запрет на значительное количество речей. Если довести это положение до логической точки, становится понятно, что каждый человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи. Это очень жесткое условие, но стремление к его соблюдению, безусловно, необходимо. К сожалению реалии современного общества не дают использовать этот постулат в полной мере.
В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь, информацией друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.

Мои суждения относительно кредитно-модульно-рейтинговой системы обучения в ДонНТУ

Кредитно-модульно-рейтинговая система обучения в ДонНТУ ввелась относительно недавно и достаточно резко. Являясь сейчас магистрантами, все мои коллеги находятся на границе кредитно-модульно-рейтинговой системы, т.е. наш курс последний обучается по старой системе, младшие курсы после нас уже испытали на себе все нюансы новой системы обучения. Большинство студентов, которые доучиваются по старой системе, скажут, что им повезло, но объективную оценку системы обучения так никто и не даст.
Почему же столько протестов против нововведений? Самый простой ответ – это то, что современное общество достаточно консервативно по своей сущности и очень болезненно реагирует на любые перемены, будь то в политике, на рынке, в погоде и, следовательно, в системе обучения. Еще СССР славился своими специалистами и считалось, что в Советском союзе самая лучшая система обучения. Мое поколение, буквально с пеленок слышало именно такие высказывания, поэтому, поступая в университет мы рассчитывали получить именно, то самое, качественное, проверенное временем обучение. И вдруг после поступления, система обучения резко меняется. И, всем известное: «От сессии до сессии студенты живут весело! А сессия всего два раза в год!» - вдруг уже не действует. Т.е. учить материал к экзаменам в последнюю ночь уже не получиться, т.к. во-первых экзаменов больше нет, во-вторых учить материал нужно на протяжении всего семестра и зарабатывать баллы по текущей успеваемости. Если судить объективно, то эта система позволит по-настоящему качественно освоить текущий материал и подготовить специалистов.
Я думаю, что со временем студенты оценят положительные стороны кредитно-модульно-рейтинговой системы. Но, мне и моим коллегам этого сделать не удасться, возможно это и к лучшему.

Вернуться на Главную Вернуться в Библиотеку