Факультет экономики
Специальность: Управление Инновациями
Онлайновые игры можно считать пустой тратой времени и уходом от реальности, а можно превратить в эффективный инструмент поиска талантов и обучения сотрудников. К тому же они неплохой и безвредный для здоровья способ снятия стресса. Исследователи полагают, что пользу можно извлечь даже из распространенных сетевых игр, а заядлые геймеры могут стать весьма перспективными сотрудниками.
Бизнес-игры
Идея использования онлайновых игр в бизнесе не нова. Компании применяют специально разработанные игры для подбора и обучения сотрудников. Так, с 2000 года сотрудники немецкого офиса компании McKinsey играют в компьютерную игру CEO of the Future («Генеральный директор будущего»), цель которой - поиск новых талантов. А в компании Johnson & Johnson отдел фармацевтических исследований и разработки использует виртуальный мир и интернет-игру для обучения новых сотрудников (подробнее читайте в доп. материале). Одна из самых известных онлайновых игр - бизнес-симулятор компании LOreal. За восемь лет существования в ней приняли участие 21 тыс. студентов из 2200 бизнес-школ и университетов. Движение растет и развивается. Сегодня есть возможность, поиграв в онлайн-игру, не только понять, подходит ли вам та или иная работа, но и приобрести базовые навыки. Например, портал FunkyJob.ru предлагает всем желающим попробовать себя в роли торгового представителя и супервайзера компании Japan Tobacco International (JTI). Причем, в случае успеха и после дополнительного собеседования вам могут сделать предложение о работе. Есть и специальная игра для сисадминов, разработанная для продвижения блейд-серверов Hewlett-Packard. Она, по словам одного из пользователей, вполне может использоваться в качестве тестера при приеме на работу.
Широкий подход
Однако, по мнению Джона Хагеля и Джона Сили Брауна, сопредседателей Deloitte LLPs Center for Edge Innovation, пользу можно извлечь и из широко распространенных онлайновых игр с большим количеством участников, в частности в World of Warcraft. Они советуют компаниям, особенно тем, для кого важен творческий подход к решению задач, внимательнее присмотреться к принципам устройства подобных игр и, конечно, к людям, которые в них играют.
Портрет игрока
Вопреки убеждению, что компьютерные игры - удел подростков, типичный возраст игроков в WoW составляет 23-29 лет. Эти люди проводят за игрой в среднем по 23 часа в неделю, а общее число игроков по всему миру достигает 10 млн человек. Хагель и Браун утверждают, что игра привлекает людей с особым складом характера, позволяющим добиваться успеха в современном мире. Его основные черты: ориентированность на результат, понимание силы многообразия, умение добиваться успеха в «эпоху перемен» и учиться, играя, стремление к поиску новых, нетрадиционных решений. Игровое пространство позволяет людям не только проявить свои способности, но в некоторых случаях даже открыть таланты, которые так и остались бы скрытыми, не стань они геймерами.
Корпоративные ценности
Структура и правила World of Warcraft, считают Хагель и Браун, демонстрируют фундаментальные принципы обучения творческим методам мышления. В ходе игры, продвигаясь от простых уровней к более сложным, игроки накапливают опыт решения все более трудных задач, причем накопление опыта носит ярко выраженный коллективный характер. В отличие от бизнеса, где разговор о поощрениях зачастую сводится к деньгам, основная мотивация игроков - повышение собственной репутации. А поскольку продвигаться в игре проще коллективно, опытные игроки кооперируются, образуя команды. Участвовать в таких командах необязательно, но объединение усилий позволяет двигаться к цели намного быстрее. В компаниях команды по отдельным направлениям тоже не редкость, вот только образуются они по приказу сверху. Опыт же игры, по мнению исследователей, показывает, что принцип самоорганизации команд весьма перспективен. Кроме того, в WoW существуют простые и понятные принципы учета достижений. В компаниях тоже применяется система оценки по ключевым показателям. Но Хагель и Браун задаются вопросом, а что если использовать опыт игры и распространить эту систему на всех сотрудников. Причем, не просто распространить, а позволить им самим ее формировать и сделать ее открытой, например, для всех членов команды. В WoW этот метод работает, он позволяет игрокам не только объективно оценивать достижения друг друга, но и оперативно концентрировать усилия группы на наиболее перспективных направлениях. Стоит обратить внимание и на систему «корпоративных коммуникаций» - в игре есть механизм форумов, позволяющий делиться накопленным опытом. К тому же форумы дают дополнительную возможность выявлять таланты для привлечения работы в командах-гильдиях. Кроме того, нужно упомянуть и полезную практику регулярного «разбора полетов». Обсуждение, основанное на объективных и открытых для всех результатах, дает стимул к дальнейшей работе над собой, а значит и к последующему росту, можно сказать, к карьерному продвижению. Но наиболее ценно, что правила WoW не только поощряют игроков к обучению и саморазвитию, но приучают не бояться трудностей. Система устроена так, что приложенные усилия всегда окупаются успехом, поэтому игроки не жалеют времени на самоусовершенствование, а по мере накопления опыта стремятся к все более сложным задачам, развивая творческие способности. Немногие руководители компаний слышали об этой игре, пишут Хагель и Браун, и мало кто из них в нее играл. Но тем компаниям, которые стремятся выжить в нестабильном, быстроменяющемся мире, все же стоит присмотреться к ней поближе.
