ТЕХНИКА: ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ

Ю.И.Макаришина
Донецкий национальный технический университет


Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники».


ТЕХНИКА КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ

Техника и технология в истории человечества начинается с того времени, когда люди стали использовать искусственные орудия ручного труда. Греческое слово «технэ» в переводе на русский язык означает искусство, мастерство, умение. Его употребляли уже Платон и Аристотель, анализируя искусственные орудия труда. Исходным моментом техники являются естественные производительные органы человека, прежде всего руки. Дополнение, усиление, замещения естественных рабочих органов человека имеют определенную социальную детерминацию, которая реализуется через использование природы и воплощения в естественных телах трудовых функций.

Созданный человеком объект называют артефактом (лат. artefactum — искусственно сделанный). Техника является совокупностью артефактов, но такая их трактовка дает лишь первое представление о ней.

Техника — совокупность созданных средств и орудий производства, а также мероприятия и операции, умение и мастерство осуществления трудового процесса.

Цель и функция техники — преобразование природы и мира человека согласно с целями, которые ставят люди, имеющие определенные потребности и желания. Следовательно, техника является неотъемлемой составляющей человеческого существования. Техника сама по себе не является целью. Она приобретает ценность только как средство. Можно рассматривать технику и как самостоятельный феномен, однако эта самостоятельность, в известной мере, относительна: техника органически вовлечена в контекст социального бытия и сознания, является основой цивилизации, находится в водовороте исторического времени и постоянно прогрессирует. Исторический путь человека неразрывно связан с усложнением и развитием техники, которая преодолела длинный путь, прежде чем достигла нынешних высот. В доиндустриальном обществе техника была ремеслом, что учреждалось на процессе дифференциации и специализации рабочих орудий [1].
В настоящее время не существует четкого и однозначного определения понятия «техника», хотя якобы все понимают его значение. Если под техникой понимать искусственно созданные вещи (артефакты), то возникает вопрос: а как быть, например, с городскими застройками? С картинами и скульптурами? С промышленными отходами? С породами домашних животных и растениями, которые также в известной мере создавались искусственно? Кроме того, нередко речь идет о «технике пилотирования» у летчиков, о «технике игры» у музыкантов, о «технике чтения» у школьников. Универсальное определение техники должно охватить все эти сущности.

Можно попробовать выделить самые существенные признаки техники и построить философское определение на их основе. Немецкие философы-техники X. Ленк и Г. Рополь осуществили анализ примет техники, выявленных в немецкой философской литературе, которых насчитывается более десятка — от «прикладного природоведения» к «стремлению к власти и подчинению природы». Простой их перечень ни на шаг не приблизил к пониманию природы исследуемого феномену и разработки его целостного и непротиворечивого определения. Проблема осложняется и в связи с разногласиями в словотолковании «техника» и «технология». Еще П. Енгельмейер употребил в российской философии термин «философия техники». В англоязычной литературе этот срок подается как  «philosophy of technology», однако это не есть  «philosophy of technique». Следовательно, философия техники в западном ее понимании встает быстрее как «философия неделимых техники-технологии». Иначе большинство контекстов западных авторов рискует остаться непонятными или понятными неадекватно. Да, например, французский философ Ж. Еллюль трактовал технику как «сумму рационально наработанных методов, которым свойственная безусловная эффективность... в какой-нибудь сфере человеческой деятельности». Как видим, и здесь речь идет о «технике-технологии».

Немецкий философ Ф. Раппе, анализируя существующие в философской литературе толкования понятия «техника», также пытался создать универсальное определение «техники-технологии», выделяя два его типа — узкое и широкое. В узком значении техника, по его мнению, является совокупностью предметных артефактов, созданных для осуществления инженерной преобразующе-конструктивной деятельности. Таких определений многих. Но у всех них варьируется то фундаментальное качество техники, которое можно было бы назвать принципом превращения. То есть техника является тем, с помощью чего человек превращает природу, самого себя, общество. И главной социальной функцией, культурным призванием техники является конструирование и реконструирование предметной реальности. Технику представляют с помощью орудий, предметов или алгоритмически-технологически. Она является тем, чем человек влияет на объекты, изменяя их. Но техника есть и тем, как именно он действует относительно этих объектов, однако при этом выявляет себя как технология.

