Еще со времен, когда я был школьником, меня интересовали вещи, не понятные на первый взгляд. Я очень любил литературу, касательно тайн и загадок вселенной, мистики, паро-нормальных явлений и наличия иных цивилизаций. С возрастом, после определенного переосмысления всего этого материала, в более узкий круг я выделил управление сознанием человека. По-жизни я привык во всем всегда разбираться – для меня не должно быть «белых пятен», поэтому если мне что-то интересно, я стараюсь выжать максимум из объекта исследования.
Эта тема мне интересна в связи с тем, что механизмы управления сознанием человека настолько тонки и неуловимы, поэтому человек, над которым проводятся такие действия, никогда не заподозрит происходящего. В своей индивидуальной работе я хочу описать возможные методы и механизмы управления сознанием человека для того, чтобы люди знали что такое бывает и примерно догадывались о том, как это происходит.
План:
Гипноз — погружение человека в транс, осуществляемое при помощи воздействия на него монотонных раздражителей, или другими способами, в процессе непосредственных контактов, взаимодействий (визуальных, тактильных, аудио и т. д.) с этим человеком. В состоянии гипноза часто осуществляется внушение.
Техники гипноза известны человечеству с древности, давно известны техники медитации. В общем-то гипноз рассматривается как один из методов достижения изменённого состояния сознания. Изначально гипнотизёр назывался магнетезёр. Считалось, что магниты отводят от человека болезни и именно магниты вводят человека в транс.
В традиционном, классическом гипнозе, который пришёл к нам из XIX века и стал известен широкой общественности, гипнотизёр погружает человека в сон и подаёт ему прямые внушения-команды. Однако эти команды, вопреки обывательским представлениям, вовсе не обязательно выполняются; и уже давно показано, что ни в каком, даже самом глубоком, гипнозе, невозможно внушением заставить человека делать то, чего он не хочет делать, что противоречит его моральным принципам и убеждениям
Внушаемость «среднего» человека очень велика — это открыл для себя Анатолий Кашпировский, когда, как он сам писал, с удивлением обнаружил этот факт. Он с успехом использовал феномен массовых состояний для коррекции ряда хронических заболеваний и психологических отклонений, для лечения ожирения и т. п. Внушаемость — это самая важная характеристика, которая существует в кругу проблем, так или иначе связанных с гипнозом. Социологические опросы показывают, что нужные представления удаётся внушить довольно высокому проценту людей — от 40 до 75 %. Социологические исследования позволяют этот процент высчитывать в динамике, изучая, от каких факторов он зависит в наибольшей степени. Так, можно с определённостью выделить такие моменты, как интенсивность и продолжительность воздействия, правильно выбранный эмоциональный фон для внушаемой информации. Понятно, что в основе лежат особенности самой аудитории: её психологическое состояние, уровень общей информированности, а также количество (и качество) альтернативных источников, которые используются.
Существует также эриксонианский гипноз — по имени Милтона Эриксона, американского психиатра и психотерапевта. Созданный им метод гипноза кардинально отличается от классического своей недирективностью: терапевт не даёт клиенту инструкций и указаний, а вместе с ним помогает войти в особое состояние — транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. Обычному гипнозу поддаётся лишь некоторая часть людей, в транс же можно ввести практически любого человека. В этом состоянии человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.
Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание.
В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр то есть кадр демонстрируется зрителю также как и кино ровно 24 раза в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра занижены по сравнению с фильмом.
В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа. Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.
Промывание мозгов (англ. Brainwashing) — применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей. Вопросы о том, существуют ли на самом деле такие методы, являются очень спорными, и время от времени вызывают горячие дискуссии.
Термин «промывание мозгов», как и «зомбирование», широко не используется в психологии и других науках, потому что он совершенно неопределённый, и он исторически связан с политической пропагандой, не говоря уже об ассоциации с панической истерикой по поводу людей, одураченных иностранными идеологиями.
