Электротехнический факультет
Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод
Актуальность темы.
В последнее время, в связи с розвитием элементной базы и появлением програмных средств, которые облегчают анализ и синтез сложных систем, значительно возрос интерес к системам автоматического регулирования (САР) с наблюдателем состояния (СС). Необходимость использования наблюдающих устройств обусловлена их способностью оценивать значение координат, которые невозможно или очень тяжело измерять непосредственно ( с помощью датчиков ). Дополнительныесведения о системе позволяют улучшить качество регулирования и расширяет возможности автоматизации технологических процессов. В електромеханических системах наблюдатели состояния целесообразно использовать для оценки таких сигналов как статический, динамический, електромагнитный и упругий моменты, электромагнитные потоки и потокосцепление, скорость двигателя и исполнительного органа механизма, натяжения материала который прокатывается и т.д. Но в процессе работы некоторые параметры объекта управления могут изменяться, что приводит к тому, что наблюдатель состояния в этом случае работает с большой ошибкой. Из-за этого очень актуальной темой является разработка наблюдателей состояния с адаптацией к изменению параметров в объекте, или, как их ещё называют, адаптивных систем.
Структура роботи:
1.1.Вибор объекта регулирования и его математическое описание в пространстве состояний
В общем линейная система в пространстве состояний имеет следующий вид [3] :
где A, B, C, D – матрицы; Первое из системы уравнений ( 1.1 ) обычно называется уравнением состояния, а второе - уравнения наблюдения. В общем случае системе ( 1.1 ) соответсвует блок-схема, изображенная на рисунке 1.1.1.2. Проверка наблюдаемости объекта
Для точного регулирования необходимо иметь информацию о текущем состоянии системы, то есть о значениях еременных состояния в каждый момент времени. Но некоторые переменные могут быть абстрактными, то есть не иметь физического аналога в реальной системе, поэтому их невозможно измерять. Измеряемы и наблюдаемы в системе есть физические выходные переменные yi(t) , если i меньше либо равно n , через которые можно однозначно выразить все составляющие вектора X(t). Систему
называют полностью наблюдаемой , если есть такой момент времени tk>t0 , что начальное состояние системы X(T0)=X0 можна определить по известному выходу Y(t) на интервале времени . Но делается допущение, что tk - любой не заданный промежуток времени, который допускается при условии tk>t0 . Пусть матрицы А и С розмерностью соответственно [n*n] i [r*n], тогда пара А и С наблюдаема при условии, что система (2.1) полностью наблюдаема. Тогда имеем критерий наблюдаемости : чтобы линейная стационарная ситема была полностью наблюдаема, необходимо, чтобы матрица наблюдаемости розмерностью n*[r*n] имела ранг n.1.3. Расчет корректирующих коэффициентов
Расчет корректирующих коэффициентов может быть выполнен методом «баланса коефициентов» [5] . Суть этого метода в том, чтобы сначала составить описание системы с помощью уравнений пространства состояний. После, определив матрицы А, В, С и D, и проверив систему на наблюдаемость, находим характеристический полином наблюдателя состояния по формуле : φc(p)=det(pl-A+LC) ,где L – матрица коеффициентов обратных связей наблюдателя состояния, которые и нужно найти. После этого выбираемжелаемый характеристический полином. Желаемый полином может быть задан в виде полинома Баттерворта, Бесселя, Чебишева или другим. А характеристический полином наблюдателя состояния имеет следующий вид: φc(p)= p+l
Набдюдающие устройства, которые восстанавливают переменные состояния объекта, могут также идентифицировать параметры объкта, которые невозможно измерять. В этом случае, наблюдающие устройства выполняются с самонастройкой по параметрам, которые идентифицируются, за счёт введения интеграторов, входные сигналы которых есть разницей между измеряемыми и оценочными значениями переменных состояния бъекта.
2.1 Адаптация к изменению момента инерции вала двигателя
Рассмотрим применение адаптивного наблюдающего устройства идентификации в системе подчинённого регулирования скорости двигателя посточнного тока [4] . В электроприводе возникают незапланированные изменения момента инерции. Построим адаптивное наблюдающее устройство, идентифицирующее изменение момента инерции. Для упрощения будем считать, что в замкнутой системе обратной связью по ЭДС можно пренебречь, а момент сопротивления остаётся неизменным. В качестве управляющего воздействия на нестационарную часть объукта рассмотрим ток двигателя, а в качестве выходной координаты - скорость. Схема адаптивной системы с наблюдающим устройством выполнена в среде Simulink пекета Matlab и изображена на рисунке 2.1.
2.2 Адаптация к изменению активного сопротивления двигателя
В процесе работы систем электропривода (ЭП) происходит изменение параметров объекта регулирования под возлействием изменения теплового состояния двигателя и изменения режимов его работи. Это может привести к нарушению характеристик системы и даже к потере системой работоспособности. Поэтому актуальной в настоящее время есть разработка и реализация средств, которые позволяют адаптировать систему регулирования к изменению параметров объекта регулирования Структурная схема модели НС, который восстанавливает значение актовного сопротивления, приведена на рисунке 1, где использованы такие обозначения: