Содержанием специальности "Философия науки и техники" является
исследование исторически сложившихся и своеобразно проявляющихся в современных условиях
всесторонних и многообразных взаимоотношений и взаимодействий философии, науки и техники.
Эти взаимоотношения существовали и существуют на протяжении нескольких тысячелетий. На
ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое
нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и
методологическими особенностями, являющимися предметом философского исследования.
После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области
научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря
которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии,
способствовали прогрессу науки. Со своей стороны, достижения конкретных наук
способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. К компетенции
философии науки и техники относится исследование проблем роли и значения фундаментальных
научных исследований для развития техники и, наоборот, роли и значения техники для развития
"чистого" знания.
Областью научных интересов философии всегда была проблема и генезиса науки и техники,
и роли социальных факторов в этом процессе. Философия оказывала и продолжает оказывать
заметное влияние на формирование методологических принципов современных научных
исследований.
Существенную роль в истории науки играли философские дискуссии, которые способствовали
становлению и развитию базовых моделей предмета научных исследований. В условиях
научно-технического прогресса одной из основных задач философии науки и техники является
исследование их статуса в современном обществе и их значения для его будущего развития.
Мы будем рассматривать науку как производство знаний. Но с этой точки зрения она
представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные
средства, необходимые для изучения явлений, - приборы и установки, с помощью которых эти
явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и
познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые
направлено научное познание). Это люди, занятые научным исследованием, написанием статей
или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий,
научных журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки
библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции. Список
такого рода можно продолжать и продолжать, но и сейчас бросается в глаза огромная
разнородность перечисленных явлений. Что их объединяет? Нельзя ли все это многообразие
свести к чему-то одному?
Простейшее и достаточно очевидное предположение может состоять в том, что наука - это
определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и
направленная на получение знаний. Стоит охарактеризовать эту деятельность, ее цели,
средства и продукты, и она объединит все перечисленные явления. Иными словами, изучать
науку - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по
производству знаний.
Правда, в значительной степени ученый и сам изучает и описывает свою собственную
деятельность: научные тексты, например, содержат подробное описание проделанных
экспериментов, методов решения задач и т.п. Но, описав поставленный эксперимент, ученый,
за редким исключением, не пытается проследить, как именно он пришел к идее этого
эксперимента, а если и пытается, то результаты такой работы уже не входят органично в
содержание специальных научных работ.
Итак, одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого за работой.
Но правомерно ли сводить изучение науки к описанию деятельности отдельных людей? Наука
это далеко не только деятельность. Деятельность всегда персонифицирована, можно говорить о
деятельности конкретного человека или группы людей, а наука выступает как некоторое
надындивидуальное, надличностное явление.
Забегая вперед, можно сказать, что речь идет о научных традициях, в рамках которых
работает ученый. Силу этих традиций осознают и сами исследователи.
Итак, наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее,
множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть
рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и
традиции - это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще
говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в
традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне
деятельности. Но изучая традиции, мы описываем некоторый естественный процесс, в то время
как акты деятельности всегда целенаправленны. Они предполагают выбор ценностей и целей
субъектом деятельности, и нельзя понять деятельность, не фиксируя цель. Философия науки,
будучи дисциплиной гуманитарной, сталкивается здесь с кардинальной для гуманитарного знания
дилеммой объяснения и понимания.
Изучив традиции, мы по этому еще не поймем деятельность. Нам для этого нужно вникнуть
в ее цели и мотивы.
Соотношение понимающего и объясняющего подхода - это очень сложная проблема не только
философии науки, но и гуманитарного познания вообще.
Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие
друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука.
И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как
традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и
научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития
научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не
только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире.
В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты,
средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и
кооперации научного труда и т. п.
В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с
исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла
современная "большая наука" с ее почти производственным применением сложных и дорогостоящих
приборных комплексов, с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности
и обслуживающих ее; с крупными объединениями специалистов разного профиля, с
целенаправленным государственным финансированием научных программ и т. п.
Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен.
И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы
формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов
на этот процесс.
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна
опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные
гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале.
Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.
Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных
научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин,
на выявление общих закономерностей их развития.
Если исходить из сопоставления наук об обществе и человеке, с одной стороны, и наук о
природе - с другой, то нужно признать наличие в их познавательных процедурах как общего,
так и специфического содержания. Но методологические схемы, развитые в одной области, могут
схватывать некоторые общие черты строения и динамики познания в другой области, и тогда
методология вполне может развивать свои концепции так, как это делается в любой другой
сфере научного познания, в том числе и социально-гуманитарных науках. Она может переносить
модели, разработанные в одной сфере познания, на другую и затем корректировать их,
адаптируя к специфике нового предмета.
Список использованной литературы:
1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995. - С. 286 с.
2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.- C.131-190 с.