КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ

В.В. Зорин, д-р т.н.
(Национальный технический университет Украины «КПИ»)


Источник: Зорин В.В. Концепция компенсации реактивной мощности в распределительных электрических сетях//Промелектро 2005 - №3. С. 24 – 26.


Исходные условия

• В настоящее время в системах электроснабжения Украины (промышленных предприятий, городов и сельских районах) существует настоятельная необходимость проведения экономически оправданных мероприятий по энергосбережению, обеспечению нормированных показателей качества электрической энергии, повышение пропускной способности сети и надежности электроснабжения;
• компенсация реактивной мощности (КРМ) в распределительных электрических сетях является универсальным, комплексным средством повышения эффективности электроснабжения по всем указанным выше показателям и поэтому должна использоваться в первую очередь;
• на сегодняшний день отсутствует целый ряд нормативных документов, регулирующих отношение между энергоснабжающими организациями и потребителями при решении вопросов КРМ;
• учитывая вышесказанное, требуется разработка общей концепции КРМ в распределительных сетях, отвечающей новым экономическим отношениям в стране и согласованной с действующими законами Украины и отраслевыми нормативными документами.

Основные положения концепции КРМ

• При решении конкретных задач КРМ в системах электроснабжения следует ориентироваться на развитие рыночных структур при регулировании отношений между энергоснабжающей организацией и потребителем;
• в условиях коммерциализации деятельности электроэнергетических компаний наиболее предпочтительной экономической системой представляется экономика согласований, стержнем которой являются переговоры, согласования, поиск компромиссных решений;
• при рыночной экономике критерием поведения каждого участника рыночной системы являются собственные, эгоистические интересы, движущей силой экономического роста – конкуренция, а фундаментальным принципом рыночных отношений – равноправная экономическая справедливость;
• выбор приемлемых вариантов в этом случае должен происходить в результате переговоров между заинтересованными сторонами; после согласований должен быть составлен договор, где указывается условия КРМ, взаимные права и обязанности сторон, который следует рассматривать выше всех других документов; каждая сторона при этом стремится увеличить свой доход на основе индивидуальных решений;
• взаимоотношения сторон должны быть партнерскими и принимаемые решения следует направлять на достижение общей цели – снижения потерь электрической энергии, повышение ее качества и, в конечном счете, снижение себестоимости передачи и распределения электрической энергии;
• действующая и утвержденная в 2002 году Методика [1] не удовлетворяет основным принципам и требованиям рыночных отношений, главные ее положения основаны на ряде необоснованных или ошибочных посылок. Поэтому Методика не может быть рекомендована для дальнейшего применения и должна быть полностью переработана;
• проект методики «Економічно доцільні обсяги реактивної енергії, яка перетікає між електричними мережами електропередавальної організації та споживача», подготовленный «Укрсельэнергопроект», также требует переработки, так как он (проект) использует основные положения действующей Методики.

Выводы

       Таким образом, в отличии от действующей Методики, предложенные принципы взаимоотношений между энергоснабжающей организацией и потребителем при решении вопросов оплаты за перетоки реактивной энергии в условиях рыночных отношений позволяют:
1. Обеспечить прозрачность, понятность одной и другой стороне, научную обоснованность и справедливость взаимоотношений между энергоснабжающей организацией и потребителем.
2. Исключить одностороннее экономическое принуждение потребителя путем адресных «экономических и штрафных стимулов» и «адресных ценовых сигналов».
3. Реализовать демократический подход при выборе вариантов оплаты, а также основные принципы экономики согласований.
4. Гарантировать каждой стороне увеличение своего дохода на основе индивидуальных решений.
5. Осуществлять оплату за потребленную реактивную энергию непосредственно по показателям приборов учета, а не путем сомнительного пересчета по формулам с учетом ряда необоснованных штрафных коэффициентов.
6. Исключить оплату за генерирование опережающей реактивной мощности из сети потребителя в сети энергосистемы путем недопущения таких перетоков.
7. Реализировать на практике основные принципы свободных рыночных отношений при оплате за потребленную реактивную энергию и КРМ.

Литература

1. Методика обчислення плати за перетікання реактивної електроенергії між електропередавальною організацією та її споживачами // Офіційний вісник України. – 2002. – №6.
2. Зорин В.В. К вопросу об оплате за реактивную электрическую энергию // Техн. електродинаміка. – 2004. – №1.
3. Зорин В.В., Зорин В.В. Об оплате за перетоки реактивной мощности в условиях рыночных отношений // Техн. електродинаміка. – 2004. – №2.



Вверх