ИДЕНТИФИКАТОР СКОРОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА ОСНОВЕ ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ищенко И.В., магистрант; Чекавский Г.С., доц.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Автоматизація технологічних об’єктів та процесів. Пошук молодих. / Збірник наукових праць 9 Міжнародної науково-технічної конференції аспірантів і студентів в м. Донецьку 24 – 27.05.2009 р. Донецьк: ДонНТУ, 2009.



    В настоящее время одним из актуальных направлений совершенствования промышленных электроприводов переменного тока является разработка способов регулирования их скорости без использования механических датчиков на валу двигателя, что позволяет повысить эксплуатационную надежность электроприводов, в том числе при их эксплуатации в агрессивных и взрывоопасных средах.
    Данный вопрос особенно интересен при использовании в качестве приводных вентильных двигателей (ВД), коммутация фаз статора которых осуществляется в функции углового положения ротора. Наибольшее распространение среди указанных двигателей нашли ВД на основе синхронной машины с возбуждением от постоянных магнитов.
    Современные принципы идентификации скорости двигателей переменного тока используют математическое описание двигателя в неподвижной ортогональной системе координат [1]. При этом идентификаторам присущи недостатки, которые заключаются в необходимости реализации операций интегрирования, что приводит к накоплению ошибки, особенно на низких частотах вращения двигателей.
    Целью работы является разработка идентификатора скорости ВД и исследование процессов в системе электропривода на основе ВД, замкнутого по идентифицируемой скорости.
    Математическое описание электромагнитных процессов в ВД на основе синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов имеет вид:

               (1)


где  -проекции напряжения ,тока и потокосцепления статора на оси стационарной системы координат, соответственно;
    &nbs- поток от постоянных магнитов ротора;
    &nbs- угловое положение ротора;
    &nbs- активное сопротивление и индуктивность рассеяния статора соответственно.
    Анализ (1), в частности, отображает возможность определения проекций    , двумя способами – во-первых, используя информацию об измеряемых напряжении и токе статора, и применении операции интегрирования; во-вторых, используя информацию о номинальном значении потокосцепления постоянных магнитов и измеряемом токе статора.
    При известных значениях проекций    , и их производных скорость ВД может быть вычислена по формуле:

               (2)


что совместно с выполненным анализом (1) позволяет предположить, что при построении алгоритма идентификации скорости можно избежать операции интегрирования.
    Структурная схема соответствующего идентификатора скорости ВД приведена на рис.1.


Рисунок 1 - Структурная схема идентификатора скорости ВД


    Для проверки этого алгоритма идентификации скорости было выполнено математическое моделирование процессов в системе электропривода на основе ВД. Рассматривался режим отработки приводом заданной тахограммы, когда в начале работы выполняется непродолжительный идентификационный пробег на небольшой скорости, составляющей 1% номинальной, с последующим разгоном до номинальной скорости.


Рисунок 2 – Графики переходных процессов в электроприводе с вентильным двигателем при работе по тахограме


    В результате исследований были сделаны следующие выводы:
    1) Идентификатор позволяет Погрешность вычисления скорости особенно проявляется в динамических режимах, связанных с изменением режима работы электропривода.
    2) Замыкание системы по идентифицируемой скорости приводит к увеличению колебательности переходных процессов в электроприводе. Это явление связано с тем, что идентификация выполняется на основании практически безинерционного объекта. Улучшения динамических свойств системы можно достичь путем использования соответствующей настройки контура регулирования скорости.

Литература

  1. Соколовский Г. Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием / Учебник. – М.: ИЦ "Академия", 2006. – 265 с.