World of Warcraft (WoW; русск. world - мир; warcraft — военное ремесло) — многопользовательская ролевая онлайн-игра, разработанная Blizzard Entertainment. Четвёртая игра серии Warcraft, не считая дополнений и отменённой Warcraft Adventures: Lord of the Clans. Действие игр серии происходит во вселенной Warcraft — фэнтезийном мире, впервые представленном в игре Warcraft: Orcs & Humans в 1994 году. Действие World of Warcraft происходит через пять лет после событий, на которых окончилась Warcraft III: The Frozen Throne.
Согласно книге рекордов Гиннесса, World of Warcraft является самой популярной MMORPG в мире. 23 января 2007 года компания Blizzard выпустила пресс-релиз, в котором сообщалось, что количество подписчиков игры составило более 8 миллионов человек по всему миру, 22 января 2008 года количество подписчиков превысило 11 миллионов, а 23 декабря 2008 года — 11,5 миллионов человек.
Игра получила несколько наград, включая Gamespot’s Game of the Year Award, как лучшая игра 2004 года.
В отличие от предыдущих игр серии «Warcraft», данная не является стратегией в реальном времени. «World of Warcraft» позволяет игроку окунуться в знакомый мир, где, управляя игровым персонажем, он сможет исследовать местность, бродить по известным местам, бороться с монстрами, а также выполнять различные поручения, которые выдают управляемые компьютером персонажи. Кроме того, возможны поединки и с другими игроками — в дуэлях, на аренах или против игроков вражеской фракции. За успешное выполнение заданий игрок получает деньги, вещи и опыт. А за сражения с другими игроками — «очки чести», которые также можно потратить на экипировку.
Большинство заданий на начальном этапе выполняются в одиночку, но чем дальше игрок продвигается по уровням, тем задания становятся сложнее, и часть из них изначально рассчитана на то, чтобы игроки объединялись в группы. Существуют также специальные подземелья, так называемые «инстансы» (англ. instance), индивидуализированные локации для групп от пяти до сорока игроков. После дополнения «The Burning Crusade» разработчики отказались от дальнейшего создания подземелий на 40 игроков и сделали упор на подземельях для 25 игроков, подобные «инстансы» называют «рейдовыми» (англ. raid). Для координации действий таких больших групп игроки могут объединяться в гильдии.
