АВТОБИОГРАФИЯ
АВТОРЕФЕРАТ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
ОТЧЕТ О ПОИСКЕ
При написании этой странички я стоял перед выбором, о чем лучше написать, о таком виде спорта как «Формула – 1» (рьяным болельщиком которой являюсь последние четыре года) или направлении в музыке « Metal» (музыку которую я с удовольствием слушаю). Но все-таки после раздумий остановил свой выбор на «Формула – 1». Почему о ней? Да все очень просто, спорт является неотъемлемой частью нашей жизни, а музыка дело личное каждого и навязывать свое, мне бы не хотелось. И так вернемся к выбранной мной теме! Многие, наверное, не знают что «Формула – 1» является «Королевой авто спорта», т. к. в этом виде спорта сосредоточены самые лучшие головы, спортсмены и тактики мира для достижения идеального результата. То есть болид (гоночная машина), представляет собой инженерное совершенство (в области механизмов, материалов, аэродинамики), объединенных с лучшими разработками в сфере электроники – для разработки и объединения которых как раз и нужны лучшие люди в своих сферах. Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу, как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Но все эти технологии в этом спорте не давали никаких результатов, если бы за рулем машины седел не опытный спортсмен (гонщик), поэтому перед тем как попасть в «Формулу – 1» гонщик проходит немало ступенек младших серий («Формула – 3», «Формула – Renault» и т. д.), в которых обязательно показывает свои чемпионские качества. Ну и конечно же объединяет все выше сказанное в этом спорте, стратегия – при неправильном ее выборе, это как показывает практика, даже при удачном подборе двух предшествующих компонентов успеха, обычно приводит к фиаско всей команды. Хотелось бы отметить что формула – это, прежде всего командный вид спорта, в котором важна слаженная работа всего механизма, а не личных качеств гонщика, для достижения заветной цели победы в кубке конструкторов и личного зачета для пилота. Ну и на последок «Формула – 1» это, прежде всего спорт для тех, кто любит технику, машины (как я) и у кого не так много времени, т.к. гран-при Формулы – 1 проводятся только по выходным и раз в две три недели.
ИСТОРИЯ Корни Формулы – 1 лежат в чемпионате Европы автогонок Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Организации, участвующие в Гран-при, сформулировали первый регламент проведения чемпионата мира перед Второй мировой войной и запланировали его введение в действие на 1941 год, но вплоть до 1946 года эти правила не были формализованы окончательно. В 1946 году недавно образованная ФИА представила правила так называемой «Формулы – 1», которые вступали в действие с 1947 года. Вместе с тем, еще в том же году организаторы трех Гран-при провели гонки по регламенту «Формулы-1». В 1948 году к «Формуле – 1» добавился класс «Формулы – 2». Еще более младший класс «Формула – 3» был введен в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс «Формула – 1» предназначался исключительно для проведения мирового первенства, класс «Формула – 2» – для проведения первенства континента, «Формула – 3» – для национальных чемпионатов и так далее.
В 1950 году ФИА было решено занести результаты отдельных гонок в классе «Формула – 1» в общий протокол чемпионата мира. Первый такой Гран-при прошел на английской земле на автодроме Сильверстоун. До 1958 года чемпионат мира был исключительно личным, затем очки стали начисляться и конструкторам болидов (так называемый Кубок конструкторов).
Не следует однако полностью отождествлять класс «Формула – 1» и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире проводилось на порядок больше крупных гонок (в том числе и в наивысшем гоночном классе), нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колесами. Ситуация полностью изменилась в начале 1980-х, когда после «войны FISA-FOCA» был принят Договор согласия. С этого момента гонки в классе «Формула – 1» проходит только в рамках чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса «Формула – 1» и появилась гоночная серия Формула – 1, коммерческие права на которую отделены от спортивных, относящихся к ведению ФИА.
Первый чемпионат мира Формулы – 1 прошёл в 1950 году, его выиграл итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. Фарина лишь ненамного опередил своего партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие 7 лет 5 раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился одним из величайших гонщиков Формулы – 1 и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
Первым технологическим новшеством в Формуле-1 стали заднемоторные болиды компании Купер. До этого в гонках Гран При 1934 – 1939 команда Auto Union уже использовала заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше, но эти болиды отличались очень сложным поведением на трассе, в то время как Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Джек Брэбэм (команда «Купер»), выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
Начиная с 1958 года в Формуле – 1 началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
В 1962 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы – 1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. В 1968 году Лотус выступила с ещё одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании Империал Тобакко. Это положило начало спонсорству в Формуле – 1.
С ростом скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды экспериментировать в конструкции антикрыльев и других аэродинамических элементов. В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
1981 год ознаменовался подписанием первого договора согласия — документа, регламентирующего отношения между командами Формулы – 1 и FIA. Согласно Договору все права на телевизионные трансляции гонок Формулы – 1 были переданы новообразованной компании «Управление и развитие «Формулы – 1», директором которой стал Берни Экклстоун. Эта же компания распределяла доходы от трансляций[1]. С тех пор Экклстоуна не без оснований называют «боссом Формулы – 1».
1980-е годы были эрой турбомоторов. Первый двигатель с турбонаддувом был применён командой Рено в 1977 году. К 1987 году мощность моторов превышала 1000 л. с., что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колёсами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака[2]. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а в 1989 году турбодвигатели вообще были запрещены.
В начале 1990-х годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, всё больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений.
В 1992-м и 1997-м годах были заключены второй и третий Договоры согласия. Срок действия последнего истекает в 2007 году.
