B библиотекуРайков А.Н., д.т.н., проф. РАГС, (anraikov@gcnet.ru)
Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 36-40.


Проблемные области, в которых успешно решаются задачи с применением методов когнитивного моделирования - это, прежде всего: прогноз политического развития ситуации, оценка тенденций развития сегментов рынка; разработка стратегии развития отрасли, компании; оценка поведения фондового рынка; достижение согласия в команде, организации; поиск неявных, латентных причин конфликтов; поведение ментальных пространств, выявление мультиплицирующий факторов и др.

Перечисленные проблемные области характеризуются следующими основными особенностями: концептуальность описания проблемы; нечеткость границ проблемы; неформализуемость, неопределенность; взаимовлияние множества факторов; нестериотипность, уникальность ситуации; наличие большого объема неявной информации; девиантность процесса принятия решения; оперативность построения модели; интуитивность поиска, субъективность, латентность; неустойчивость развития процесса принятия решения; конфликтность, квантованность и хаотичность развития событий и др.

Можно отметить длительную глубинную истоию развития когнитивных методов с привязкой к именам Г.Гегеля, Э.Гуссерля, К.Левина и др. Интригующими историческими источниками этой дисциплины можно считать данные об интенциях архитепического представления реальности и гностических процессов, о восточных практиках управления умом, погружения в медитативные состояния, которые можно отнести к глубокой древности. В прикладном плане история достигла особого расцвета в последние 20 лет, в том числе, благодаря российским ученым И.Прангишвили, В.Максимову, Е.Корноушенко, Ю.Федулову и др.

Следует отметить тесную связь работ по когнитивному моделированию с методами рефлексивного анализа и разрешения противоречий, конфликтов. Когнитивное моделирование реализует уникальную миссионерскую роль в исследовании познавательной и креативной деятельности человека - прокладывает мостик над пропастью смысла между рациональным, аналитическим и трансцендентальным, эмоциональным.

Методика когнитивного моделирования, как правило, предполагает определенную последовательность действий. Она предполагает разделение среды, актуальной для исследуемой проблем, на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда – это то, что практически и явно не зависит от человека (управленец, субъект, руководитель, лидер, организация и пр.), заинтересованного в разрешении возникшей проблемы, но влияет на решение этой проблемы, а внутренняя – то, что этот человек может изменить.

Затем выделяются факторы (понятия, концепты), характеризующие ситуацию и оцениваются взаимовлияния между ними. Иногда факторы сразу распределяют на позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) факторы. Таких факторов сначала может чрезмерно много, чтобы помочь решению проблемы, - порядка 100 – 120, поэтому применяют специальные процедуры «сжатия», позволяющие их сократить до 5 – 25.

На следующем этапе необходимо привлечение экспертных оценок, позволяющих наполнить полученную схему конкретными смыслами, что дает возможность ответить на вопрос о том, на какие факторы человек может влиять непосредственно, а также факторы, значения которых хотелось бы изменить, но непосредственно это сделать невозможно.

На основании экспертных оценок и их соответствующего анализа, выбираются возможные сценарии развития ситуации и варианты предпринимаемых действий, на основании которых реализуется моделирование ситуации в ее динамики. Результатом когнитивного моделирования должна стать формулировка наиболее выгонной для человека стратегии действий, учитывающей не только внешние выгоды и ограничения, но и требования внутренней среды.

Когнитивное моделирование – это, прежде всего, быстрое получение ответов на вопросы типа «Что будет, если… ?» и «Что надо сделать, чтобы …?» через выявление факторов и их взаимовлияний в складывающейся слабодетерминированной и неустойчивой ситуации, где на динамику процесса решения задач оказывают большое влияние люди, а постановка задачи чаще всего является обратной и некорректной. Тенденции развития методов когнитивного моделирования формируются в контексте совершенствования методов ситуационного анализа, а также других теоретических и прикладных аналитических исследований, а именно:

  • от информирования участников - к экстракции знаний и пониманий;
  • от справочной работы - к аналитической;
  • от одного участника - к группам;
  • от анализа внутренней среды - к внешней;
  • от экстраполяции тенденций - к поиску неординарных целей и путей;
  • от регистрации данных - к управлению знаниями;
  • от точности - к интеллектуальности;
  • от голосования к согласию и др.

Когнитивное моделирование – это уникальный и практичный способ поддержки стратегического и тактического менеджмента, обеспечения роста доверия к лидеру; повышения уверенности в правильности действий; достижения удовлетворенности руководства от качества совещаний; оперативного поиска хороших мер и решений; предупреждения конфликтов и кризисов; глубокого понимания проблем; удобного и наглядного управления ресурсами.