Цели игры каждый определяет для себя сам. Это может быть исследование мира, совершенствование в какой-либо профессии, лидерство в боях на арене или просто достижение максимального уровня развития персонажа. С получением последнего уровня игра не заканчивается. Blizzard постоянно разрабатывает новые возможности для высокоуровневых игроков. Например, для того, чтобы собрать себе приличную экипировку, можно заняться выполнением заданий для фракций, чем постепенно менять их отношение к себе на более дружеское. Для этого в игре создана целая система «репутации», которая заключается в том, что если игрок выполняет задания какой-либо конкретной расы или фракции — их отношение к игроку меняется в лучшую сторону. Игроки с высокой репутацией к какой-либо фракции или расе получают уникальные бонусы. Простой пример — существует фракция под названием Кенарийская экспедиция — сообщество друидов и сопереживающих им. Если у игрока будет самый высокий уровень репутации — «Превознесение» (англ. Exalted) — в этой фракции, то он сможет купить Гиппогрифа — летающее верховое животное. Существуют также «взаимоисключающие» фракции: выполнение заданий для одной группировки вызывает у неё одобрение, в то время как противоположная фракция становится всё менее дружелюбной. Примером могут служить фракции Алдоров и Провидцев: встав на сторону Алдоров, игрок вызывает враждебное отношение Провидцев, и наоборот. Другой пример: племя кентавров Гелкис, полагающееся на помощь Матери Земли, и другое племя — Маграм, предпочитающее решать вопросы силой.
Согласно книге рекордов Гиннесса, игра «World of Warcraft» является самой популярной MMORPG в мире. Это целая страна со своими законами и даже рынками и финансовыми организациями. Если у игрока немного времени на игру, но ему хочется иметь развитого персонажа, он может заказать покупку игровой валюты или прокачку персонажа за реальные деньги, но подобные действия являются нелегальными и всячески преследуются разработчиками.
Все игровые персонажи в World of Warcraft привязаны к конкретным учётным записям. Игроки могут создавать до 10 персонажей в одном игровом мире. При этом к одной учётной записи не может быть привязано более 50 персонажей. При создании персонажа игрок может выбрать из десяти рас и десяти классов. Все игровые расы разбиты на две противоборствующие фракции — Альянс и Орду.
Определенные профессиональные навыки помогают персонажу добывать материалы, изготавливать из них для себя оружие, экипировку, готовить еду, варить зелья или просто зарабатывать деньги, продавая все это. Профессиональные навыки делятся на два типа: основные профессии и вторичные навыки. Каждый состоит из шести рангов и может развиваться до максимального значения в 450 очков. Для получения первого ранга достаточно просто подойти к соответствующему тренеру и изучить профессиональный навык, для последующих рангов его необходимо развивать. Развитие навыка происходит путем изготовления предметов по рецептам (под рецептами подразумеваются не только алхимические рецепты, но и выкройки, чертежи, эскизы и схемы) соответствующей профессии, а также при добыче ресурсов в случае добывающих навыков. Новые рецепты изучаются у тренеров либо из свитков, получаемых с монстров или в награду за задания. Самые редкие рецепты добываются с боссов подземелий или обмениваются на различные почетные знаки.
Основные профессии отличаются от вспомогательных навыков тем, что персонажи, изучившие определенные профессии, получают дополнительные бонусы, которых нет у персонажей с другими профессиями. Главное ограничение основных профессии заключается в том, что один персонаж может выучить не более двух основных профессий. Основные профессии в свою очередь делятся на два типа: производственные и добывающие профессии. Исходя из своего названия, производственные профессии ориентированы на производство (англ. craft) различных предметов из материалов, таких как доспехи, оружие, зелья и прочее. Добывающие профессии ориентированы непосредственно на добычу ресурсов, которые необходимы для производственных профессий. Поэтому чаще всего на начальном этапе игроки выбирают либо две добывающие профессии (что позволит неплохо заработать, продавая ресурсы другим игрокам через аукцион), либо соответствующие друг другу добывающую и производственную профессию (чтобы обеспечивать производственную профессию ресурсами для изготовления необходимых предметов, которые в свою очередь можно либо продать, либо носить самому).
Для производственных профессий дополнительным требованием для изучения рангов является уровень персонажа. Каждый ранг, начиная с первого, можно выучить только в том случае, если персонаж имеет уровень не ниже 5, 10, 20, 35, 50, 65 соответственно для каждого ранга. Помимо этого некоторые производственные профессии имеют различные ответвления, школы, предоставляющие доступ к особым рецептам. Принятие одной школы делает невозможным изучение особых рецептов других школ данной профессии. Выбор школ (если таковые имеются у профессии) становится доступен после достижения определенного уровня персонажа и значения профессионального навыка, в награду за выполнение соответствующей цепочки заданий.