В 1980-е годы в чемпионате образовалась группа так называемых топ-команд: McLaren, Williams, Ferrari, Бенеттон (в настоящий момент называется Рено). С 1984 года все чемпионаты мира были завоёваны этими командами, а в большинстве сезонов именно эти 4 команды занимали первые 4 места в Кубке конструкторов.
Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира: пара Прост—Сенна, выступавшая вместе в команде McLaren, одержала 15 побед на 16 Гран-при (16-я победа досталась Герхарду Бергеру, который закончил гонку лидером на первом для Ferrari Гран-при без «Комендаторе» Энцо Феррари). Точка в соперничестве была поставлена в 1994 году, когда Ален Прост завершил свою карьеру, а Сенна попал в смертельную аварию на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Смерть одного из величайших гонщиков потрясла весь мир и сильно повлияла на стандарты безопасности. После гибели Сенны ни один пилот не умирал на трассе Формулы – 1.
Стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в Формулы – 1 привели к огромному росту затрат. На начало XXI века бюджет многих команд Формулы – 1 составлял несколько сотен миллионов долларов в год[3]. Это привело к тому, что с 1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.
Начало XXI века в Формуле-1 прошло под безусловным доминированием команды Феррари: с 2000 по 2004 гг. пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял ещё 2 титула в 1994 и 1995 гг., выступая за команду Benetton). Ему же принадлежит множество других рекордов в Формулы – 1. В 2001, 2002 и 2004 годах преимущество болидов Феррари было столь велико, что итальянская команда не оставила остальным ни единого шанса. Подавляющее превосходство одной команды над остальными могло быть одной из причин многочисленных перемен в спортивном регламенте.
В первые годы XXI века FIA часто вносила существенные изменения в регламент. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки.
Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны, и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков). Не все меры достигли объявленных целей, в частности, из-за невозможности менять резину в течение гонки, к финишу она изнашивалась настолько, что создавала опасность для управления болидом.
Новая эра Формулы – 1 сопровождалась и скандалами. На Гран-при Австрии сезона 2002 лидирующий Рубенс Баррикелло по приказу своей команды Феррари пропустил вперёд своего напарника Михаэля Шумахера, чтобы тот набрал больше очков в борьбе за чемпионский титул. Это вызвало негодование среди зрителей, и с тех пор в Формулы – 1 запрещена командная тактика, то есть явные указания гонщику от руководства команд.
На Гран-при США 2005 года произошёл так называемый «шинный скандал»: в результате дефекта в шинах Michelin, который мог привести к серьёзным авариям, все команды, использующие резину этого производителя, отказались от участия в гонке. Были попытки разрешить ситуацию компромиссом, но они не увенчались успехом, поэтому на Гран-при США выступали всего 6 болидов.
Эти события, недовольство команд распределением доходов от проведения Гран-при Формулы-1, постоянные смены регламента – всё это стало причиной колоссального напряжения в отношениях между командами и FIA. Некоторые автопроизводители приступили к разработке альтернативного чемпионата, в котором будут участвовать их команды в случае, если договорённость не будет достигнута.
Начиная с сезона 2006 года вступает в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объёмом в 3 литра (которые использовались в Формулы – 1 в течение нескольких десятилетий) в пользу восьмицилиндровых с объёмом в 2,4 литра. Многие считают, что это коренным образом изменит Формулы – 1, в частности, пилоты отмечают изменения в манере вождения, необходимой для управления новыми болидами.
Команды – «отступники» вскоре после начала чемпионата 2006 года переменили своё мнение после того, как, с одной стороны, новые владельцы коммерческих прав на серию (CVC Capital Partners) пообещали пересмотреть принципы распределения доходов, а, с другой стороны, ФИА установила жесткие правила по участию в чемпионате 2008 года: заявки на участие должны были быть поданы в недельный срок до 1 апреля 2006 года. Все одиннадцать команд-участниц сезона 2006 сделали это в срок, после чего был проведен конкурс на оставшееся вакантным место 12-й команды (согласно спортивному регламенту-2008 в чемпионате участвует не более 12 команд). В течение двух недель было решено, что это место достанется будущей команде Prodrive Дэвида Ричардса.
2007 год преподнёс новые сюрпризы. 58-й сезон вошёл в историю благодаря двум громким событиям: феноменальному дебюту Льюиса Хэмильтона за команду Vodafon McLaren Mercedes и шпионскому скандалу между тем же McLaren Mercedes и Ferrari. Кроме того, впервые за много лет в борьбе за титул принимали участие четыре пилота от двух команд вплоть до последней четверти Чемпионата, а трое из них – до последнего круга последней гонки. Однако, не обошлось и без изменений в составе команд-участниц Чемпионата. Во-первых, в очередной раз была продана Jordan-Midland-Spyker, теперь получившая имя Force India. Во-вторых, дебют команды Prodrive был отложен на неопределённый срок в связи с тем, что новый Договор Согласия, разрешающий клиентские шасси, так и не был подписан.
Страны и города в которых проходили или планируется проведение Гран-при Формулы-1.
Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом. Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1.
На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и гонке. Кроме того в свободных заездах в пятницу команда может использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2 машины.
В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды. Очки, набранные запасным пилотом в гонке, будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов.
Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта.
За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле – 1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы – 1».
Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче – 15 минут. Третья – самая короткая – 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.
Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд — за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.
За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Система начисления очков такова:
Если приведенные мной убеждения и рассказанное заинтересовало, то более подробно о всем и о многом другом вы сможете узнать на таких сайтах:
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЫЛОК
АВТОБИОГРАФИЯ
АВТОРЕФЕРАТ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
ОТЧЕТ О ПОИСКЕ