Источник: Аркадий Нагиев. Главный аналитик компании Калита-Финанс
Сотовая системы связи Введение
В настоящее время во многих капиталистических станах, а также в ряде
развивающихся стран ведется интенсивное внедрение сотовых сетей связи (ССС)
общего пользования. Такие сети предназначены для обеспечения подвижных и
стационарных объектов телефонной связью и передачей данных. В ССС подвижными
объектами являются либо наземные транспортные средства, либо непосредственно
человек, находящийся в движении и имеющий портативную абонентскую станцию
(подвижный абонент). Возможность передачи данных подвижному абоненту резко
расширяет его возможности, поскольку кроме телефонных сообщений он может
принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода графическую
информацию (планы местности, графики движения и т.п.), медицинскую информацию и
многое другое. Особое значение ССС приобретают в связи с активным внедрением во
все сферы человеческой деятельности персональных компьютеров, разнообразных баз
данных, сетей ЭВМ. Доступ к ним через ССС позволит подвижному абоненту
оперативно и надежно получить необходимую информацию. Соответственно возрастет и
роль систем связи, повысятся требования к качеству передачи информации,
пропускной способности, надежности работы. Увеличение объема информации
потребует сокращения времени доставки и получения абонентом необходимой
информации. Именно поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных
средств радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые дают
возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего места оперативно решать
производственные вопросы. Радиотелефон перестал быть символом престижа и стал
рабочим инструментом, который позволяет более эффективно использовать рабочее
время, оперативно управлять производством и постоянно контролировать ход
технологических процессов, что обеспечивает дополнительные доходы при
использовании радиотелефона в производстве. Внедрение ССС во многие отрасли
народного хозяйства позволит резко повысить производительность труда на
подвижных объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов, обеспечить
автоматизированный контроль технологических процессов, создать надежную систему
управления транспортными средствами или мобильными роботами, распределенными на
большой территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем
управления. Использование системы радиосвязи с подвижными объектами можно
разделить на следующие классы: ведомственные (или частные) системы подвижной
связи (ВСПС); сотовые системы подвижной связи (ССПС); системы персонального
радиовызова (СПРВ). Исторически впервые в эксплуатации появились ВСПС, так как в
условиях ограничений на использование радиосвязи возможность ее применения для
связи с подвижными абонентами предоставлялась государственным, ведомственным или
крупным частным организациям (полиция, пожарная охрана, такси и т. п.). Для
вызова подвижного абонента (внутри ограниченной зоны обслуживания) стали
использоваться СПРВ. Появившиеся совсем недавно ССПС являются принципиально
новым видом систем связи, так как они построены в соответствии с сотовым
принципом распределения частот по территории обслуживания
(территориально-частотное планирование) и предназначены для обеспечения
радиосвязью большого числа подвижных абонентов с выходом на телефонную сеть
общего пользования (ТФОП). Если ВСПС создавались (и создаются) в интересах
узкого круга абонентов, то ССПС за рубежом стали использоваться в интересах
широких кругов населения. Свое название ССС получили в соответствии
с сотовым принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания
(территория города или региона) делится на большое число малых рабочих зон или
сот в виде шестиугольников. В центре каждой рабочей зоны расположена базовая
станция (БС), осуществляющая связь по радиоканалам с многими абонентскими
станциями (АС), установленными на подвижных объектах, находящихся в ее рабочей
зоне. Базовые станции соединены проводными телефонными линиями связи с
центральной станцией (ЦС) данного региона, которая обеспечивает соединение
подвижных абонентов с любыми абонентами телефонной сети общего пользования (ТФОП)
с помощью коммутационных устройств. При перемещении подвижного абонента из одной
зоны в другую производится автоматическое переключение канала радиосвязи на
новую базовую станцию, тем самым осуществляется эстафетная передача подвижного
абонента от передающей к последующей (соседней) базовой станции. Управление и
контроль за работой базовых и абонентских станций осуществляется ЦС, в памяти
ЭВМ которой сосредоточены как статические, так и динамические данные о подвижных
объектах и состоянии сети в целом. В отличие от централизованных в сотовых сетях
подвижной связи радиосвязь базовой станции с абонентской станцией осуществляется
в пределах малой рабочей зоны, что позволяет многократно использовать одни и те
же частоты в зоне обслуживания. Число абонентов в ССС определяется пропускной
способностью и числом БС, равным числу рабочих зон, которое возрастает по
квадратическому закону с уменьшением радиуса рабочей зоны R при постоянном
радиусе зоны обслуживания R0. Если десять лет назад радиус рабочей зоны в ССС
был равен 5-15 км, то в настоящее время он равен 200 м. Так уменьшение радиуса
рабочей зоны с 30 до 0,5 км позволит увеличить в 3600 раз число подвижных
абонентов, оснащенных радиосвязью и имеющих возможность выхода на ТФОП.
Следовательно, эффективность использования спектра радиочастот в ССС во много
раз выше, чем в централизованных системах подвижной связи, что позволит в
перспективе обеспечить управление большим числом наземных подвижных объектов. С
уменьшением радиуса рабочей зоны появляется возможность уменьшить мощность
передатчиков и чувствительность приемников, что значительно улучшит
электромагнитную совместимость (ЭМС) абонентов в ССС и ЭМС между ССС и другими
системами, использующими определенные спектры радиочастот, а также позволит
снизить стоимость и габаритные размеры абонентской станции, обеспечить доступ к
базам данных и ЭВМ. Отмеченные преимущества позволяют уже в настоящее время
повысить оперативность управления и контроля в работе подведомственных
предприятий и организаций, улучшить качество технологических процессов в
системах с большим числом транспортных средств. Стремительный рост объемов
передаваемой информации требует значительного сокращения времени доставки и
обработки абонентом необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста
мобильных средств связи на базе ССС.
Внедрение ССС означает появление принципиально нового вида связи - массовой
радиотелесвязи, т.е. нового вида услуг. Уже сейчас абонентский терминал ССС -
сотовый радиотелефон (СРТ) - признается многими зарубежными экспертами первичным
терминалом, которым абонент пользуется как в стационарном состоянии (дома, на
службе), так и в движении. Широкое внедрение портативных СРТ в перспективе
позволит обеспечить каждого человека персональным телефоном со своим
индивидуальным номером. Создание