Алхимия (англ. Alchemy)
* Позволяет создавать из трав различные зелья, эликсиры, настои, а также преобразовывать элементарные вещества (элементы огня, воды, воздуха и прочие) из одного в другое. На начальных этапах развития профессия не приносит практически никакой прибыли, поскольку мало кто покупает низкоуровневую «химию», однако на максимальных уровнях наличие снадобий является необходимым для каждого члена рейдов.
* Сопутствующая добывающая профессия: сбор трав.
* Бонус: усиленное действие эффектов всех зелий, эликсиров и снадобий на владельца профессии.
Инженерное дело (англ. Engineering)
* Позволяет создавать различные вспомогательные устройства и полезные механизмы, ружья и патроны к ним, взрывчатку, механический транспорт. Главный минус — большинством изобретений пользоваться может только сам инженер, поэтому способов заработать на данной профессии очень мало (в основном — продажа патронов и огнестрельного оружия).
* Сопутствующая добывающая профессия: горное дело.
* Бонус: возможность улучшать собственную экипировку различными приспособлениями: ракетница на перчатки, турбоускорители на ботинки и прочее; создавать временные механизмы типа почтового ящика или робота для починки экипировки; телепортировать себя в некоторые города гоблинов; собирать механические летательные аппараты, доступные для использования только инженерам.
* Школы (выбор школы доступен персонажам не ниже 30-го уровня со значением навыка инженерии не ниже 200 очков):
* инженерия гоблинов — взрывчатка;
* инженерия гномов — вспомогательные средства для защиты или контроля противника.
Кожевничество (англ. Leatherworking)
* Позволяет шить из кожи, шкур и чешуи доспехи, сумки для боеприпасов, боевые барабаны и накладки. Собственно, накладки, усиливающие свойства экипировки — основной предмет заработка кожевника.
* Сопутствующая добывающая профессия: снятие шкур.
* Бонус: возможность улучшения собственной экипировки накладками за значительно меньшее количество ресурсов; возможность улучшения наручей особо эффективной накладкой, превосходящей любые другие бонусы на наручи.
* Школы (выбор школы доступен персонажам не ниже 40-го уровня со значением навыка кожевничества не ниже 200 очков):
o сила стихий — кожаные доспехи для магических классов (друиды);
o традиции предков — кожаные доспехи для бойцов ближнего боя (друиды, разбойники);
o чешуя драконов — кольчужные доспехи (охотники, шаманы).
Кузнечное дело (англ. Blacksmithing)
* Позволяет создавать кольчужные и латные доспехи и оружие ближнего боя. Также кузнец может из относительно дешевых материалов делать точило для лезвий оружия, грузило для дробящего оружия, ковать отмычки для запертых сундуков и дверей. Наибольшим спросом при продаже помимо непосредственно оружия и брони пользуются пряжки для ремней, за счет которых появляется дополнительное гнездо для самоцвета.
* Сопутствующая добывающая профессия: горное дело.
* Бонус: возможность создания дополнительных гнёзд для драгоценных камней в перчатках и наручах.
* Школы (выбор школы доступен персонажам не ниже 40-го уровня со значением навыка кузнечного дела не ниже 200 очков):
o оружейник — возможность изготовления и ношения особого оружия более высокого качества;
o бронник — возможность изготовления и ношения особой брони более высокого качества.
Портняжное дело (англ. Tailoring)
* Позволяет шить из ткани одежду, сумки, различные платья, костюмы и рубашки для праздников и повседневной жизни (не имеющие какой-либо ценности в бою), а также выполнять вышивку на штанах для усиления их характеристик. Одна из самых «беззаботных» профессий, поскольку спрос на сумки и вышивки есть всегда, а материал для них добыть довольно просто.
* Сопутствующая добывающая профессия: не требуется (ткань добывается с монстров).
* Бонус: возможность выполнить особую вышивку на собственном плаще для повышения его характеристик, создать летающий ковер, доступный для использования только портным.
* Школы (выбор школы доступен персонажам не ниже 60-го уровня со значением навыка портняжного дела не ниже 350 очков): шитье из луноткани, шитье из тенеткани, шитье из огненной чароткани — каждая школа дает возможность сшить особый комплект одежды из трех вещей.
