Диспетчирование производства состоит из следующих основных задач:
К оперативным задачам диспетчерских служб относится выявление проблем, нарушающих плановый производственный процесс: аварии и поломки оборудования, отсутствие необходимой оснастки и инструмента, отсутствие транспорта для межцеховых и внешних перевозок, нерешенность конструкторско-технологических вопросов.
При формировании планового задания, составленного с учетом приведенных выше рекомендаций (и при выполнении графика снабжения и комплектации) задачи диспетчирования должны сводиться исключительно к синхронизации движения ДСЕ между цехами внутри одного календарного периода – то есть, когда цикл изготовления детали укладывается в календарный плановый период (например, месяц), и поэтому для всех цехов – участников технологического маршрута сдача этих ДСЕ включена в плановое задание одного периода. В таком случае есть риск возникновения ситуации, когда первый участник технологического маршрута выполнит свои операции в последний день периода, а все остальные участники не выполнят задание по обязательной номенклатуре. В этом случае диспетчер предприятия должен составить календарный график движения ДСЕ между цехами с учетом длительности цикла обработки в каждом цехе с тем, чтобы обеспечить сдачу ДСЕ в указанном календарном периоде.
Кроме того, если произошло запоздание с запуском изделия (ДСЕ) в производство и срок сдачи изделия (ДСЕ) не совпадает с длительностью цикла, необходимо принять дискрет планирования меньший чем обычно – вплоть до планирования технологических операций и переходов между цехами по дням, что позволяет сократить общий цикл.
В указанных выше случаях размеры партий ДСЕ, с которыми оперирует диспетчер, остаются прежними и указания диспетчера не входят в противоречие с экономическими интересами цехов и подразделений.
Однако на практике добиться стопроцентного обеспечения снабжения и комплектации невозможно, да и выполнение цехами плановых заданий может быть сорвано по другим причинам – отсутствие оснастки и приспособлений, изменение конструкторской документации, отказ оборудования, брак и т.д. В этом случае диспетчер предприятия вынужден разрабатывать график движения ДСЕ, ориентированный не на ритмичную, оптимизированную в результате плановых расчетов производственную программу, а на конечный выпуск изделия. Такой диспетчерский график детализирован по номерам машинокомплектов конечного изделия и может противоречить ранее сформированным плановым заданиям (т.е. размер партии может быть меньше, чем это определено плановым заданием) с дискретом планирования по дням, а иногда и по часам. Естественно, приоритет целей в таком графике - не эффективная работа цехов, а комплектация заданного количества изделий.