Нефтеперерабатывающая отрасль - важнейшее звено экономики российского государства.
От ее работы зависят как обеспечение потребности российских покупателей в моторных топливах, смазочных маслах и других нефтепродуктах,
без которых невозможно функционирование транспортной инфраструктуры, так и выгодный экспорт нефтепродуктов,
гарантирующий экономическое развитие и стабильность российской страны.
Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) является сложной производственной организацией, состоящей из многих подразделений, от взаимодействия которых зависит своевременный выпуск продукта соответствующего качества.
Именно это и определяет необходимость создания на предприятии современной системы оперативно-технологической диспетчерской связи.
Особенности связи на НПЗ
При отключении производственной установки на НПЗ меняется сама схема производства, и нефтепродукты направляются по резервным или обходным путям. В такие моменты особое значение приобретает слаженная работа диспетчерских служб и технологического персонала, а для этого требуются надежные и качественные системы связи.
Как правило, причиной остановки производства является какая-либо критическая неполадка - для капитального ремонта требуется остановка оборудования, которая выполняется в определенной последовательности. При пуске установок после ремонта также необходимы скоординированные действия обслуживающего персонала. Для оповещения диспетчеров и сотрудников, работающих на установках, используется надежная громкоговорящая производственная связь.
Однако даже в штатном режиме работа завода без надежной системы технологической связи невозможна. С точки зрения системы связи, диспетчер завода является главным управляющим звеном в технологическом процессе, вся информация проходит через него. На основании полученных данных и с учетом производственного плана он осуществляет управление объектами предприятия.
Диспетчер МЦК обеспечивает управление и переключение на межцеховых коммуникациях. Диспетчер товарно-сырьевого цеха управляет процессом слива сырья и налива продукции (отгрузки) для потребителей, собирает данные о количестве готовой продукции, находящейся в резервуарах. Каждую смену подводится итог и составляется схема хранения продукции. Диспетчер транспортного цеха занимается вопросами обеспечения транспортом для перевозок сырья и продукции. Диспетчер сбыта сообщает, какое количество продукции и куда отгружать.
Оператор руководит наливом или сливом нефтепродуктов, контролирует процесс по измерительным приборам, управляет включением и отключением насосов,
поддерживает связь со сливщиками и операторами технологических установок.
Сливщики подсоединяют рукава шлангов и сообщают о готовности оператору. Они следят за процессом налива и, если автоматика не срабатывает, по уровнемеру отключают налив вручную.
В случае капитальных ремонтов насосных и эстакад налива нефтепродуктов связь необходима для настройки и проверки оборудования.
Информация обо всех внештатных ситуациях немедленно поступает в операторную, благодаря чему своевременно начинается ликвидация аварийных ситуаций,
которая происходит согласно четкому плану действий технологического персонала и схеме связи между ними.
Отзвуки советского прошлого
Для эффективного управления предприятием и обеспечения комплексной безопасности на нефтеперерабатывающих заводах (которые, как известно, являются потенциально опасными производствами) требуются функциональные системы связи,
среди которых можно выделить оперативно-технологическую громкоговорящую и диспетчерскую связь, систему локального оповещения и др.
До сих пор доля оборудования старого советского образца на нефтеперерабатывающих заводах крайне велика. Но в связи с тем, что большинство нефтяных компаний существенно увеличили объемы вложений в модернизацию НПЗ, отслужившее свой срок оборудование постепенно заменяется новым, более производительным и эффективным, что обусловлено прежде всего необходимостью доведения общего уровня производства до мировых стандартов - ведь все игроки российского рынка стремятся начать активный экспорт не только сырья, но и готовых нефтепродуктов. На предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса активно ведутся работы по реконструкции, разворачивается строительство новых объектов. Наравне с основным технологическим оборудованием, происходит повсеместная модернизация систем связи.
Рассмотрим особенности отдельных систем связи, их специфику и роль в общем процессе производства.
Оперативно-технологическая связь
Технологическая связь на предприятии обеспечивает передачу речевой информации персоналу, занятому в едином технологическом процессе производства. Кроме того, технологической связью персонал завода пользуется во время ремонтных работ, пуска установок, плановых осмотров, настройки различных датчиков и приборов. Наличие такой связи на НПЗ, представляющего собой непрерывное производство,
установки которого находятся в единой технологической цепочке, особенно важно.
В качестве оборудования технологической связи как нельзя лучше подходит симплексная громкоговорящая связь, состоящая из диспетчерских пультов и переговорных устройств, имеющих клавиши прямого вызова. Каждая из этих клавиш может быть запрограммирована для вызова одного абонента, группы абонентов, запуска заранее записанного оповещения для конкретного абонента или группы абонентов и других сценариев. При нажатии клавиши происходит прямое соединение (с запрограммированным под данную клавишу абонентом). Преимущество такого способа в том, что до абонента не нужно дозваниваться, здесь работает так называемый принцип push-to-talk ("нажал - говори").
Современная цифровая система технологической связи должна иметь неблокируемое коммутационное поле и уровни приоритета, что позволяет абонентам, имеющим более высокий приоритет, всегда вызвать своих "подчиненных абонентов", независимо от их занятости. С другой стороны, если происходит вызов абонента более высокого уровня (например, от начальника отдела) в момент его занятости, то кнопка вызова "недозвонившегося" абонента на его диспетчерском пульте останется мигать.
Таким образом, ни один вызов между абонентами системы не останется без внимания.
Сталкиваясь с проблемой модернизации связи на предприятии, инженеры довольно часто ставят вопрос о возможности использования существующих кабельных трасс. Дело в том, что далеко не все современные системы громкоговорящей диспетчерской и оперативно-технологической связи способны работать по всем видам кабеля, многие требуют специальных категорированных кабелей (например, витую пару). Таким образом, замена оборудования может повлечь за собой и реконструкцию кабельных трасс. Чтобы этого избежать, следует использовать оборудование, работающее по всем видам кабеля. Например, в коммутаторах MDK, DCP, DCN переговорные устройства подключаются с применением U-интерфейса (по одной-двум парам кабеля, что позволяет задействовать широкополосную передачу речевого сигнала) на расстояние до 7 км.
При этом можно использовать любые типы кабеля и существующие кабельные трассы.
Оборудование, используемое в качестве технологической связи, должно работать в химически-агрессивных, взрывоопасных, запыленных средах, в условиях низких и высоких температур: от - 50 до +70 °С.
Использование двухсторонней громкоговорящей связи не только необходимо с точки зрения эффективности и оперативности работы производства, но и регламентировано постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 мая 2003 г. № 29 "Об утверждении Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических,
нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" ПБ 09-540-03.
Продолжение статьи по адресу: http://www.arman.spb.ru/article/show/000011/
Авторы:
Сергей Канищев, ООО "Арман"
Елена Мишкарева, ООО "Арман"
|