Наложение чар (англ. Enchanting)
* Позволяет накладывать чары на оружие, одежду и доспехи, перманентно улучшая их существующие характеристики или добавляя новые. Реагантами для профессии являются осколки, субстанции и пыль — результаты расщепления предметов (англ. Disenchanting), обладающих магическими свойствами. Считается одной из самых полезных и популярных профессий за счет широких возможностей улучшения независимо от класса персонажа. Желающие приобрести чары на экипировку найдутся всегда, поэтому главная задача обладателей этой профессии — иметь как можно больший выбор рецептов.
* Сопутствующая добывающая профессия: не требуется (реагенты добываются расщеплением предметов).
* Бонус: наложение чар на собственные кольца.
Ювелирное дело (англ. Jewelcrafting)
* Позволяет делать кольца, ожерелья, а также драгоценные камни для улучшения экипировки, имеющей специальные гнёзда под их инкрустирование. Также позволяет просеивать руду на предмет наличия драгоценных камней. Как и наложение чар, ювелирное дело — одна из самых популярных и прибыльных профессий, поскольку спрос на драгоценные камни есть всегда. Профессия введена в дополнении The Burning Crusade.
* Сопутствующая добывающая профессия: горное дело.
* Бонус: возможность создания и инкрустирования в собственную экипировку нескольких особо мощных драгоценных камней.
Начертание (англ. Inscription)
* Позволяет писать магические свитки, временно повышающие характеристики, а также создавать символы (англ. glyphs), с помощью которых можно перманентно изменять различные способности персонажей. Например, увеличить урон или уменьшить время чтения заклинания. Каждый символ предназначен для персонажей определённого класса. В качестве исходных материалов служат чернила, получаемые с помощью красителей, которые, в свою очередь, делаются путем измельчения трав. Профессия введена в обновлении 3.0.2 «Эхо судьбы», предваряющем выход дополнения Wrath of the Lich King.
* Сопутствующая добывающая профессия: сбор трав.
* Бонус: возможность выполнения особых начертаний на наплечниках для повышения их характеристик.
Добывающие профессии
Изучение первых двух рангов добывающих профессий не требует конкретного уровня персонажа. Требование уровней для изучения рангов с третьего по шестой ранги соответственно: 10, 25, 40, 55. Помимо возможности собирать ресурсы изучение добывающих профессий предоставляет специальный фильтр для мини-карты («радар»), упрощающий поиск трав или залежей руды.
Горное дело (англ. Mining)
* Позволяет добывать полезные ископаемые: руду, драгоценные и обыкновенные камни — а также переплавлять руду в слитки. Добывать полезные ископаемые можно не только из залежей руды, но и из убитых каменных великанов.
* Бонус: Пассивная способность: крепость — дополнительное повышение здоровья персонажа с каждым рангом профессии ( + 600 хп на 6 уровне).
Снятие шкур (англ. Skinning)
* Позволяет снимать с убитых животных кожу, шкуру и чешую. Одна из самых «удобных» добывающих профессий, поскольку не нужно искать ресурсы — достаточно просто убивать нужных монстров.
* Бонус: Пассивная способность: знаток анатомии — повышение вероятности нанесения критического удара (+ 0,88% Крит. удар на 6 уровне).
Сбор трав (англ. Herbalism)
* Позволяет собирать растущие на земле травы, а также «разбирать» убитых травяных монстров.
* Бонус: Заклинание кровь земли — возможность лечения персонажа раз в 3 минуты ( + 3600 хп за 5 сек. на 6 уровне).
Вторичные навыки
Верховая езда (англ. Riding)
* Особый навык, позволяющий пользоваться ездовыми животными для ускорения перемещения по миру. Сражаться верхом на ездовом животном нельзя. Считается самым дорогостоящим навыком, поскольку для изучения последнего ранга требуется 5000 золотых монет (не считая стоимость самих ездовых животных).
* Навык имеет только 4 ранга, которые изучаются соответственно на 20, 40, 60 и 70-м уровнях. При изучении нового ранга значение навыка автоматически поднимается до максимального возможного на данном ранге значения. Первые два ранга позволяют пользоваться наземными ездовыми животными, увеличивающими скорость передвижения на 60 % и 100 % от обычной скорости передвижения («пешком»). Третий и четвертый ранги позволяют использовать летающих ездовых животных, увеличивающих скорость передвижения во время полета на 150 % и 280-310 % (при передвижении по земле скорость увеличивается лишь на 100 %).