Развитие техники — объективная предпосылка совершенствования человеческой деятельности. Конечно, каменная индустрия первобытной эпохи, мастерство ремесленника многих тысячелетий и современное высокотехнологичное производство — это разные этапы в бытии техники и ее роли в человеческой жизни.
Существует несколько концепций исторического развития техники. Для марксистского виденья, например, ее история отображена последовательными ступенями: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены перенесением на техническое устройство функций, которые раньше выполнял человек. «Естественное» подменяется «искусственным», созданным, расширяя границы овладения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Изменяется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир — это технизированное пространство и технологизированное время. Если вдруг исчезла бы техника, исчез бы и человек. Человечество существует и действует не в области невспугиваемой природы, а в мире техники — в техносфери.

Американский философ и социолог Л. Мамфорд считал, что отсчет в истории современной техники следует начинать с начала второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, он выделил три технические эпохи:
—  эотехническую  (1000—1750), в основе которой — «технология воды и дерева»;
—  палеотехническую  (от второй половины XVIII ст. к середине XX ст.), для которой характерными есть комплекс «угля и железа»;
—  неотехническую  (от середины XX ст.), которая использует комплекс «электричества и сплавов».

В основу периодизации положен основной вид энергии, используемой в технике, и «вещество», которое является главным в создании технических приборов.

Систему «человек—техника» относят к производительным силам общества. Различают технику пассивную (все производственные помещения, — сооружения, средства связи (пути, каналы, мосты), средства распространения информации (теле- и радиосвязь, компьютерная связь и тому подобное)  и технику активную (орудия труда ручного и умственного, обеспечивающего жизнедеятельность человека, аппараты управления производственными и социально-экономическими процессами) [1].

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ТЕХНИКИ

В науке существует три подхода к рассмотрению этого вопроса, которые условно можно обозначить как узкий, общепринятый и широкий. При узком подходе к технике относят какие-нибудь вспомогательные средства деятельности, то есть орудия и средства труда. Вряд ли такой подход можно принимать как в полной мере оправданный, поскольку при этом и ветвь, использованную как рычаг, нужно было бы считать техникой. В пределах общепринятого подхода технику рассматривают как совокупность технических устройств и средств, которые материализуют знание и способствуют увеличению эффективности человеческой деятельности. Это преимущественно инженерно-технический ракурс проблемы, необходимый для решения конкретных целевых заданий, но, бесспорно, недостаточный для решения глобального вопроса о месте и роли техники в жизни общества, о возможностях и условиях сознательной регуляции научно-технического развития.

Хоть и при таком подходе есть место для философских размышлений: ведь здесь возникают проблемы связи человеческой деятельности с процессами природы, вопрос об условиях эффективности человеческой деятельности и ее критериях, вопрос о связи понимания, контроля и алгоритмизации человеческой деятельности с неосознанным, спонтанным, естественным. Все эти проблемы и вопросы находятся в поле зрения философских исследований. При широком подходе в первую очередь обращают внимание на то, что понятие «техника» употребляют в разных значениях: мы говорим о технике быстрого чтения, технике актерской игры, технику игры на музыкальных инструментах и даже о технике интеллектуальной медитации. При таком употреблении понятия «техники» выходит за пределы обозначения технических устройств и может быть применено почти до всех сфер и направлений человеческой деятельности. А это свидетельствует о том, что техническая сторона является важной и необходимой стороной человеческого бытия, человеческого способа самоутверждения в мире.

Ознакомимся с несколькими показательными концепциями техники в пределах широкой ее трактовки. Прежде всего это концепция Б. Франклина о том, что по своей природе человек является существом, «которое производит орудия» («tool-making animal») . Эту концепцию поддержал марксизм, и она получила такое очертание: существуют законы природы, познавая которые, человек создает технику как «овеществленное» знание, как систему средств, с помощью которой превращает законы природы, действие естественных факторов на элементы собственной деятельности. Эта концепция, подкрепленная, казалось бы, неопровержимыми археологическими материалами, порождает много вопросов. Если техника - это воплощение знаний, то могут ли знания быть получены вне техники? Если человек в технических средствах реализует законы природы, то почему тогда техника противоречит законам природы? Как связанны техника и человеческая экзистенция в концепции «tool-animal making»?

Упомянутый ранее Е.Капп рассматривал технику как решение противоречий между органами тела и их функциями с позиции «природной души» человека. По мнению Е.Каппа, душа связана с присущим всей природе стремлением к росту и расширению и поэтому пытается превышать функции человеческих органов. В результате того и начинается продуцирование техники и технических средств. Эта концепция также находит эмпирическое подтверждение и способна объяснять определенные аспекты научно-технического развития, но и здесь остаются многие неосвещенные проблемы.

