ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

На тему: "Сущность и назначения жестов и мимики"

По курсу "Риторика"


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сущность и назначения жестов и мимике

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Слово – одно из величайших орудий человека.

Бессильное само по себе – оно становится могучим

и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя.

А.Ф. Кони

Мы должны знать и помнить, что мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, которому научиться может каждый. Совершенства можно достичь только с помощью практики.

Хотим мы этого или нет, но вся наша жизнь связана с общением и очень сильно зависит от него. Научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам публичного выступления и общению с публикой.

По моему мнению, нам очень повезло, что нам в магистратуре преподают риторику. Науку об ораторском искусстве и свойствах ораторской речи. Ведь говорить можем мы все, даже малые дети. Но говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый.

Благодаря предмету «Риторика» мы научились: доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время публичных выступлений, говорить увлекательно, ярко, интересно, владеть своим голосом, управлять вниманием слушателей, отвечать на неожиданные вопросы. Иными словами мы научились хорошо говорить. А человек, который умеет хорошо говорить, на голову выше остальных!

Благодаря этому предмету мы получили возможность не только получить полезные знания и использовать их в дальнейшем, но и отработать все приемы на практике.

Жест – есть не движения тела, а движение души.

Ф. И. Шаляпин

Лицо говорит вместе с языком

А.Ф. Кони

Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» - неречевыми средствами выразительности. У многих сложилось ошибочное мнение, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Все это - единый экспрессивный поток внутренней жизни человека.

Наука паралингвистика изучает факторы, которые сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе вербального общения; раскрывает сущность и виды паралингвистических средств общения, их роль в системе обратных связей при речевом взаимодействии. Неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть.

Паралингвистические средства общения характеризуются двойственностью. С одной стороны, они позволяют экономить речевые средства. С другой стороны, они компенсируют многое из того, что недоговорено словами, вскрывают подтекст, многозначность речи, ее стилистические оттенки, чувства, отношения.

Жесты и мимика, как голос, - могучие средства оратора.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Многие считают, что жесты заключаются в движениях рук и кистей. В действительности это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти не возможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Древние греки до Демосфена избегали жестов. Перикл говорил спокойно, соблюдая величественную позу и лишь из¬редка поднимая руку для такого же спокойного величествен¬ного жеста.

Но вот на трибуне Демосфен. Он весь огонь, весь одно дви¬жение. Его блестящие речи – половина его действительных речей, вторую половину составляли жесты.

Ему начинают подражать и другие. Спрошенный однаж¬ды, что нужно для хорошего оратора, Демосфен ответил: жесты, жесты и жесты!

Для начинающего оратора, при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Поэтому при жестикуляции необходимо использовать определенные правила.

1. Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что- то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

2. Жестикуляции не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности движения, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, стремлением воли, с выражением голоса».

«Мимика и слова должны соответствовать друг другу. Особенно обращайте внимания на то, чтобы не переступать за границу естественного» - Гамлет.

Глаза зеркало души. Оратор не должен равнодушно глядеть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда бросают взгляд даже на отдельного слушателя, если заметно его особое участие. Этот контакт глаз желательно укрепить. Беглого взгляда не достаточно. Необходимо не забыть ни одну группу слушателей, медленно обводить взглядом и потом взгляд то и дело направлять в задние ряды.

Кто выступает с непроницаемым лицом или окидывает окружающих затуманенным взором, едва ли завоюет сердца слушателей. Еще меньше достигнет успеха оратор, который примет вид, будто без зонтика попал под сильный ливень.

Мимика должна быть серьезной или веселой, но она всегда должна быть дружественной и никогда не нарушать меру. Никому не хочется видеть маску застывшего смеха. Естественно, дружелюбно, любезно – таков девиз настоящего оратора.

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жесты и мимика крайне необходима для успеха речи. Слушатель хочет понять не только смысл слов, но и почувствовать человеческое общение, ведь вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Практически не возможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений лица, положений и изгибов неуловимых для слова, в которых только и могут выразиться движения души. Игра красок лица, их оттенков высказывает тайны души красноречивее слова.

1.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Пер. с анг. – 2 исправ. Изд. – М.; Прогресс; Прогресс- Академия, 1992, 416с.

2. Реферат по языковедению "Поведение оратора при произнесении речи"

3.Библиотека Гумер-культурология. Савкова З.В. Язык чувств (Жесты и мимика как средство общения)

4. А.А. Волков. Курс русской риторики