* Для полетов в Нордсколе необходимо дополнительно изучить навык полетов в непогоду, доступный у тренеров с 77-го уровня либо в специальной книжке (привязана к учетной записи) с 68-го уровня.
Кулинария (англ. Cooking)
* Позволяет готовить еду для эффективного восстановления запасов здоровья и маны. Помимо этого большинство блюд накладывают эффект насыщения, предоставляющий игроку различные полезные бонусы, например: увеличение выносливости, силы, ловкости, ускоренное восстановление здоровья, маны и прочее. Также некоторые специальные блюда дают шуточные эффекты, типа внешнего превращения в пирата, ниндзя, скелета, уменьшения или увеличения роста.
Рыбная ловля (англ. Fishing)
* Вспомогательный навык, самостоятельно не дает никаких преимуществ, однако используется для обеспечения ингредиентами кулинарного навыка и алхимии. Иногда удается вылавливать небольшие сундуки с сокровищами, ценные предметы и даже морскую черепаху, которую впоследствии можно использовать в качестве ездового животного.
* Для любителей рыбалки каждое воскресенье с 14 до 16 часов по времени сервера (UTC+1) проводится рыболовный турнир Тернистой долины.
Первая помощь (англ. First aid)
* Бинты, создаваемые с помощью этого навыка очень полезны для быстрого восстановления здоровья во время боя. Бинты делаются из обычной ткани, потому являются дешевым и эффективным средством лечения, особенно для персонажей, не владеющих заклинаниями исцеления.
Персонаж любого игрока может танцевать при использовании команды «/dance». Также, некоторые NPC могут танцевать при определённых обстоятельствах, а в одном из подземелий (Stratholme) можно найти волшебную флейту, заставляющую танцевать всех игроков вокруг. Так же танцевать можно помощью команды: чат — emote — /dance.
Расы Альянса
* Мужчина — танец Джона Траволты из фильма «Лихорадка субботним вечером».
* Женщина — танец «Макарена».
* Ночной эльф — танец Майкла Джексона для песни «Billie Jean».
* Ночная эльфийка — танец Ализе для песни «J’en ai marre».
* Гном-мужчина — танец гофера из фильма «Мальчик для гольфа».
* Гном-женщина — сальса.
* Дворф-мужчина — казачок, также включает некоторые движения из фильма «Лихорадка субботним вечером».
* Дворф-женщина — ирландские степ-танцы.
* Дреней-мужчина — танец Далера Менди для песни «Тунак Тунак Тун».
* Дреней-женщина — танец живота, как это делает Шакира.
Расы Орды
* Орк-мужчина — танец MC Hammer'а для песни «U Can’t Touch This».
* Орк-женщина — танец из видео Джувенайла «Back That Azz Up».
* Тролль-мужчина — капоэйра.
* Тролль-женщина — танец Шакиры для песни «Whenever, Wherever».
* Нежить-мужчина — мош/хардрок.
* Нежить-женщина — «плакучая ива».
* Таурен-мужчина — смесь танцев «Noodle dance», «Raise the Roof» и «Peanut Butter Jelly Time».
* Таурен-женщина — «Electric Slide».
* Эльф крови — танец из фильма «Наполеон Динамит».
* Эльфийка крови — танец изначально основанный на танцах Бритни Спирс, но в основном базирован на видео корейской танцовщицы.
Формы шамана и друида
* Шаман (облик призрачного волка) — танец собаки Снупи из мультфильмов «Пинатс».
* Друид (облик лунного совуха) — танец Криса Фарли в комедийном видео «Chippendale».
* Друид (походный облик и облик кошки) — танец льва Шрама из мультфильма «Король-лев».
* Друид (облик медведя) — танец медведя из фильма «Доктор Дулиттл 2».
* Друид (облик древа жизни) — «твист».
Другие расы
* Огр — тот же танец, что и у друида в форме лунного совуха.
* Гоблин — в позе лотоса касается рукой земли, затем другой рукой.
