|
|
Прокопенко Наталья Юрьевна
Факультет: Экологии и химической технологии
Специальность: Экология и охрана окружающей среды
Бисероплетение
|
|
Родословная бисеринки
История бисеринки началась в момент появления стекла.
Стекло нам подарила сама природа. Первое стекло образовалось из раскаленной лавы, вырвавшейся на поверхность.
О прозрачности такого стекла говорить не стоит – оно было практически черным (сейчас его называют обсидиан) [1].
Существует легенда, подаренная миру Плинием, о первых производителях стекла. Финикийские мореплаватели везли из Африки соду.
Оставшись у берега на ночлег, они развели костер, намереваясь поужинать. Но вокруг был только песок, и котел не на что было поставить.
Пришлось использовать куски соды. Под воздействием огня песок и сода расплавились, образовав стекло.
Возможно, существовали и другие варианты появления стекла, но принцип его получения неизменен.
Важно, что появление стекла дало большой толчок для развития человеческой цивилизации.
Первые опыты по изготовлению стекольных украшений были у египтян. Именно они применили стекло как декоративный материал.
Получив первый сверкающий сплав стекла, они увидели в нем сходство с драгоценными камнями.
Научились египтяне изготавливать и фаянсовые бусы, которые состояли из толченого кварца и были покрыты стекольной массой.
Вскоре фаянсовыми вставками стали выкладывать мозаику. И именно на египетской земле зародилось плетение бисером.
Бисерными сетками покрывали женские платья, из бисера низали браслеты, плели ожерелья и даже ожерелья фараонов создавали из золота и бисера.
Разнообразие форм и цвета бисера и бусин позволяло превращать изделия в произведения искусства.
Благодаря финикийцам бисер распространился по всему Средиземноморью в качестве денежной единицы [1].
В Древней Элладе стекло из символа богатства превратилось в предмет домашнего обихода.
Главными центрами по производству бисера стали Александрия и Рим. Здесь изобрели новую технику дутья, благодаря которой и началось производство стеклянной посуды.
Кроме этого, римляне научились очищать стекло от примесей, поэтому римский бисер и бусины очень высоко ценились.
Наряду с Римом производством бисера занимались и мусульманские страны.
Здесь совершенствовались технические приемы, бусины стали приобретать различные формы.
Кстати, слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означало «искусственный жемчуг» [1].
Весь предшествующий опыт переняли венецианские мастера и довели технологию работы со стекольной массой до совершенства.
Первые документы, которые свидетельствуют о производстве стекла в Венеции, датированы Х веком.
Стекло, которое научились здесь изготавливать, принято называть муранским, по названию небольшого острова.
Наряду с имитацией драгоценных камней и жемчуга в Мурано делали крошечные бусинки – бисер.
Долгое время Мурано был единственным городом в Европе, где производили бисер.
Его использовали для вышивок, для украшения внутреннего убранства церквей, гондол, для оформления праздничных столов.
Петрарка сказал, что Мурано – это другой мир, отраженный в самом правдивом – муранском стекле.
Великолепное изящество и тонкость украшений с позолотой и эмалью приводило в восторг всю Европу.
Венецианская монополия на бисер просуществовала до XVII века [1].
Долгое время никто не мог разгадать тайну производства муранского бисера и бусин.
И вот в XVIII веке в Чехии богемские мастера стали выпускать свою версию стеклянного бисера.
Они научились его гранить, покрывать различными эмалями, и в результате чешский бисер стал отличаться огромным разнообразием цветовой гаммы, размерами и огранкой.
Рынком бисера завладели чешские мастера и властвуют на нем и по сей день.
В Китае бисер обменивали на шелк и чай, в Новом Свете – на меха, в Африке – на слоновую кость, золото и рабов.
На Руси до появления бисера создавались прекрасные украшения из натуральных камней – бирюзы, кораллов и жемчуга.
Начало плетению из бисера было положено в XI веке в Киеве, где появились первые мастерские.
Затем открылись мастерские в Чернигове, Владимире и Рязани. Там занимались производством посуды, смальты для мозаики и бусин.
Но нашествие монголо-татар надолго приостановило развитие стекольного дела.
Восстановить производство бусин и стеклянного бисера пытались с помощью венецианских мастеров.
В XVII веке в селе Измайлово был построен стекольный завод, но постоянное производство наладить не удалось.
И только благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову Россия получила бисер, не уступающий по качеству венецианскому.
Российский бисер Ломоносова не имел аналогов за рубежом. Но после смерти гения завод закрылся, а бисер не очень хорошего качества стали производить кустарные стекольщики.
Однако, несмотря на такую нестабильность в стекольном производстве, к XIХ веку Россия смогла представить на суд мирового сообщества оригинальный бисер, который стал пользоваться спросом и за рубежом.
Это было обусловлено еще и тем, что в XVIII – XIХ веках в России начался настоящий бум увлечения бисером.
Бисерным рукоделием занимались все слои населения. Почти в каждом доме вышивали и плели из бисера. Бисер стал неотъемлемой частью национального костюма.
В специальных мастерских обучали рукоделию крестьянских девушек. Долгими зимними вечерами крестьянки ткали, низали, плели и вышивали.
Самыми настоящими центрами по изготовлению изделий из бисера были монастыри. Здесь украшали бисером церковную утварь, оклады икон и сами иконы.
Использовались различные техники: вышивание, вязание крючком и спицами, ткачество, плетение, инкрустация [1].
В XIХ веке было налажено машинное производство бисера, благодаря чему он стал доступен широким слоям населения.
Бисер широко использовался в декоре интерьера, в оформлении одежды, для создания замечательных украшений.
Во время Первой мировой войны и в последовавшие за ней тяжелые годы были забыты традиционные техники работы с бисером.
Но отношение к бисеру стало меняться в 60-х годах с появлением в США молодежного движения – хиппи: молодежь обратилась к этническому стилю индейцев.
Как мы видим, интерес к бисеру не исчезал на протяжении всей истории человечества [1]. Этот интерес немного угасал или возобновлялся, но был всегда.
Ему могли мешать войны, спады производства, профессиональные тайны, но любовь человека к бисеру осталась неизменной.
Сохранилась она и до наших дней. Время не властно над бисером – он сохраняет свой цвет, благодаря чему мы видим тот же сверкающий свет солнца, отраженный в бисеринке, что и автор, создавший произведение искусства много веков назад.
Ни один показ мод не обходится сейчас без демонстраций из бисера [1]. Вдохновение дизайнеры черпают сквозь толщу веков в культурах различных народов.
В современной моде бисер переживает второе рождение благодаря современным материалам и технологиям.
Литература
1. Наниашвили И.Н., Соцкова А.Г.
Фантазии из бисера. - Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб
Семейного Досуга» », 2008. – 256 с.: ил. + цв. вкл.
Рекомендуемые сайты по бисероплетению
1. Схемы бисероплетения. Техники плетения из бисера.
2. Схемы для бисероплетения.
|
|