Ф.Дессауер считал, что в создании техники человек подражает божественному творению мира. Он допускал, что, разрабатывая технические средства, человек приобщается к так называемому «четвертому царству», где вне мира и вне человека в форме абсолютных идей существуют идеальные решения всех технических проблем. Создавая технику, люди лишь делают явным то, что находилось скрытым, и, следовательно, техническое творчество является проявлением высшего творческого принципа. Ценным в концепции Ф.Дессауера, бесспорно, есть акцентирование творческих моментов в технической деятельности человека. Но эта концепция не может удовлетворить людей реалистичного и атеистического направления мыслей.

Французский философ А.Бергсон выводил технику и техническую деятельность человека из принципиальной неспособности последней находиться в целостном слиянии с бытием. Человек живет в измерениях частичного, конечного, фрагментарного, а поэтому и в попытке как понять бытие, так и воспроизвести его создает механизмы, схемы, искусственные соединения. Но живая длительность бытия всегда остается вне этих искусственных образований. А.Бергсон подчеркивает преимущественно негативные аспекты техники и технической деятельности, но он достаточно метко выразил исходные аспекты технической деятельности, определенное противостояние техники и жизнь.

Немецкий философ-экзистенциалист М.Хайдеггер, один из самых авторитетных философов XX ст., считал, что техника связана с принципиальными особенностями человеческого существования в мире. Сердцевина бытия остается для человека закрытой и недосягаемой в результате потребительского отношения человека к миру. Человек пытается использовать вещи, а не постигать их в их бытийном смысле. Поэтому, вовлекая их в сферу своей потребности, он пытается придать им служебное назначение, вовлечь в систему актов человеческого жизнеустройства. Живя в сфере техники, человек все больше отдаляется от бытия, потому что техника в темпе ускорения становится средством продуцирования, фабрикации. Темпы замены вещей растут, и человек начинает напоминать бабочку, что едва касается цветов, порхая над ними. По мнению М.Хайдеггера, человек напрасно радует себя надеждой, что это он руководит техникой - в действительности техника требует человека, покоряет себе и будто несет ее на волне своего развития. Техника - это проявление того, что человек всегда бывает вытолкнут на внешнюю границу бытия. Чтобы положить конец порочному существованию, нужно в корне изменить способ мышления современного человека. В концепции М.Хайдеггера есть интересные объяснения целого ряда аспектов существования современной техники, а главное - призыв к более вдумчивому подходу к организации человеческого взаимодействия с миром.

Современный французский исследователь техники Ж.Еллюль считает, что техника является следствием общей рационализации жизни. Она порождена панлогизмом (тотальным господством логического мышления), ведет к стандартизации жизни, превращает средство в цель, а цель - в средство. По Ж.Еллюлю, техника - это «совокупность рационально произведенных методов, которые имеют бесспорно эффективность в каких-нибудь отраслях человеческой деятельности».

Своеобразную концепцию техники разработал современный немецкий исследователь X. Бек. Он определил технику «как встречу человеческого духа с миром, причем человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную (психическую и духовную) природу согласно с познанными им законами природы, и собственными целями». X. Бек не рассматривает фундаментов ни природы, ни человеческого духа; он лишь констатирует, что техника не может основываться либо лишь на законах природы, либо лишь на сущности духа. Налагая на природное свои формы и идеи, дух создает технику и в то же время глубже осознает себя самого. Концепция X. Бека может импонировать многим, особенно тем, кто занимается техническим творчеством.

Рассмотрим характеристики техники, определяющие ее сущность, которые были сформулированы, правда, по отдельности, в разных исследованиях. Главные из них следующие:

– Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития (от трудовых армий Фараона до современных промышленных производств). С точки зрения понимания техники как артефакта даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса –технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы и использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, – в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.

– Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), что очевидно, так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).

– Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие «технэ», следующее – к Новому времени (формирование представлений об инженерии), но основной этап падает на конец ХIХ – начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.

– Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание «новой природы» (о чем писал Ф.Бекон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных «фюсис» (природ). Все, что можно было – уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность.