* Мурлок — танец «The Michigan Rag» в мультфильме «One Froggy Evening».
* Араккоа — можно посмотреть при выполнении задания «Посланец» в Дикотопи, в локации Руины Бохаму. Тоже твист.
С обновлением версии 3.0.2, «Эхо Судьбы», в игру введена система достижений (англ. achievement — достижение, прост. «ачив»), которая учитывает все достижения игрока и начисляет за них очки, будь то убитый босс в подземелье, головокружительный прыжок с высоты 65 метров или новая прическа.
За некоторые особо крупные достижения игрок награждается специальными призами, которые невозможно достать обычнымы образом. Эти награды не дают игроку каких-либо функциональных преимуществ в игре перед другими игроками, однако позволяют ему выделиться среди всех. Награды бывают нескольких видов: ездовые животные, гербовые накидки, небоевые питомцы-спутники, титулы и прочее.
Титулы
Титулы, или звания — особые приставки в имени персонажа, подчеркивающие его прогресс в игре. Например, звание «Хранитель огня» говорит о том, что игрок активно участвовал в фестивале Огненного солнцеворота; звание «Дипломат» доступно тем, кто заслужил максимальную репутацию "Превознесение" (англ. Exalted) с изначально недружелюбными или даже враждебными фракциями. Игрок может иметь множество званий, но для отображения в имени может выбрать лишь одно.
До выхода дополнения The Burning Crusade единственным способом получения званий было убийство персонажей других игроков. Чем больше почетных убийств (убийств других игроков, не являющихся слишком низкими по уровню), тем выше звание. Самым высоким было звание «Главнокомандующий» (англ. Grand Marshal). После выхода дополнения получение таких званий стало невозможным, но уже полученные звания были оставлены. Поэтому игроки со старыми званиями заметно выделялись на фоне остальных.
С появлением системы достижений получение званий снова стало возможным, причем теперь не только за убийства других игроков. Старые звания сохранены и сделаны недоступными для получения.
Объединить миллионы игроков в одной вселенной невозможно с технической (необходимость высокопроизводительных компьютеров как со стороны сервера для обработки запросов, так и со стороны клиентов для обработки огромного количества моделей персонажей, разом умещающихся на экране) и игровой (когда выстраивается «очередь» из десятков игроков в ожидании возрождения монстра для задания) точек зрения. Поэтому созданы десятки игровых миров (англ. realms) — абсолютно одинаковых копий вселенной World of Warcraft. Каждый такой мир рассчитан на несколько тысяч игроков. При этом свободно переносить персонажей из одного мира в другой игроки не могут — для этого придется воспользоваться платной услугой переноса персонажа (англ. transfer). Также иногда в течение определенного промежутка времени предоставляются бесплатные услуги переноса персонажей из «перенаселенных» миров в менее нагруженные.
Состояние всех европейских игровых миров можно отслеживать на специальной служебной странице официального сайта игры wow-europe.com: состояние игровых миров.
Типы игровых миров
Все игровые миры делятся на несколько типов:
PvE
Обычные миры, «Перемирие», или PvE (Player vs. Environment — «игрок против окружения») — миры, в которых игроки занимаются, в основном, выполнением заданий, убийством монстров, прохождением подземелий и меньше времени уделяют сражениям против других игроков. Основное отличие таких миров состоит в том, что ни один игрок не сможет напасть на игрока другой фракции, пока тот не зайдет во вражескую столицу или самостоятельно не включит режим PvP. Также в мирах такого типа всегда можно создать несколько персонажей, относящихся к противоположным фракциям (но общаться с противоположной фракцией все равно нельзя).
PvP
Миры PvP (Player vs. Player — «игрок против игрока»), «Война» — миры, основная цель игроков в которых — сражение с другими игроками. Режим PvP в таких мирах включается автоматически, как только игрок выходит за пределы территорий, принадлежающих его фракции. Соответственно, в любой момент на него может напасть другой игрок из противоположной фракции. Получать награды PvP в таких мирах гораздо проще, чем в мирах PvE. К тому же до недавнего времени в одном таком мире можно было создавать персонажей лишь одной фракции.
