Острую тревогу вызывает состояние пожарной безопасности в электроустановках. Доля пожаров, обусловленных опасным проявлением электрического тока (короткими замыканиями, перегрузками в электрических сетях, токами утечки через изоляцию, высокими переходными сопротивлениями в электрических контактах и электрической дугой) по отдельным регионам России колеблется от 20 до 40%. Только в 1997 г. произошло более 100 тысяч „электропожаров”, при которых погибло около 5 тысяч человек. При этом было уничтожено более 20 тысяч строений, а потери от них превысили 10 млрд. руб. в нынешних ценах. Ежегодно темпы прироста потерь от пожаров составляют в среднем 9%, гибели людей при пожарах - 16 %, уничтожается и повреждается примерно 800 тыс. м2 жилой площади. Особенно неблагополучное положение с пожарами сложилось в малых городах и сельской местности, на которые приходится 2/3 гибели людей и 70 % материальных потерь. Сопоставление одного из основных показателей пожарной опасности (число погибших на 100 тыс. населения) с аналогичным показателем развитых стран мира свидетельствует о том, что Россия здесь является бесспорным „лидером”. Относительные людские потери в 3-11 раз выше, чем в Японии и США. Естественно такое „лидерство” нелицеприятно для страны, ранее считавшейся ведущей и сильной державой. Как показывает статистика, Россия по уровню защиты и здоровья своих граждан находится на позициях стран третьего мира.
         Сложившаяся ситуация в области безопасности в электроустановках обусловливается комплексом факторов социального, экономического, организационного и технического характера.
         Укажем основные из них.
1. Кризисные процессы в экономике, возникшие в начале 90-х годов, спад производства, неплатежи и т. д.
2. Значительный амортизационный износ электрических установок, особенно в быту, из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Например, ресурс электропроводки жилья, построенного в 50-60-х годах, уже исчерпан, а средства на ее замену отсутствуют, что привело к значительному росту аварий, травм и пожаров.
3. Недостаточность финансовых средств, выделяемых на технику безопасности, ликвидация института профсоюзных инспекторов охраны труда и отказ от учета и расследования непроизводственного и бытового электротравматизма.
4. Отсутствие или несоответствие современным требованиям нормативно-технической базы в области электропожаробезопасности.
5. Отсутствие современных высокоэффективных средств электрической защиты.
6. Игнорирование сложившейся реальной обстановки в области электробезопасности в жилом секторе, особенно в сельской местности.
         Анализ статистических данных за последние 10 лет позволил выявить основные тенденции и факторы, определяющие уровень безопасности в электроустановках.
         С начала 90-х гг. отмечается снижение электротравматизма и пожаров на промышленных и сельскохозяйственных объектах, что объясняется общим спадом производства. Стали разваливаться колхозы и совхозы, многие предприятия снизили свои производственные мощности, отправив работников в длительные отпуска. Отдельные здания и сооружения были полностью закрыты и обесточены, что резко снизило риск возникновения электропоражений и пожаров. Закрытие предприятий, сокращение численности работников или их уход в длительные административные отпуска привели к росту численности людей в сфере торговли, малого бизнеса, предпринимательства, личного хозяйства. Развитие негосударственного сектора производства товаров и услуг потребовало увеличения энергооснащенности, роста электрических сетей и мощности, увеличения численности электроустановок, повышения требований к системе безопасности. Однако предприниматели, стремясь получить максимальные прибыли, не вкладывали и не вкладывают финансовые средства в охрану труда на своем производстве. Приобретаемые производственные объекты, как правило, не реконструируются, при этом используется устаревшее и изношенное электрооборудование, старые и кустарные технологии.
         В последние годы все более выражено прослеживается связь между двумя социальными группами населения - с высокими доходами и неимущими. Установлено, что если относительная разница между доходами богатых и бедных будет составлять порядка 20, то риск потери здоровья и имущества для этих групп населения будет оцениваться соответственно 2 и 10.
         Негативное влияние на условия безопасности оказывают и коммунальные службы. Постоянные сбои в отопительной системе жилых домов и административных зданий приводят к неплановому увеличению электрических мощностей потребителей, перегрузке электрических сетей, которые, в свою очередь вызывают аварии и пожары.
         Существенно снизилась активность агитационно-пропагандистской работы среди населения в сфере безопасного обслуживания электрооборудования и приборов вследствие коммерциализации средств массовой информации.
         При существующих тенденциях реструктуризации экономики, носящих негативный характер, в ближайшие годы увеличение числа электропоражений и пожаров, материальных потерь от них следует ожидать в жилом секторе и сфере негосударственного производства и услуг. Будет также нарастать разница в уровне электрозащиты между городским и сельским жильем, между состоятельными членами общества и неимущими.
         В зависимости от выбранной стратегии и характера применяемых мер прогноз уровня электропожаробезопасности может развиваться по негативному или позитивному сценарию.
