СТАЛЬНЫЕ ОПОРЫ «ЭЛСИ» ДЛЯ ВЛ 35 И 110 КВ
Источник: http://www.news.elteh.ru/arh/2004/26/44.php
Воздушные линии (ВЛ) напряжением 35 и 110 кВ составляют в России
основу распределительной электрической сети высокого напряжения, кроме того, по
ним осуществляется электроснабжение крупных промышленных потребителей
электроэнергии. ВЛ 35–110 кВ – ресурсоемкие дорогостоящие объекты, поэтому
необходима разработка конструкций опор и технологий строительства, снижающих
затраты на их сооружение.
Автор Юрий Гунгер, генеральный директор ЗАО «ВНПО ЭЛСИ», г. Новосибирск
При типовом варианте строительства ВЛ 35–110 кВ используются стальные опоры или
опоры из центрифугированного железобетона (ЖБ).
Железобетонные опоры для ВЛ 35–110 кВ из-за их недостатков применяют только
в районах с простыми условиями строительства. Недостатки ЖБ опор: большая длина
стоек (22 м) затрудняет транспортировку; невозможно заглубить опору ниже 3 м,
что недостаточно для ее надежного закрепления в слабых и пучинистых грунтах;
большой вес стоек (около 5 т); слабая устойчивость железобетона к повреждениям
при транспортировке, погрузоразгрузочных и строительно-монтажных работах;
сложность подъема на опору без использования автовышки. Достоинства ЖБ опор:
простота монтажа, малый объем земляных работ при их установке, низкая стоимость,
невозможность расхищения деталей. Стальные опоры башенного типа, монтируемые из
пространственных ферм, собранных на болтах из прокатных уголков, – такова
конструкция подавляющей части стальных опор для ВЛ 35–110 кВ в России. Их
достоинства: относительно небольшой расход стали, простая транспортировка до
момента укрупнительной сборки, возможность подъема на опору без применения
автовышек. Недостатки стальных опор башенного типа: большое число деталей,
трудоемкость укрупнительной сборки, дорогостоящие перевозки после укрупнительной
сборки, большие затраты на строительство фундаментов, возможность расхищения
деталей опор.
Стальные опоры в виде конических труб многогранного или круглого
поперечного сечения, собираемые из сварных секций, широко используются в мировой
практике и очень мало в России (очевидно, из-за высокой цены). Их применяют в
регионах с низкими температурами, где использование ЖБ стоек не допускается, или
там, куда тяжелые и длинномерные ЖБ опоры трудно доставить.
Внешняя геометрия этих опор фактически совпадает с геометрией ЖБ стоек.
Плюсы конструкции: резко сокращаются расходы на фундаменты, так как стойки
занимают небольшую площадь и могут устанавливаться на один цилиндрический
фундамент; резко сокращается объем и номенклатура монтируемых элементов и
болтовых соединений, что снижает трудоемкость сборки; эстетичность сооружения.
Их минусы: повышенный по сравнению с решетчатыми конструкциями расход стали (при
том, что возможности материала при работе на изгиб в области нейтральных осей
сечения используются не полностью); возможность коррозии при нарушении
герметичности замкнутого пространства внутри труб; высокая стоимость из-за
увеличения веса и более сложной технологии производства.
Стальные опоры «ЭЛСИ»
Усовершенствованные конструкции опор для ВЛ 35 и 110 кВ из гнутых стальных
профилей переменного сечения были разработаны в новосибирском ЗАО «ВНПО ЭЛСИ».
Опоры ПС35П и ПС110П выполнены на одной базовой стойке, в которой скомбинированы
технические решения, использованные в решетчатых башенных опорах и в
многогранных опорах переменного сечения. Стойка опор ПС35П и ПС110П выполнена в
виде четырех несущих поясов, представляющих собой полуразогнутые швеллеры
переменного по высоте опоры сечения. Таким образом, сечение поясов меняется
по высоте как у многогранных опор, а поверхности стойки в области нейтральных
осей сечения – решетчатые как у опор башенного типа (рис.1 А, Б). В результате
новая конструкция оптимально использует механические свойства стали, что
уменьшает вес опоры, не снижая ее несущей способности.
Для опор ПС35П и ПС110П, вобравших в себя преимущества решетчатых опор
башенного типа и узкобазовых опор многогранного сечения, характерны:
Ресурсоемкость
и стоимость строительства ВЛ определяются физическими объемами работ и
существенно зависят от условий строительства (отличаются проектные фундаментные
решения, стоимость материалов, транспортные схемы). В таблице представлены
сравнительные характеристики объемов работ при строительстве 1 км одноцепной ВЛ
110 кВ на типовых стальных опорах башенного типа П110-5 и опорах ПС110П.
Сравнение выполнено для простых условий строительства. Из таблицы видно, что
физические объемы работ при использовании опор компании «ЭЛСИ» существенно ниже,
чем при применении типовых. В сложных условиях строительства разница еще более
существенна.
Сокращение
объемов работ при применении опор «ЭЛСИ» определяет значительное уменьшение
потребления материальных ресурсов при строительстве ВЛ 35–110 кВ. Это в свою
очередь снижает объемы перевозок и строительно-монтажных работ, сокращает сроки
строительства объектов, трудоемкость работ и потребность в использовании машин и
механизмов, наносит меньший экологический ущерб. По опыту проектирования и
строительства ВЛ 35–110 кВ на опорах ПС35П и ПС110П, в зависимости от региона
стоимость их сооружения ниже стоимости ВЛ на типовых стальных опорах на 20–40%,
а срок строительства меньше в 2 раза.
Проектирование ВЛ 35–110 кВ на опорах ПС35П и ПС110П освоил ряд институтов
системы «Энергосетьпроект» и нефтегазовой промышленности. Сегодня на этих опорах
построено около 170 км ЛЭП 35–110 кВ для предприятий электроэнергетики,
угольной, нефтегазовой и добывающей промышленности, в том числе в экстремальном
климате Заполярья. Срок эксплуатации первых объектов превышает 10 лет, аварий с
участием представленных опор не зафиксировано.
Опоры типа ПС35П и ПС110П удобны при сооружении ВЛ в условиях городской и
промышленной застройки, так как их строительство не требует дорогостоящего
выноса инженерных коммуникаций, они занимают небольшую площадь, хорошо
вписываются в городскую архитектуру, их легко транспортировать и монтировать в
стесненных условиях. С использованием этих опор построен ряд линий в Казани,
Кемерово и Новокузнецке.