Ролевые миры
Ролевые миры, или RP (Role-playing) — миры, в которых игрок должен отыгрывать «роль» своего персонажа, сделать его частью игровой вселенной. Ролевые миры также делятся на два типа: PvE (просто RP) и PvP (RPPvP). При этом игровая механика ролевых миров ничем не отличается от механики неролевых миров, здесь лишь действуют дополнительные, более строгие, правила поведения[10], такие как, например, запрет на общение в общих каналах чатов на темы, выходящие за рамки игровой вселенной (типа обсуждения личной, «реальной» жизни, новых дополнений и т. п.), контроль имен персонажей и другие. При этом никаких преимуществ игроки ролевых миров перед игроками остальных миров не получают.
Языковые группы
Все европейские игровые миры разделены на пять языковых групп: английскую, немецкую, французскую, испанскую и русскую. Главное ограничение языковых групп — обязательное общение во всех общих чатах игры (торговля, общение в столицах, на территориях игрового мира и полей боя) только на языке, соответствующем языковой группе, в которой находится данный игровой мир. Однако ограничение не распространяется на языковой пакет, установленный на клиентскую программу. То есть можно играть в игровом мире немецкой языковой группы, используя клиент с английским языковым пакетом — при этом общаться в чатах игры обязательно именно на немецком языке и учитывать, что названия объектов мира в вашей версии клиента будут отличаться от тех, что видят большинство остальных игроков.
Русская языковая группа отделена от остальных европейских — играть в русскоязычных мирах можно лишь с соответствующим установленным языковым пакетом. Также существует русская учётная запись, в которой абонентская плата ниже, но с неё невозможно играть в игровых мирах остальных языковых групп.
Помимо европейских также выделены языковые группы для США и азиатских стран, для выбора которых необходимо иметь соответствующую версию клиентской программы и учетную запись.
Боевые группы
Все игровые миры в свою очередь объединены в боевые группы (англ. battle groups). На одном поле боя одновременно могут сражаться игроки со всех миров, входящих в одну боевую группу. Игроки из миров, относящихся к разным боевым группам, никогда не встретятся на одном поле боя. Боевые группы обычно формируются из игровых миров одной языковой группы с примерно одинаковой степенью «развития» — то есть игроку из «молодого» мира со слаборазвитой экономикой не придется сражаться с хорошо экипированным игроком из более развитого мира.
Для полей боя и подземелий используются отдельные серверы, в результате чего может возникнуть ситуация, когда игровой сервер работает, а подземелья и поля битв недоступны из-за большого количества игроков в этих зонах. Следует отметить тот интересный факт, что российские игровые миры существенно более развиты в плане PvP, чем европейские игровые миры. Что было подтверждено временным (вследствие технической неполадки) слиянием одной российской Боевой группы и одной европейской. Через некоторое время после слияния на официальные форумы игры обрушился шквал жалоб от европейских игроков о том, что российские игроки не дают им выйграть на Полях Битв.[источник?]
Названия игровых миров
Обычно при создании администраторами новых миров руководствуются следующими принципами именования миров[8]:
* Обычные (PvE) миры именуются в честь героев, нейтральных персонажей или игровых достопримечательностей;
* PvP — в честь демонов, чудовищ, земель Орды или спорных территорий;
* RP — в честь благотворительных организаций;
* RPPvP — в честь темных организаций или культов.
Одним из несомненных преимуществ World of Warcraft является система аддонов (или «модификаций»). С помощью таких надстроек можно полностью менять пользовательский интерфейс, добавлять новые функции и тонко настраивать внешний вид игры под себя.
Существует множество аддонов, выполняющих различные функции.
Основные дополнения
-The Burning Crusade
-Wrath of the Lich King
-Cataclysm
О локализации игры на русский язык было объявлено 10 декабря 2007 года, 26 июня 2008 года началось альфа-тестирование, и 6 августа русский язык стал пятым европейским официальным языком, поддерживаемым World of Warcraft.
Все дополнения характеризуются повышением максимально допустимого уровня персонажей, а также появлением новых территорий и сюжетной линии, иногда профессий, рас и классов . Помимо дополнений периодически выпускаются контентные обновления, вносящие менее глобальные изменения (новые подземелья, балансировка игровых классов и т. п.).