СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ РЕШЕНИИ
Гукова Ю. А., Паслён В. В.
Донецкий национальный технический университет
Источник: Охорона навколишнього середовища та раціональне використання природних ресурсів/ Збірка доповідей VI Міжнародної наукової конференції аспірантів і студентів. Т. 1 - Донецьк: ДонНТУ, ДНУ, 2007. - 235 с., с. 154
К третьему тысячелетию человечество активно изучает, исследует и использует космос. Число космических полетов растет, но они постоянно сталкиваются с рядом проблем. Одной из таких проблем является проблема экологии космоса. В современной экологической науке существует раздел «Космическая экология», который охватывает вопросы взаимоотношений земной социосферы с космосом. Важным вопросом, который рассматривается этой дисциплиной, является загрязнение космического пространства объектами, так называемого космического мусора. Космический мусор - все антропогенные объекты, которые находятся на околоземной орбите или возвращаются в атмосферу, включая фрагменты или части тех объектов, которые закончили свое активное существование. Космический мусор включает как мелкие предметы - болты, старые отвертки, пластиковые пакеты, сломанные ручки, - так и гораздо более крупные, - например, обломки выведенных из строя спутников, блоков, отделившихся от ракет. Некоторые фрагменты оказались в космосе в результате саморазрушения конструкций, другие “выбрасываются” самими космонавтами.
Для населения Земли не представляет опасности мелкий мусор, находящийся в космическом пространстве, так как, попадая в атмосферу, он сгорает. Другое дело крупные фрагменты (несгоревшие полностью в атмосфере Земли), которые достигают поверхности планеты и могут привести к гибели людей и разрушению наземных объектов(города, заводы, АЭС и т.д.).
Говоря о проблемах, связанных с загрязнением космического пространства, нельзя не упомянуть о проектах отправки в космос высокотоксичных и радиоактивных отходов наземных промышленных предприятий. Хотя, казалось бы, удаление таких отходов в космос более благоприятно для биосферы Земли, нежели их захоронение в шахтах или в глубинах океана, однако такие проекты требуют тщательного экологического обоснования.
В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем объединения ранее существовавших Европейской организации исследований и Европейской организации по созданию ракет-носителей. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. По оценкам ЕКА, сделанным в 2002 году, количество космического мусора возрастает с каждым годом примерно на 5 процентов.
Так как предотвратить дальнейшее накопление в околоземном пространстве инородных объектов невозможно, ЕКА сейчас рассматривает возможность введения в эксплуатацию небольших спутников, которые будут сгорать при обратном прохождении через плотные слои атмосферы. Кроме того, планируется размещать их дальше от Земли, за пределами района, где работают космонавты.
Сейчас необходимо, чтобы система управления космической отраслью включала механизмы, обеспечивающие, с одной стороны, повышение в обществе уровня осведомленности в вопросах экологии космоса, а с другой - подготовку квалифицированных кадров.
На первый взгляд могло показаться, что данный вопрос является узко направленным, интересующим сравнительно небольшой круг людей и организаций, а поэтому едва ли заслуживающим первоочередного внимания общественности в сравнении с множеством вполне реальных «земных» экологических проблем. Однако, проанализировав события можно обнаружить целый ряд достоинств, учитывая, например, следующее:
1.Практически весь предшествующий «рутинный» опыт взаимо-отношений с природой человечество приобрело, находясь на протяжении миллионов лет в замкнутом пространстве биосферы. Что же касается работ в сфере космической экологии, то их история насчитывает лишь несколько десятилетий, а само направление в науке отнесено в разряд «новейших» дисциплин, так что в этой области следует ожидать важных открытий..
2.Деятельность в обсуждаемой сфере требует серьёзных специальных знаний и технических средств, а также обеспечения кадрами высокого и специфического характера подготовки. Всё это является стимулом для общего повышения уровня экологического и аэрокосмического образования.
3.Обсуждение космической темы способствует развитию интеллектуального кругозора, поскольку к вполне привычным локальному, региональному, национальному и глобальному уровням в экологии добавляется ещё более высокая ступень - космическая (вселенская). Так что для известного экологического принципа «мыслить глобально, а действовать локально» допустим расширительный подход в смысле космического мышления
4. Развитие космического направления в экологии может положительно сказаться на состоянии научного мировоззрения, духовности, культуры
Что же касается аэрокосмического образования, то его роль в обществе ещё заметно ниже по сравнению с общеэкологическим. Необходимо обеспечить тесное взаимодействие обоих образовательных направлений, рассчитанное на их взаимное проникновение, дополнение, обогащение потенциалов. Для решения этой задачи можно рекомендовать введение в школьный курс экологии темы «Экология космоса», а также составление и реализацию в высших учебных заведениях 3-4 уровней аккредитации документа «Совершенствование методологии изучения проблем аэрокосмического комплекса в системе экологического образования», который бы включал следующие положения:
1.Поскольку для многих специальностей во всех вузах предусмотрено преподавание учебной дисциплины «Основы экологии», то в её программу должна быть включена тема «Экологические проблемы предприятий аэрокосмического комплекса».
2.При наличии условий в отдельных вузах может быть открыта специализация «Космическая экология».
3.Достаточно просто организовать индивидуальную подготовку отдельных студентов в плане выполнения ими квалификационных работ по вопросу «Космической экологии».
В космической экологии, как и в биосферологии важен региональный подход. Это можно проиллюстрировать на примере Донецкой области, т.к. всем известно, что для нашего региона аспекты экологической реабилитации и природоохранного образования являются весьма актуальными. А поскольку Донецкая область является одним из самых крупных индустриальных, культурных, научных и вузовских центров в Украине, она вполне может послужить объектом для исследования и решения экологических проблем, в том числе в сфере подготовки квалифицированных кадров, повышения уровня экологической культуры общества, научно-технического обоснования природоохранной политики.
Так, в Донецком национальном техническом университете по существу сформировались необходимые элементы (мотивация, опытные специалисты, техническое обеспечение, административная поддержка, внутренние и внешние связи и т.д.) для организационного оформления «Центра эколого-аэрокосмического образования ДонНТУ». Что же касается Донецкой области в целом, то здесь существуют крупные специализированные вузы и кафедры, физико-технический и математический институты Донецкого научного центра НАН Украины, мощная индустрия,общественные объединения, т.е. все условия для формирования в дальнейшем «Регионального центра эколого-аэрокосмического образования».
© ДонНТУ 2009 Гукова Ю. А.