Практическое определение предохранительных свойств взрывчатых веществ(ВВ)

Светлов Б.Я., Яременко Н.Е. Определение предохранительных свойств ВВ


Источник: Светлов Б.Я., Яременко Н.Е. Теория и свойства промышленных взрывчатых веществ. М., "Недра", 1966.232 с.


        О предохранительных свойствах ВВ судят по результатам испытаний в опытном штреке . Опытный штрек представляет собой трубу из котельного железа длиной 10—30 м с поперечным сечением 1,65—2 м. Почти вся труба, опирающаяся на бетонное основание, расположена на открытом воздухе; только часть ее на протяжении 3—5 м входит в кирпичное помещение. Расположенный в помещении конец трубы имеет днище из такого же железа. В днище сделано отверстие, диаметр которого равен диаметру мортиры, установленной на тележке и подкатываемой к днищу трубы во время испытаний.
        Мортира представляет собой массивный стальной цилиндр диаметром 550 мм и длиной 1140 мм, внутрь которого запрессован цилиндр из высоколегированной хромоникелевой стали. По оси внутреннего цилиндра высверлен канал диаметром 55 мм и длиной 900 мм, служащий для помещения заряда ВВ.
        Часть трубы перекрывается бумажной диафрагмой или автоматически открывающейся перед взрывом шторой. При помощи этой перегородки в трубе создают изолированную камеру объемом 10 л3. Эту камеру при испытаниях наполняют метановоздушной смесью, содержащей 8—10% метана, или же создают взвесь угольной пыли в воздухе из расчета 300 г пыли на 1 мг воздуха.
        Испытания ВВ производят отдельно по газу и пыли. При испытании ВВ по газу в мортиру помещают заряд весом 600 г (патроны в заводских оболочках), снабженный электродетонатором. Отверстие мортиры закрывают глиняной забойкой толщиной 1 см. Мортиру подкатывают к днищу трубы, замыкая ею изолированную камеру штрека. В камеру впускают метан до тех пор, пока анализ не покажет, что содержание его в воздухе находится в нужных пределах. После этого производят взрыв.
        О воспламенении или невоспламенении метана в камере штрека судят либо по показаниям гальванометра, соединенного с термопарой, установленной внутри штрека, либо по непосредственным наблюдениям пламени в окнах и у открытого конца штрека.
        При контрольных испытаниях в МакНИИ для каждого ВВ производят 10 испытаний с зарядами указанного веса, причем ни в одном случае не должно быть воспламенения газа. Аналогичным образом производят испытание на безопасность по воспламенению угольной пыли. В этом случае забойку не применяют, а испытуемый заряд берут весом 700 г. Описанный метод испытания не дает возможности с достаточной точностью выявить различие в предохранительных свойствах отдельных предохранительных ВВ.         
Для сравнительной оценки предохранительных ВВ можно использовать данные по числу воспламенений метана в заданном количестве параллельных опытов в штреке с зарядами одинаковой величины. Иногда о большей или меньшей безопасности применения того или иного ВВ судят по максимальной величине заряда, невоспламеняющего метан при определенном числе опытов. Чем больше вес заряда, не вызывающего воспламенения метана в камере штрека, тем более безопасным считают ВВ.         Практические методы оценки склонности ВВ к выгоранию в настоящее время находятся в стадии разработки.