Роль финансовых рисков в современной экономике крайне велика, и, что немаловажно, общепризнана. Пристальное внимание общества на уровне как теоретической науки, и профессионального сообщества, так и обывателей к проблематике финансовых рисков выступает одновременно индикатором роли данного явления в экономической жизни, и инструментом его ограничения. Развитие финансовых рынков, эволюционировавших в т.ч. в направлении увеличения специализации и разделения труда профессиональных участников, привело к росту количества организаций, вовлеченных в рамках своей профессиональной деятельности в процесс перераспределения рисков. При этом скрытое, неосознанное, латентное принятие рисков является наиболее опасным по сравнению с рационально-осторожным и даже спекулятивно-азартным, причем как для отдельных индивидов, будь то физические или юридические лица, так и в целом для общества, страдающего от повышения общего уровня системных рисков.
Финансовые риски, безусловно, несут определенные опасности для экономики, но, с другой стороны, в контексте общественно-экономического развития наличие финансовых рисков выполняет целый комплекс конструктивных «общественно-полезных» функций.
По своей природе проистекающий из неопределенности, риск создает двойственные сочетания факторов. Так, высокие суверенные риски развивающихся экономических систем определяют уровень доходности их долговых обязательств, способствуя привлечению инвесторов и развитию рынков ценных бумаг (с соответствующим развитием банковского сектора, финансовой инфраструктуры и т.п.). Обычно негативно воспринимаемый риск инфляции в ряде случаев создает соотношение внутреннего валютного курса и паритета покупательной способности национальной валюты, выгодное для отечественных производителей.
4. Виды финансовых рисков и их классификации.
Перечень финансовых рисков, набор их отдельных видов является достаточно стандартным, и в отношении определения видов финансовых рисков различные источники отличаются не столько в содержательной части, сколько в степени строгости, детализации и литературности формулировок. В связи с этим представляется возможным считать общепринятым выделение следующего набора финансовых рисков:
– кредитный риск как риск неисполнения обязательств (т.е. дефолта) в установленный срок;
– риск ликвидности как риск неспособности компании к оперативной мобилизации ресурсов для выполнения обязательств;
– рыночные риски, т.е. валютный, процентный и фондовый (или ценовой) как риски ухудшения финансового состояния в связи с неблагоприятным колебанием конъюнктуры соответствующего рынка;
– операционный риск как риск потерь, вызванных неадекватными или ошибочными внутренними процессами, действиями персонала или систем, а также внешними факторами.
Из приведенного относительно стабильно используемого набора базовых элементов в различных теоретических исследованиях и практических методологиях строятся различные классификации, отражающие как функциональную группировку, так и иерархическое позиционирование.
Отражением стандартного подхода западной практики и, в определенной степени, итогом эволюции исследовательской мысли выступают документы Базельского комитета по банковскому надзору, выделяющие следующие основные виды рисков:
– кредитные;
– рыночные риски (т.е. валютный, фондовый и процентный, в ряде случаев выделяемый отдельно);
– прочие риски (в т.ч. операционные, ликвидности, правовые, потери деловой репутации и прочие).
Представленная классификация является косвенным отражением целей Базельского комитета обеспечения стабильности финансовых рынков за счет соответствия величины капитала принимаемым участниками рискам. Риски, фактически, группируются по возможным подходу к их оценке, управлению и покрытию капиталом.
В других материалах комитета, в ряде случаев, выделяются дополнительные отражающие специфические цели соответствующих документов виды рисков (например, риск введения валютных ограничений, риск манипулирования финансовой информацией, риск хищения имущества). Однако базовая классификация представлена на достаточно общем уровне, что определяет ее высокую универсальность и постоянство. Это, в частности, выразилось в отсутствии необходимости изменений при достаточно существенном пересмотре рекомендаций Базельского комитета в 2001 году, призванном отразить усложнение форм и увеличение масштабов рисков международных финансовых рынков, нововведения последних лет в части финансовых инструментов, а также достигнутый прогресс в области оценки и контроля за рисками.
Кроме того, в качестве тенденции последних лет можно отметить минимальное заострение внимания на вопросах классификации, что, как представляется, связано с происходящим сближением и смешением рисков, как в части их комплексного и взаимосвязанного проявления, так и в части подходов и инструментария управления. Создание в рамках современного финансового инжиниринга гибридных инструментов перераспределения, хеджирования и страхования рисков ведет к стиранию граней между отдельными видами рисков.
В России, в условиях минимального уровня развития возможностей хеджирования и страхования финансовых рисков задача классификации рисков является более простой. Как регулятор рынка, наряду с предписанной ему нормотворческой функцией ставящий перед собой цель методологического содействия совершенствованию культуры делового оборота, Банк России предлагает следующую классификацию :
– кредитный риск;
– страновой риск;
– рыночный риск;
– процентный риск (в других документах Банка России включаемый в состав рыночных рисков );
– риск потери ликвидности;
– операционный риск;
– правовой риск;
– риск потери репутации;
– риски неправомерных и некомпетентных решений работников банка.
Стандарт НФА, как результат совместной работы представителей крупнейших участников российского финансового рынка, в первой редакции (2001 г.) предложил достаточно близкий вариант:
– кредитный риск;
– процентный риск;
– риск ликвидности;
– рыночные риски;
– операционный риск;
– другие виды рисков, в т.ч. риск концентрации портфелей; пруденциальные риски; риск потери репутации; правовые риски и др.
Вместе с тем, опыт автора позволяет считать оптимальным с учетом теоретической обоснованности, с одной стороны, и возможностей практического применения, с другой, подход, выделяющий следующие группы рисков:
– кредитный риск (или, в некоторых вариантах риск на контрагента);
– риск ликвидности (в других вариантах – фондирования);
– рыночные риски;
– операционный и прочие риски.
Ему отвечают организационные структуры многих российских банков, что, по сути, означает признание его адекватности потребностям бизнеса. Вместе с тем, с теоретической точки зрения, данный подход является компилятивным отражением комплекса факторов, включающего в т.ч. экономическую природу рисков, природу определяющих подверженность данному виду риска факторов, формы проявления, возможности оценки и управления.