Безусловно, данная характеристика техники, так же как и следующая, связана с современным ее пониманием, но универсального, внеисторического понимания техники просто не существует

– Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.
Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами (в том числе и новыми) и тем состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь. Разработка и производство полупроводников, ЭВМ или ракетной техники, так же как и других сложных технических систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования, так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и продукции и многих других факторов. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

В рамках современной технологии сложились и основные «демиургические комплексы», включая и «планетарный», т.е. воздействующий на природу нашей планеты. В ХХ столетии человек научился концентрировать для решения поставленных им задач необходимые для этого материалы и ресурсы, создавать соответствующие инфраструктуры (организации, коммуникации, сооружения и т.д.), готовить специалистов и т.п. Бросая все силы для решения военных, народнохозяйственных или просто ведомственных задач, государство и общество, с одной стороны, достигали своих целей, создавая новую технику, сложные технические системы, технологии, просто дорогостоящие машины и сооружения, с другой – невольно порождали (вызывали) различные процессы, как конструктивные, так и деструктивные, именно последние способствовали возникновению ряда кризисов – экологического, антропологического и т.д. Короче, в рамках современной технической действительности человек уподобился демиургу: по собственным замыслам он творит необходимые ему «демиургические комплексы», «миры» (главным образом технические). Во второй половине ХХ столетия демиургическая активность человека скачком достигла таких масштабов, приобрела такой характер, что сравнялась с геологическими и космическими факторами (процессами). Другими словами, человек превратился в «планетарного демиурга», но творчество этого научно-технического бога, похоже, стало угрожать жизни на Земле. Конечно, в формировании подобного хода событий виновата не только наука или техника, не меньшую роль здесь сыграли, например, такие факторы, как желание и воля новоевропейской личности реализовать свои идеалы, развитие имманентных механизмов власти, формирование массовой культуры и сферы потребления и другие.

Теперь охарактеризуем сущность техники, используя представления методологии. Другими словами, попробуем на то же самое взглянуть с теоретической (в варианте философско-методологического мышления) точки зрения.

Как мы уже отмечали, физическая, да и конструктивная форма техники – это только внешняя ее «оболочка», то есть явление, а не сущность. Сущность техники в чем-то другом. Чтобы добраться до сущности техники, рассмотрим некоторое техническое сооружение, например машину. Можно заметить, что всякая машина имеет назначение, и это назначение задается относительно целенаправленной деятельности человека (перемещать грузы, поднимать тяжести, вырабатывать энергию для таких-то целей и т.д. и т.п.). Отсюда можно заключить, что техника – это то, что выступает в качестве средства человеческой деятельности, то, что в значительной степени определяется контекстом деятельности (назовем эту деятельность условно «технико-использующей»). Однако не человек сам реализует в технике целевые функции технико-использующей деятельности, а именно машина. Спрашивается, за счет чего? Известно, что за счет сил природы. Даже эффект действия простейшего архаического орудия, например рычага или молотка, был основан на сочетании мускульных усилий человека и действии природных процессов. Если в технике древнего мира роль мускульных усилий человека была еще значительна, то в современной технике эта роль в плане инструментального эффекта близка к нулю; что не отрицает использование мускульных усилий в сфере управления и пусковых механизмов. Следовательно, вторая сторона техники – запуск и «действие» природных процессов (перемещение тел, действие сил, выделение тепла и т.д.). Но естественно, что техника предполагает нахождение («создание») таких природных процессов, которые как раз и позволяют реализовать нужные человеку целевые функции технико-использующей деятельности. То есть техника – это не сама технико-использующая деятельность и не просто процессы природы, а создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность принципиально за счет сил и процессов природы. В свою очередь, чтобы создать такие условия необходима еще одна деятельность; назовем ее «технико-производящей», в культуре именно эту деятельность чаще всего называют технической (инженерной, технологической). На стыке технико-производящей и технико-использующей деятельности живут собственно технические сооружения (орудия, машины, механизмы). Однако технические сооружения являются не только продуктами технической деятельности и средствами использующей деятельности, но и культурными (средовыми) условиями жизни человека: по сути, они влияют на все стороны его жизни – образ жизни, потребности, жизненную среду и т.д.

Таким образом, сущность техники описывается в пространстве четырех координат: первая координата задается категорией «технико-использующая деятельность», вторая – категорией «технико-производящая деятельность», третья – категорией «техническое сооружение», наконец, четвертая – категорией «техническая среда». На схеме это можно изобразить так:

 

Литература

1. Є. М. Причепій, А. М. Черній, Л. А. Чекаль. Філософія. – К: Академвидав, 2007р.

2. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. – Л., 1970 г.

3. РАН. Институт философии. Философия техники – история и современность. http://www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.html