В данном контексте термин «промывание мозгов» обычно преподносится как некое сочетание манипуляций, направленных на то, чтобы осуществить изменение убеждений и мировоззрения при помощи пропаганды, давления и ограничения доступа к независимым источникам информации. В таком случае многие из этих методов часто используются в обыденной жизни, порой даже неосознанно, производителями рекламы, правительствами, школами, родителями, ровесниками и супругами, и в связи с этим весь ореол загадочности вокруг «промывания мозгов» надуман и совершенно преувеличен.
В этом контексте термин обычно употребляется наряду с понятиями «контроль над разумом» и «реформа мысли», и все они трактуются, как изменение мировоззрения человека и его верований при помощи внешних манипуляций.
Теория массового промывания мозгов
В тех обществах, где правительство поддерживает усиленный контроль средств массовой информации и системы образования и использует этот контроль для проведения пропаганды в широких масштабах, мощным результатом может стать промывание мозгов большим частям населения. Это особенно эффективно при апеллировании к националистическим или религиозным чувствам, в условиях низкой образованности населения и ограниченного доступа к независимым и иностранным СМИ.
Это такая область практической психологии, которая описывает технологии воздействия на психику человека с помощью языковых и других информационных конструкций.
Основная идея НЛП - влияние на подсознание человека в обход его сознания, и в следствие этого, изменение восприятия человека, формирование того или иного отношения к происходящим событиям, побуждение к тем или иным действиям.
То есть то, что в обиходе мы называем манипуляцией.
Основной точкой анализа текста обычно становится понимание того, что и кому он должен донести.
Первоосновы НЛП были разработаны около 1973 года Ричардом Бэндлером и Френком Пьюселиком., бывшими в то время студентами, и Джоном Гриндером, профессором лингвистики, в сотрудничестве с известным учёным Грегори Бейтсон Термин «нейролингвистическое программирование» отсылает к комплексу моделей и принципов, предназначенных для исследования того, как разум и нейрология («нейро»), языковые паттерны («лингвистическое») организации восприятия и познавательных способностей человека в систематических паттернах («программирование») взаимодействуют при конструировании субъективной реальности и человеческого поведения.
Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе. НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений, сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека. В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем, допускается возможность синтестезии, иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы. Таким образом, в НЛП считается, что допустимо и логично исследовать сам субъективный опыт человека. Следствием данного факта стала широкая вариация явлений, в которых применяется НЛП.
На улицах мы часто видим объявления: «Проводятся тренинги по усовершенствованию личности, избавлению от неудач, легкому способу…..бросить курить, стать успешным, познакомиться с девушкой, найти работу» и т.д. Может быть это и есть единственное решение всех проблем для меня, тебя, для нас всех... Существует множество различных взглядов на метод НЛП. Но что на самом деле он в себе несет – может быть вовсе ничего, а может быть он работает на благо человечеству, а может быть – вредит…пока что ответ на этот вопрос дадим мы каждый сам себе.
Я приведу пару небольших жизненных примеров, которые показывают противоречивость данного метода:
Пример 1. Очень многие прочли книгу А.Карра «Легкий способ бросить курить» и многие бросили, почти все мои знакомые – кто на месяц, кто на год, кто навсегда… Действительно – работает. Но в данной книге нигде не сказано – что нас ждет потом, может быть это повлечет за собой и другие изменения – через год, два, десять…У автора никто уже ничего не спросит…
Пример 2. Один мой знакомый, бывший учащийся нашего университета, рассказал мне, что читает книгу о возможностях человека. Все бы ничего, но меня насторожил факт – книга была напечатана на черном фоне, красными буквами в электронном варианте. Дочитав книгу с ним произошли небольшие изменения – в своем отчете по практике человек пишет: «Я незаменимый работник…я делаю все лучше всех…я все умею…» и в конце отчета «Я супермэн!»….Супермэна в прошлом году отчислили с летней сессии…
Что может нести нам такая информация – на первый взгляд – просто текст, а если разобраться, не совсем он и простой….
Ладно, товарищи, загрузил я вас,наверное, немного этими методами, извините.
Читайте книги, но желательно осознавайте что читаете...