         Негативный вариант развития наиболее вероятен при сложившихся социально-экономических условиях в стране. Если в ближайшие три года не будет создана нормативно-правовая база по обязательному применению УЗО и не будет освоено их серийное производство, то можно ожидать ежегодный рост гибели людей на 10-20%, количество пожаров - на 2-7%, материальных потерь без учета влияния инфляции - на 7-11%.
         Позитивный вариант развития обстановки с электротравматизмом и пожарами возможен при реализации основных положений федерального закона о пожарной безопасности, основ законодательства об охране труда и федеральной целевой программы „Пожарная безопасность и социальная защита”, принятие новых разделов ПУЭ, СНиП, ПТЭ и ПТБ. При позитивном варианте можно ожидать в течение 3-5 лет повышения уровня электробезопасности до значения 5-1010-6 и сокращения материальных потерь до 0,5% от ВНП, что в целом будет сопоставимо с аналогичными показателями большинства развитых стран.
         Федеральной целевой программой "Пожарная безопасность и социальная защита" предусмотрено освоение производства устройств защитного отключения и оснащение ими электроустановок зданий. В дополнение к этому Госстроем, Госстандартом и Минтопэнерго России было принято решение о введении в действие комплекса стандартов МЭК (Международной электротехнической комиссии), обеспечивающих возможность широкого использования УЗО.
         С целью экспериментальной проверки электрозащитной эффективности и эксплуатационной надежности УЗО главным управлением Государственной противопожарной службы МВД и Главгосэнергонадзором России были приняты руководящие документы о проведении в Западной Сибири и Центральной части России многолетнего широкомасштабного эксперимента по оснащению жилых и общественных зданий устройствами защитного отключения.
         По инициативе Алтайского гостехуниверситета и территориального управления „Алтайгосэнергонадзора” была разработана региональная программа, основными задачами которой являются:
* сбор статистических данных о работе электрозащитных средств и подготовка предложений по изменению действующей нормативно-правовой базы;
* апробация новых изделий с целью корректировки конструктивных и эксплуатационных параметров защиты для подготовки серийного производства.
         Для реализации основных мероприятий Программы необходимо выполнение следующего:
1. Создание экспертного и консультативного базового центра, осуществляющего научно-методическое руководство и обеспечивающего подготовку специалистов в области проектирования, монтажа, наладки и обслуживания УЗО.
2. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих широкое применение УЗО на объектах жилищно-гражданского назначения в Западной Сибири, включая Алтайский и Красноярский края, Новосибирскую и Томскую области.
         Разработка нормативно-технической документации:
1. норм пожарной безопасности по применению УЗО в электроустановках потребителей;
2. методических рекомендаций по оптимальному размещению УЗО на объектах (включая определение мест установки, количество, тип и параметры защиты);
3. методических рекомендаций по применению УЗО при эксплуатации электрооборудования жилых домов и общественных зданий;
4. методических основ сертификации безопасности электроустановок зданий;
5. разработка автоматизированной системы сбора и анализа статистических данных по травматизму и пожарам в электроустановках;
6. разработка компьютерных методов прогнозирования пожарной опасности коротких замыканий и токов утечки для обоснования эффективного использования УЗО;
7. разработка метода и средств измерения токов утечки в сетях напряжением 380/220 В с заземленной нейтралью;
8. разработка конструкторской документации и опытных образцов;
         Выпуск промышленной партии и подготовка серийного производства новых видов изделий:
* многофункционального электронного трехфазного устройства на токи до 125 А для объектов жилищно-гражданского и производственного назначения;
* электромеханического однофазного устройства на токи до 63А для жилых домов;
* вводно-распределительного устройства, оснащенного УЗО, для объектов жилищно-гражданского назначения.
1. Разработка организационно-технических мероприятий, обеспечивающих поэтапное оснащение гражданских зданий и жилых домов устройствами защитного отключения в городах и районных центрах региона Западной Сибири.
2. Проведение экспертизы и лицензирование работ в области проектирования, монтажа и обслуживания УЗО.
3. Проведение экспертизы отечественных и зарубежных образцов УЗО, используемых для оснащения объектов на территории Западной Сибири.
4. Разработка проектно-сметной документации на строительство жилых домов и общественных зданий с учетом установки УЗО.
         В развитии наметившейся тенденции широкого использования УЗО в Алтайском крае были приняты постановления администраций городов и районов об обязательном оснащении устройствами защиты объектов жилищно-гражданского назначения. Так, в Барнауле, начиная с 1994 г. было установлено более 4000 устройств отечественного и зарубежного производства. В текущем году планируется оснастить в первую очередь памятники архитектуры Барнаула и Бийска, объекты с массовым пребыванием людей, жилые корпуса санаториев курорта Белокуриха.