3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не закончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять, сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика помогает воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались – не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадёт, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл,…, Вы ещё спросите,… – и добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приёма, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему.
4. Кроме того, готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Необязательно всё запоминать – смотрите в «шпаргалку»!
5. Перед тем, как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного – развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».
6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение.
7. Репетируя, не старайтесь запоминать отдельные фразы, обороты. Здесь есть опасность: высокая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; неблагоприятно это и для запоминания: ваша цель – запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.
8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.
9. И последний совет: на листке плана оставьте широкие поля – на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листа напишите фактическую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой приготовленные карточки. Произнесите речь на ходу.
Литература
- Михальская А.К. «Основы риторики». – М: «Просвещение», 1996 г. – 254 с.
- Александров Д.Н. «Риторика». – М: «Юнити-Дана», 1996 г. – 186 с.
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю. – М.: «Прогресс»,1993 г. – 262 с.
- © ДонНТУ 2009 Беловолова О. М.